Арт-психотерапевтических техник на занятиях по изобразительной деятельности в группе «Фантазеры»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 23:45, творческая работа

Описание работы

Цель: распространение опыта использования арт-психотерапевтических техник на занятиях по изобразительной деятельности.


Задачи:

– создание атмосферы группового доверия, снятие эмоционального напряжения

– выражение агрессивных чувств в социально приемлемой форме

– развитие способности выражения эмоций вербально и невербально

– развитие коммуникативных навыков

– развитие внимания к чувствам

– повышение самооценки

– развитие воображения и творческих способностей

Работа содержит 1 файл

ЗАНЯТИЕ В гостях у сказки арт2.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

    Конспект  занятия по использованию  арт-психотерапевтических техник на занятиях по изобразительной  деятельности в группе «Фантазеры» 

ЗАНЯТИЕ «В стране красок» 

Цель: распространение опыта использования арт-психотерапевтических техник на занятиях по изобразительной деятельности. 

Задачи:

–  создание атмосферы группового доверия, снятие эмоционального напряжения

–  выражение  агрессивных чувств в социально  приемлемой форме

–  развитие способности выражения эмоций вербально  и невербально

–  развитие коммуникативных навыков

–  развитие внимания к чувствам

–  повышение  самооценки

– развитие воображения и творческих способностей 

Материал: репродукция зимнего леса, иллюстрация снеговика, солнца, радуги, игрушка-кисточка, фломастеры, кегли, отпечатки, свеча, цветные нитки, гуашь, акварель, листы  формата А4. 

Ход занятия 

(Дети входят в группу)

Приветствие

Ведущий – «Здравствуйте ребята, я рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом без слов с помощью прикосновений (ухо к уху, нос к носу, щека к щеке, палец к пальцу и т.п.)»

Ведущий – «Я пришла сегодня, а красок нет. Пропали краски. И вот лежит конверт с письмом».

(Ведущий читает письмо) «Я великий и могущественный волшебник «Тяп, ляп». Я забрал все ваши краски и вы больше никогда не сможете рисовать яркими, красивыми красками. Я не люблю ярких цветов, лучше пусть все вокруг будет серым».

Ведущий – Ребята, как вы думаете, какой этот волшебник «Тяп-ляп»? (дети вербально выражают свои чувства и перечисляют качества персонажа) Давайте все вместе его нарисуем.

Методика  «Смешной рисунок» Прикрепляется лист бумаги к двери, на стену или мольберт. Дети выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит на ухо – «Сейчас, все будут рисовать волшебника, который превратился в принцессу (указания для 1-го ребенка), в зайца (для 2-го ребенка), в слона и т.п.(бабочку, червяка, крокодила, мяч, цветок) Все по очереди подходят и дорисовывают недостающие детали».

Ведущий – «Ну и смешная же картинка получается! Не такой уж волшебник и страшный, правда, ребята».

Может они в лесу

Ведущий – «Что же нам делать? Где искать краски?» (дети высказывают свои предположения, вдруг из под стола появляется кисточка)

Кисточка – «Здравствуйте. Я кисточка, меня уронил волшебник из коробочки с красками. Я знаю, куда он убежал, и могу показать вам дорогу. Ребята вам нужно отправится в страну красок, вы попадете туда если пройдете через заколдованный лес». (плакат с изображением леса)

Игра «Хромой ведет слепого» «Хромому» подвязывают ногу веревкой. У «слепого» глаза завязаны повязкой. На  полу – газетные обрывки («трясина»), стулья («препятствия»). «Хромой должен провести «слепого» так, что бы тот не попал в трясину и не наткнулся на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых». Что они чувствовали?

(на  пути у детей,  появляется «Снеговик»)

Ведущий – «Ребята, может нам поможет снеговик? А когда снеговику лучше весной или зимой? (говорят дети – зимой хорошо много снега, холодно, весной лучше уходить на север и жить там, среди льда) Ребята, смотрите, лед! (в ведре у снеговика лежит лед) Какого цвета лед? (дети – белый, синий, голубой, фиолетовый) Вот лед, потрогайте его. Какой он? (дети – холодный, мокрый, скользкий) Значит и цвета белый, синий, голубой, фиолетовый – «холодные»».

Кисточка  – «Снеговику скучно одному. Ребята давайте напечатаем ему друзей.

Методика  «Отпечатки» Используются предметы с рельефной поверхностью, для изготовления отпечатков. Дается инструкция «Создайте из отпечатков, разные образы»

Кисточка – «Снеговик, благодарит вас, и дарит вам синею краску. Ребята, нам нужно идти дальше, искать краски»

(на  пути у детей,  появляется «Солнышко»)

Ведущий – «Смотрите, солнышко! Может оно нам поможет? На что похоже солнце? (дети – огненный шар, огонь) Давайте зажжем свечу. (ведущий зажигает свечку) Какого цвета огонь? (дети – желтый, оранжевый, красный)  Если ладошки поднести к огню, (ведущий подносит руки к свече, дети повторяют за ним) что мы почувствуем? (дети – тепло, огонь жжет) Значит и цвета желтый, оранжевый, красный – «теплые»».

