Базальная тревога

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 21:01, реферат

Описание работы

Термин К. Хорни, обозначающий переживание ребенком чувства беспомощности и изоляции. Считается, что оно возникает в результате утраты чувства безопасности. Это основное понятие ее теории развития личности. Основными компонентами структуры личности признаются стратегии, которые вырабатывает индивид для того, чтобы преодолеть базальную тревогу.

Работа содержит 1 файл

Базальная Тревога.docx

— 67.74 Кб (Скачать)

     В различных комбинациях любой  из упомянутых выше факторов может  заставить ребенка вытеснить  свою враждебность и в итоге породит  тревожность.

     Но  неизбежно ли всякая инфантильная тревожность  ведет к неврозу? Наши знания не являются достаточно глубокими для адекватного  ответа на этот вопрос. По моему мнению, инфантильная тревожность является необходимым, но недостаточным условием для развития невроза. Представляется, что благоприятные обстоятельства, такие, как раннее изменение окружающей среды или нейтрализующие влияния  любого рода, могут предотвратить  невротическое развитие. Если, однако, как это часто случается, условия  жизни не способствуют уменьшению тревожности, тогда тревожность не только приобретает  устойчивый характер, но, как мы увидим позднее, она обречена на постепенное  усиление и приведет в движение все  те процессы, которые образуют невроз.

     Среди тех факторов, которые могут оказывать  воздействие на дальнейшее развитие инфантильной тревожности, есть один, который я хочу рассмотреть особо. Имеется огромная разница, будет  ли реакция враждебности и тревожности  ограничена теми обстоятельствами, которые  вызвали у ребенка такую реакцию, или она разовьется во враждебную установку и тревожность по отношению  к людям вообще.

     Если  ребенку повезет иметь, например, любящую бабушку, понимающего учителя, нескольких хороших друзей, его опыт общения с ними может предохранить его от убеждения, что от других людей  можно ожидать только плохого. Но чем более травмирующими являются его переживания в семье, тем  более вероятно, что у ребенка  разовьется не только реакция ненависти  по отношению к родителям и  другим детям, но также недоверчивое или злобное отношение ко всем людям. Чем больше ребенка изолируют, препятствуя приобретению им собственного опыта, тем с большей вероятностью развитие будет идти в этом направлении. И наконец, чем больше ребенок  скрывает недовольство своей семьей, например путем подчинения установкам родителей, тем в большей степени  он проецирует свою тревожность на внешний мир и, таким образом, приобретает убеждение, что мир  в целом опасен и страшен.

     Общее, пропитанное тревожностью отношение  к окружающему его миру может  также развиваться или нарастать  постепенно. Ребенок, который вырос  в описанной выше атмосфере, не осмелится  в общении с другими быть таким  же, как они, предприимчивым или драчливым. К этому времени он уже лишится  блаженной уверенности в своей  нужности, ценности для других и  будет воспринимать даже безобидное поддразнивание как жестокое отвержение. Он будет более ранимым и обидчивым, чем другие, и менее способным  к самозащите.

     То  состояние, которое вызывается или  порождается упомянутыми мною факторами  или схожими факторами, - не что  иное, как незаметно подкрадывающееся, усиливающееся, всеохватывающее чувство  собственного одиночества и бессилия во враждебном мире. Отдельные острые реакции на частные провоцирующие  ситуации кристаллизуются в склад  характера. Такой склад характера  сам по себе не образует неврозов, но является той питательной почвой, на которой в любое время может  развиться определенный невроз. Вследствие той фундаментальной роли, которую  данный склад характера играет в  неврозах, я дала ему особое название: базальная тревожность, которая  неразрывно переплетена с базальной  враждебностью.

     В психоанализе посредством тщательного  исследования всех различных индивидуальных форм тревожности постепенно признается тот факт, что базальная тревожность  лежит в основе отношения к  людям. В то время как отдельные  или частные состояния тревоги  могут быть вызваны действующей  в данный момент причиной, базальная  тревожность продолжает существовать, даже если в наличной ситуации нет  никакого специального ее возбудителя. Если сравнить невротическую картину  в целом с состоянием невротической  нестабильности в обществе, то базальная  тревожность и базальная враждебность будут соответствовать лежащим  в основании такой нестабильности недовольству и протестам против режима. Поверхностные проявления могут  полностью отсутствовать в обоих  случаях или же проявляться в  разнообразных формах. В масштабах  государства они могут проявиться в виде восстаний, забастовок, собраний, демонстраций; в психологической  сфере формы тревожности также  могут проявлять себя во всевозможных симптомах. Безотносительно к частной  побудительной причине все проявления тревожности проистекают из общей  основы.

