Анализ проблем коммуникации в организации и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – теоретический анализ проблемы социально-психологических особенностей коммуникации в организации.
В связи с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи:
изучить теоретические основы коммуникаций в организации,
провести анализ проблем, возникающих в организационных коммуникациях,
ознакомить с основными направлениями совершенствования коммуникаций в организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Глава І. Коммуникации в организации
1.1. Сущность и роль коммуникаций……………………………….4
1.2.Процесс коммуникаций в организации…………………………9
1.3. Виды коммуникаций в организации…………………………….13
Глава ІІ. Анализ проблем коммуникации в организации и пути их
решения
2.1. Проблемы коммуникаций……………………………………..21
2.2. Барьеры, препятствующие эффективным организационным
коммуникациям………………… ……………………………………..22
2.3. Барьеры на пути межличностных коммуникаций………..……26
2.4. Способы совершенствования коммуникаций в
организации…………................................................................…..…..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..32
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

коммуник в орг курсовая, жмакина.docx

— 67.67 Кб (Скачать)

      Неформальные  коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, отражающие выражения  человеческой потребности в общении. Они дополняют формальные коммуникации.

      Неформальные  коммуникации часто называются «виноградной лозой», информация в ней часто распространяется с помощью слухов (табл. 2).

      По  данным некоторых исследователей, слухи  по меньшей мере на 75% являются точными.

      Коммуникации  в зависимости от пространственного  расположения каналов и направленности общения. Информация по каналам передается по вертикали – сверху вниз, снизу  верх, а так же в горизонтальной плоскости и по диагонали (табл.3) [17, с.150]

      Таблица 2

      Виды  слухов  и их характеристика.

      
      Виды слухов       Краткая характеристика
      «Мечты и чаяния»       Отражают  желания и надежды людей, инициирующих слухи. Это наиболее позитивные слухи, способствующие творчеству работников
      Слухи-«пугала»       Возникают на почве страхов и опасений работников, вызывая беспокойство в коллективе, могут нанести ущерб
      «Вбивание клиньев»       Продиктованы  агрессивностью, порой и ненавистью; наиболее агрессивный тип. Наносит  урон репутации как компании, так  и отдельных работников
      Финальный слух       Вызван  предполагаемыми действиями в будущем, длительное время ожидаемыми сотрудниками
 

      Нисходящие  организационные коммуникации представляют собой поток информации от высших уровней руководства к нижним. Почти половина контактов менеджеров приходится на подчиненных, а вторая – делится между начальниками, коллегами и внешними субъектами. Осуществляя нисходящие контакты, некоторые  администраторы широко используют цветные  буклеты, дорогостоящие презентации  и тщательно спланированные встречи  с работниками, что, возможно, привлекает внимание, но обычно не вызывает у подчиненных понимания (одной из целей эффективного общения). Ключ к более совершенным коммуникациям отнюдь не в использовании цветных рисунков, платков, громких акций или электронных средств, а в представлении менеджерами тщательно отобранной, продуманной информации.

      Менеджеры, добившийся успеха в общении, восприимчивы к нуждам людей и открыты к  искреннему диалогу с другими  сотрудниками.

      Кроме нисходящих коммуникаций, организации  необходимы восходящие. Восходящие коммуникации выполняют также функцию снабжения  менеджеров информацией о происходящем на более низких уровнях.

      Таблица 3

      Характеристика  вертикальных коммуникаций.

      
      Вид коммуникаций       Цели  Виды передаваемой в сообщении информации
 
Нисходящие 
1.Поставить подчиненным конкретные задачи для выполнения работы.

2.Оперативно сообщить новости о деятельности организации.

3.Осуществить инструктирование по выполнению работы.

4.Обеспечить обратную связь с подчиненными по результатам деятельности.

5.Предоставить всю информацию, необходимую для выполнения работы.

6.Обеспечить социальную поддержку подчиненным

1.Об изменениях в политике организации.

2.О бюджете организации, его изменении, исполнении.

3.Директивы вышестоящих органов управления.