Кисточка – «Ребята, я хочу вам, рассказать историю о солнышке» (звучит спокойная музыка)

Релаксация и направленное воображение

– Закрыть глаза, сделать медленный вдох и выдох.

– Представьте, что вокруг темно, все уснули. Но вот проснулись от нежного прикосновения солнечного лучика, улыбнулись ему. Солнце бывает такое разное: утром – нежное, ласковое; днем – яркое, раскаленное, стоит высоко в небе; зашло за тучку, виден кусочек, или совсем спряталось; в конце дня совсем необычное – окрашивает небо разными цветами, медленно изменяет свою форму, прячась за горизонт. Когда солнце исчезает, все становится холодным и темным. Представьте прошедшее лето, вспомните, сколько радости принесло солнце, помогая природе и людям. Но иногда солнце может принести вред. Под палящим солнцем гибнут растения, высыхает вода в реках и озерах. Откройте глаза, расскажите, что больше всего запомнилось о солнце.

Методика  «Рисование клубком» Разматывается клубок ниток и показывается детям, каким образом можно создать узоры или картины. Затем каждый ребенок берет по очереди клубок и разматывает его, отрезает нить и передает клубок следующему. Дается инструкция «Создать с  помощью ниток запомнившийся эпизод». После того как созданы все картины, обсуждается то, что получилось.

Кисточка – «Солнышко, благодарит вас за картины, и дарит вам свои краски, желтую и красную».

Ведущий – Мы собрали главные краски. А почему их называют главными? (дети – потому, что если их смешивать, то получаются другие цвета) Правильно ребята, смотрите, что у меня получится. (Ведущий показывает детям как из красной и синей красок путем их смешивания получается фиолетовый или лиловый цвет; из красной и желтой – оранжевый; из синей и желтой – зеленый)

Кисточка  – «Ребята, смотрите, появилась радуга»!

( появляется «Радуга»)

Ведущий – «Из каких цветов состоит радуга? (дети называют цвета) Молодцы ребята. (что бы дети лучше запомнили, как расположены в радуге цвета, ведущий рассказывает считалочку) Каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый)»

Кисточка  – Ребята, радуга хочет поделиться с вами своими красками и поиграть.

Методика  «Чернильные пятна  и бабочки» Ведущий капает жидкими красками, или чернилами на белый лист бумаги. Дает инструкцию «Сверните лист пополам, разверните, преобразуйте пятна в образы».

Ведущий –  «Ребята, посмотрите на ваши рисунки, а ведь мы собрали все краски! И волшебник «Тяп-ляп» не смог сделать мир серым. Кто вам, помог отыскать краски? (дети – кисточка, снеговик, солнышко, радуга, мы сами) Нам пора возвращаться домой. Поблагодарите друзей которых вы встретили в стране красок. (дети говорят – спасибо)»

Кисточка  – «Я вам помогу добраться до дома». (звучит спокойная музыка)

Релаксация  и направленное воображение

Сидя  за столом, положите голову на руки, устроитесь поудобнее, закройте глаза. Сделать вдох и выдох (вдыхайте и выдыхайте медленно). 

– Сейчас вы отправитесь домой. Многое на пути покажется вам знакомым. Представьте, что вы находитесь в пустыне. Вокруг песок. Наклонились и взяли горсть песка. При этом чувствуем, какой он теплый, просыпается между пальцами. Дальше путешествие продолжается по дремучему лесу. В нем окружает нас зеленая стена деревьев. Воздух влажный, сырой. Вокруг тихо, лишь изредка поскрипывают стволы старых, огромных елей. Затем вы очутились в холодной Арктике. Вокруг тихо-тихо, светит яркое солнце, слепит глаза, на солнце переливается снег. Потрогали руками снег, что при этом ощутили? Возвратились домой. Недавно прошел дождик, на траве видны капельки. А вот лужа, в ней густая, вязкая грязь. На клумбе выпрямились стебли цветов, ведь они так ждали дождя. Открыли глаза и вспомнили, что больше всего запомнилось из путешествия. Инструкция «Посмотреть на краски и выберете цвет, с помощью которого хочется изобразить запомнившийся эпизод путешествия». Оказывается индивидуальная помощь каждому ребенку.

(дети  встают из-за столов  и становятся в  круг)

Ведущий – «Ребята, встаньте в круг».

Прощание  «Солнечные лучики»  Протяните руки  вперед и соедините их в центре круга. Тихо так постоять и представить себя теплым солнечным лучиком.

Ведущий – «На этом наше занятие заканчивается, всем – большое спасибо». 

    Литература:

    1. Комоед, Н.И. Развитие творчества  дошкольников в изобразительной  деятельности – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.– 99с.

    2. Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь  дошкольнику – Санкт-Петербург:  «Валерия СПД», 2001. – 112с.

    3. Д. Аллан "Ландшафт детской  души"; СПб – Минск, 1997

    4. А.И. Копытин "Основы арттерапии"; СПб, 1999

    5. А.А. Осипова "Общая психокоррекция"; М, 2000 
 

Информация о работе Арт-психотерапевтических техник на занятиях по изобразительной деятельности в группе «Фантазеры»