Аутокомпетентность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 16:42, реферат

Описание работы

В психологии существуют разные определения личности, сформулированные различными научными направлениями. Естественно, что каждая психологическая школа обосновывает свою структуру личности. Основываясь на понимании личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности, мы спроектировали четырехкомпонентную структуру личности.

Работа содержит 1 файл

аутокомпетентность.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

Зеер  Э.Ф  Психология профессий      ( http://bookw.narod.ru/part2_4.htm) 

Профессионально обусловленная структура  личности

 
 В психологии существуют разные определения  личности, сформулированные различными научными направлениями. Естественно, что каждая психологическая школа обосновывает свою структуру личности. Основываясь на понимании личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности, мы спроектировали четырехкомпонентную структуру личности.  
 1. В фундаментальных трудах Л.И.Божович, В.С.Мерлина, К.К.Платонова убедительно показано, что системообразующим фактором личности является направленность. Направленность характеризуется системой доминирующих потребностей и мотивов. Отдельные авторы в состав направленности включают также отношения, ценностные ориентации и установки. Теоретический анализ позволил выделить компоненты профессиональной направленности: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработную плату, благосостояние, квалификацию, карьеру, социальное положение и др.), профессиональную позицию (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус. На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности.  
 2. Второй подструктурой субъекта деятельности является профессиональная компетентность. В толковых словарях компетентность определяют как осведомленность, эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Основными компонентами профессиональной компетентности являются:  
 • социально-правовая компетентность — знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;  
 • специальная компетентность — подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;  
 • персональная компетентность — способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;  
 • аутокомпетентность — адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции.  
 
А.К.Маркова выделяет еще один вид компетентности — экстремальную профессиональную компетентность1, т.е. способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.  
 В прикладной психологии компетентность часто отождествляется с профессионализмом. Но профессионализм как высший уровень выполнения деятельности обеспечивается помимо компетентности также профессиональной направленностью и профессионально важными способностями.  
 Исследование функционального развития профессиональной компетентности показало, что на начальных стадиях профессионального становления специалиста имеет место относительная автономность этого процесса, на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами. Основными уровнями профессиональной компетентности субъекта деятельности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.  
 3. Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств. Это сложный и динамический процесс образования функциональных и операционных действий на основе психологических свойств индивида. В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализируются, образуя самостоятельную подструктуру.  
 В.Д.Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности1.  
 Таким образом, профессионально важные качества — это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.  
 В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость, пластичность, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др.  
 4. Четвертой профессионально обусловленной подструктурой личности являются профессионально значимые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительно-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.  
 В исследованиях В.Д.Шадрикова и его учеников показано, что в процессе профессионализации личности образуются интегративные ансамбли (симптомо-комплексы) качеств. Компонентный состав профессионально обусловленных ансамблей постоянно изменяется, усиливаются корреляционные связи. Однако для каждой профессии существуют относительно устойчивые ансамбли профессиональных характеристик. В зарубежной профессиональной педагогике они возведены в ранг ключевых квалификаций.  
 Теоретическое обоснование этой группы профессионально важных качеств было сделано Д.Мартенсом на основе учета взаимосвязи и взаимообусловленности социально-экономических и технико-экономических процессов производства и тенденции использования в производстве, управлении и сфере обслуживания различного рода компьютерных технологий1.  
 К ключевым квалификациям относятся абстрактное теоретическое мышление; способность к планированию сложных технологических процессов; креативность, прогностические способности, способность к самостоятельному принятию решений; коммуникативные способности; способность к совместному труду и сотрудничеству, надежность, работоспособность, ответственность и др.  
 В зависимости от преобладающих профессионально важных компонентов в структуре ключевых квалификаций они могут быть отнесены к выделенным четырем подструктурам личности. Профессионально обусловленная структура личности отражена в табл.5.