     В простых ситуативных неврозах базальная  тревожность отсутствует. Они образуются вследствие невротических реакций  на отдельные конфликтные ситуации, в которых участвуют люди, чьи  личные отношения не нарушены. Нижеследующее  может служить в качестве примера  таких случаев, поскольку они  часто встречаются в психотерапевтической практике.

     Женщина в возрасте 45 лет жаловалась на сильное  сердцебиение и состояние тревоги  по ночам, сопровождавшиеся обильным потоотделением. Не было установлено каких-либо органических причин, и все указывало на то, что она здорова. Она производила  впечатление сердечной и открытой женщины. Двадцать лет тому назад, по причинам, лежащим не столько в  ней самой, сколько в сложившейся  ситуации, она вышла замуж за человека, который был старше ее на двадцать пять лет. Она была с ним очень  счастлива, удовлетворена сексуально, имела троих здоровых детей, была хорошей матерью и хозяйкой. В  последние пять или шесть лет  ее муж стал несколько эксцентричным, а его сексуальная потенция уменьшилась, но она перенесла это без какой-либо невротической реакции. Затруднения начались за семь месяцев до ее обращения к специалисту, когда приятный мужчина ее возраста начал проявлять к ней особое внимание. В результате этого у нее зародилось чувство негодования и обиды на своего престарелого мужа, но она полностью вытеснила это чувство по причинам, которые были очень весомыми с точки зрения всех ее нравственных и социальных правил и в основе своей хороших супружеских взаимоотношений. Небольшой помощи в процессе нескольких бесед оказалось достаточно, чтобы она стала способной ясно видеть суть конфликтной ситуации и вследствие этого избавилась от донимавшей ее тревоги.

     Ничто не может лучше прояснить важное значение базальной тревожности, чем  сравнение отдельных реакций  в случаях невроза характера  со случаями, подобными описанному выше, которые относятся к группе простых ситуативных неврозов. Последние  встречаются у здоровых лиц, которые  по понятным причинам неспособны сознательно  разрешить конфликтную ситуацию, то есть неспособны ясно осознавать существо и природу конфликта и как  результат этого неспособны принять  ясное решение. Одним из наиболее выступающих различий между этими  двумя типами неврозов является поразительная  легкость достижения терапевтических  результатов в случае ситуативного невроза. В неврозах характера терапевтическому лечению приходится преодолевать огромные препятствия, и поэтому оно продолжается в течение длительного периода  времени, иногда слишком долго для  того, чтобы пациент мог дождаться  выздоровления; но ситуативный невроз разрешается сравнительно легко. Внимательное обсуждение ситуации часто оказывается  не только симптоматической, но также  каузальной терапией. В других ситуациях  каузальной терапией является устранение затруднения путем смены окружающей обстановки.

     Таким образом, в то время как в ситуативных  неврозах у нас складывается впечатление  об адекватности отношения между  конфликтной и невротической  реакциями, такая связь, по-видимому, отсутствует в неврозах характера. Вследствие существующей базальной  тревожности малейший повод может  вызвать крайне острую реакцию, что  мы более детально рассмотрим позднее.

     Хотя  диапазон форм проявления тревожности  или видов защит от нее бесконечен и варьирует у каждого человека, базальная тревожность везде  остается более или менее одной  и той же, варьируя лишь в степени  и интенсивности. Приблизительно ее можно описать как чувство  собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, который открыт обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти. Одна из моих пациенток выразила это чувство в спонтанном рисунке: она сидит посреди сцены в виде крошечного, беспомощного, голого ребенка, окруженного всевозможными угрожающими чудовищами, людьми и зверями, готовыми напасть на нее.

     В психозах часто встречается довольно высокая степень осознания наличия  такой тревожности. У пациентов-параноиков такая тревожность ограничивается отношениями с одним или несколькими  определенными людьми; у пациентов, страдающих шизофренией, часто имеет  место острое ощущение потенциальной  враждебности со стороны окружающего  мира, столь интенсивное, что они  склонны воспринимать даже проявляемую  по отношению к ним доброту  как скрытую враждебность.

     Однако  в неврозах редко встречается  осознание наличия базальной  тревожности или базальной враждебности, по крайней мере, оно вовсе не соответствует тому значению и влиянию, которое она имеет для всей жизни. Одна из моих пациенток, которая  видела себя во сне маленькой мышкой, прячущейся в норке, чтобы ее не раздавили (таким образом обнаружилась абсолютно  истинная картина того, как она  действовала в жизни), не имела  ни малейшего понятия о том, что  в действительности она боялась  каждого, и говорила мне о том, что не знает, что такое тревожность. Подспудное недоверие к каждому  человеку может скрываться за поверхностным  убеждением в том, что люди в целом  являются вполне симпатичными, и оно  может сосуществовать с внешне хорошими отношениями с другими; существующее глубинное презрение к каждому  может быть замаскировано готовностью  восхищаться.

