Аспекты формирования девиантного и делинквентного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 09:48, реферат

Описание работы

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.

Работа содержит 1 файл

Аспекты формирования девиантного и делинквентного поведения подростков 2.doc

— 73.50 Кб (Скачать)
 
  • Разумеется, девиация – не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» подростка – преступника нередко проблематично, в нём много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается. Тем не менее Девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно.
  • Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток 
    «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той, или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить и пить, что повышает его самоуважение как 
    «крепкого парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантсным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре.
  • Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам 
    (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.
  • При этом образуется прочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.

Информация о работе Аспекты формирования девиантного и делинквентного поведения подростков