Таблица 5

Подструктура Социально-психологические  и психофизиологические компоненты подструктуры Профессионально обусловленные ансамбли компонентов подструктуры (ключевые квалификации)
1 2 3
Социально-профессиональная направленность Склонности, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы Социально-профессиональные способности: готовность к кооперации, направленность на достижения, успех  и профессиональный рост, корпоративность, надежность, социальная ответственность  и др.
Профессиональная компетентность Профессиональные  знания, умения и навыки, квалификация Социально-правовая и экономическая компетентность, специальная компетентность, персональная компетентность (знания и умения, выходящие  за рамки одной профессии), аутокомпетентность
Профессионально важные качества Внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, самостоятельность  и др. Профессиональная  самостоятельность, социально-профессиональный интеллект, способность к планированию технологических процессов, диагностические способности, профессиональная мобильность, самоконтроль и др.
Профессионально значимые психофизиологическиесвойства Энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительно-двигательная координация, реактивность и др. Обобщенные  профессиональные способности: координация  действий, быстрота реакции, глазомер, ручная сноровка, выносливость, стрессоустойчивость, работоспособность и др.

 
 В процессе профессионального становления  содержание подструктур изменяется, происходит интеграция компонентов внутри каждой подструктуры, развитие сложных профессионально обусловленных констелляций, интегрирующих компоненты разных подструктур, что приводит к образованию ключевых квалификаций. Последние обеспечивают конкурентоспособность, профессиональную мобильность, продуктивность профессиональной деятельности, способствуют профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры специалиста.
 
 
 
 

Аутокомпетентность  является существенным фактором социализации личности, развивающим адаптивность, самостоятельность и ответственность. Важное место в исследовании аутокомпетентности занимают работы И.С. Кона, Ю.М. Орлова, В.В. Столина в области самосознания, саморазвития, саморегуляции и становления личности. 
 
 
 

  • аутокомпетентность - владение умениями и навыками управления волевой и эмоциональной сферами, технологиями преодоления профессиональных деструкции, высокий уровень рефлексии и самопроверки;
 
 

( http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2010/06/cinareva.doc)

Профессиональные  компетенции
  • специальная – знания, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельное выполнение профессиональных действий и дальнейшее профессиональное развитие;
  • коммуникативная;
  • аутокомпетентность – владение умениями и навыками управления волевой и эмоциональной сферами, технологиями преодоления профессиональных деструкций, высокий уровень рефлексии и самопроверки;
  • организаторская – позволяет выступать участнику команды как организатору и лидеру;
  • поисково-реконструктивная – связана с умениями вести поисковую деятельностью.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

М.С. Бравков

       ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ  ПЕДАГОГА

      Высшим компонентом личности  является профессиональная компетент-

ность. Под  профессиональной компетентностью  принято понимать интеграль-

ную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражаю-

щую уровень  знаний, умений и навыков, опыта, достаточных  для осуществле-

ния определенного  рода деятельности, которая связана  с принятием решений.

      Основными компонентами профессиональной  компетентности являются:

      - социально-правовая компетентность  – знания и умения в области  взаи-

модействия  с общественными институтами  и людьми, а также владение прие-

мами профессионального  общения и поведения;

      - персональная компетентность –  способность к постоянному профессио-

нальному  росту и повышению квалификации, а также реализации себя в про-

фессиональном труде;

      - специальная компетентность –  подготовленность к самостоятельному

выполнению  конкретных видов деятельности, умение решать типовые профес-

сиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность само-

стоятельно  приобретать новые знания и умения по специальности;

      - аутокомпетентность  – адекватное  представление о  своих социально-

профессиональных  характеристиках  и владение технологиями преодоления

профессиональных  деструкций;

      - экстремальная компетентность  – способность действовать во  внезапно ус-

ложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических  процессов.

      Профессиональная компетентность  оценивается уровнем сформирован-

ности профессионально-педагогических умений.

      Педагогическое умение — это  совокупность последовательно разверты-

вающихся  действий, часть из которых может  быть автоматизирована (навыки),

основанных  на теоретических знаниях и направленных на решение задач разви-

тия гармоничной  личности. Такое понимание сущности педагогических умений

подчеркивает  ведущую роль теоретических знаний в формировании практиче-

ской готовности будущих преподавателей, единство теоретической  и практиче-

ской подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репро-

дуктивного  до творческого) и возможность их совершенствования путем авто-

матизации отдельных действий. 

Информация о работе Аутокомпетентность