     Хотя  базальная тревожность относится  к людям, она может быть полностью  лишена личностного характера и  трансформирована в ощущение опасности, исходящей от грозы, политических событий, микробов, несчастных случаев, консервированной пищи, или в чувство того, что  их преследует судьба. Для опытного наблюдателя нетрудно осознать основу этих отношений, но всегда требуется  интенсивная психоаналитическая работа, прежде чем сам пациент, страдающий неврозом, осознает, что его тревожность  в действительности относится к  людям, а не к микробам и т. п. и  что его раздражение против людей  не является адекватной и оправданной  реакцией на некоторую действующую  в данный момент причину, но что человек  стал в своей основе враждебным и  недоверчивым по отношению к другим людям.

     Прежде  чем описать влияние базальной  тревожности на процесс становления  неврозов, нам придется обсудить один вопрос, который, вероятно, возник у  многих читателей. Не является ли отношение  базальной тревожности и враждебности по отношению к людям, описанное  как основная составляющая неврозов, «нормальным» отношением, которое в  глубине души имеет каждый из нас, хотя, вероятно, и в меньшей степени? При рассмотрении этого вопроса  нам следует выделить две точки  зрения.

     Если  термин «нормальный» употребляется  в смысле типичного для людей  отношения, можно сказать, что базальная  тревожность действительно является нормальным следствием того, что на немецком философском и религиозном  языке обозначалось как «Angst der Kreatur» («Страх перед Творцом»). Эта фраза выражает мысль о том, что в действительности все мы беспомощны перед силами, более могущественными, чем мы сами, такими, как смерть, болезнь, старость, природные катастрофы, политические события, несчастные случаи. Впервые мы осознаем это, ощущая свою беспомощность, еще в детстве, но это знание остается в нас на протяжении всей нашей жизни. Страх перед Творцом имеет общий с базальной тревожностью элемент беспомощности по отношению к более могущественным силам, но он не означает враждебности со стороны этих сил.

     Однако  если термин «нормальный» употребляется  в смысле «нормальный для нашей  культуры», то можно утверждать следующее: в общем опыт приводит человека нашей  культуры, при условии, что его  жизнь не слишком защищена от жизненных  невзгод, к тому, что он становится более скрытным по отношению к  людям, когда достигает зрелости, менее склонным им доверять, теснее соприкасается с тем, что часто  поступки людей являются не искренними, а диктуются их малодушием и корыстью. Если он честный человек, он включает себя в их число; если нет, то будет  отчетливее видеть эти черты у  других. Короче говоря, у него формируется  отношение, которое определенно  сродни базальной тревожности. Однако имеют место также отличия: здоровый зрелый человек не чувствует себя беспомощным по отношению к этим человеческим недостаткам, и у него отсутствует та неразборчивость, которую  мы находим в базальной установке  невротика. Он сохраняет способность  проявлять достаточную дружелюбность  и доверие по отношению к некоторым  людям. Данные различия, возможно, могут  быть объяснены на основании того факта, что здоровый человек получил  большую часть своего отрицательного опыта именно тогда, когда мог  с ним совладать, в то время  как у невротика такой опыт пришелся на тот возраст, когда он еще не мог с ним справиться и вследствие своей беспомощности  реагировал на него тревожностью.

     Базальная тревожность определенным образом  влияет на отношение человека к себе и другим. Она означает эмоциональную  изоляцию, тем более невыносимую, что она сочетается с чувством внутренней слабости «я». А это означает ослабление самой основы уверенности  в себе. Она несет в себе зародыш  потенциального конфликта между  желанием полагаться на других и невозможностью сделать это вследствие идущего  из глубины недоверия и враждебного  чувства к ним. Она означает, что  из-за внутренней слабости человек  ощущает желание переложить всю  ответственность на других, получить от них защиту и заботу; в то же самое время вследствие базальной  враждебности он испытывает слишком  глубокое недоверие, чтобы осуществить  это желание. И неизбежным следствием этого является то, что ему приходится затрачивать львиную долю своей  энергии на успокоение и укрепление уверенности в себе.

     Чем более невыносимой является тревожность, тем более основательными должны быть меры защиты. В нашей культуре имеются четыре основных средства, которыми индивид пытается защитить себя от базальной тревожности: любовь, подчинение, власть и реакция ухода (отстранения).

Информация о работе Базальная тревога