4.О новых системах и процедурах.

5.Инструкции, информация для выполнения заданий.

6.О кадровых перемещениях и реорганизации.

Восходящие  1.Получить достоверную информацию о ходе выполнения работы и конечных результатах.

2.Обеспечить обратную связь с руководителем о полученных заданиях.

3.Изучить мнение подчиненных по интересующим вопросам.

4.Получить представление об улучшении деятельности организации.

1.Отчеты о выполнении работы, возникших в ходе работы проблемах.

2.Обращения с просьбой получить консультации по интересующим вопросам.

3.Жалобы подчиненных.

4.Предложения подчиненных.

5.Мнения подчиненных.

 

            Благодаря им менеджеры  узнают о текущих и потенциальных  проблемах и предполагают корректировочные меры. В последнее время менеджеры  используют новую форму восходящих коммуникаций – рабочие группы, регулярно собирающихся раз в  неделю для обсуждения и решения  производственных и сервисных проблем, они называются кружками качества. Восходящие коммуникации. Как правило, осуществляются в форме отчетов. Предложений и пояснительных  записок. [10, с.211 ]

      Горизонтальные  коммуникации – коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации; способствует повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации.

      Диагональные  коммуникации – коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений  различных уровней иерархии. Они  используются в случаях, когда коммуникации работников организации другими  способами затруднены. [15, с.97 ] 

      Электронные коммуникации . Электронная почта ( e-mail) представляет собой коммуникативную компьютерную систему, которую Энли Гров, исполнительный директор Intel Corporation, описывает как «первое проявление переворота в понятиях о том, как передается информация и как должно управлять этим процессом». Электронная почта позволяет практически мгновенно отправить сообщение конкретному получателю или сотне адресатов, которые будет храниться в их персональных компьютерах до тех пор, пока его не прочтут. Некоторые системы электронной почты позволяют рассылать сообщения в различных режимах, переводить их на иностранные языки. Основными преимуществами систем электронной почты являются высокая скорость передачи и удобство пользования, а самый существенный их недостаток – отсутствие непосредственного личного контакта и связанные с этим трудности точной передачи и интерпретации эмоций и тонких чувств в кратких (несколько стерильных) печатных сообщениях. [6, с.378 ]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Анализ проблем коммуникации в организации и пути их решения

      2.1. Проблемы коммуникаций. 

        Осуществление коммуникаций в  некоторых случаях сопряжено  со значительными трудностями.  Если два человека значительно  расходятся во мнениях по какому-то  вопросу, осознать это позволяет  только установление двухсторонних  коммуникаций. Обнародование различных  точек зрения нередко приводит  к формированию полярных воззрений,  когда стороны занимают экстремальные  позиции. Под воздействием угрозы  потенциальных проблем, неизбежны  при проигрыше, участники дискуссии  нередко «отбрасывают» логику  и рациональность и переходят  к защитной аргументации: делают  акцент на личных качествах «противника», избирательно используют имеющие факты, стремятся держать себя в руках и подавить отрицательные эмоции. Защитная аргументация позволяет избежать риска и проявлений некомпетентности, однако основная причина ее использования – желание контролировать ситуацию и стремление одержать верх, что приводит к снижению эффективности коммуникаций.

        Вторая возможная проблема –  когнитивный (познавательный) диссонанс,  т.е. внутренний конфликт и  беспокойство, возникающие в тех  случаях, когда люди получают  информацию, несовместимую с их  системами ценностей, ранее принятыми  решениями или другими известными  им данными. Поскольку его возникновение  вызывает чувство дискомфорта,  человек стремится избавиться или по крайне мере уменьшить его. Возможно, он постарается получить новые коммуникационные входы, изменить интерпретацию получаемых данных или решить, внести ли коррективы в систему ценностей. Возможно, индивид просто откажется поверить диссонирующей информации или проигнорирует ее.

      При вступлении в контакт отправитель  должен проявлять особую осторожность, поскольку коммуникации являются как  мощной формой самораскрытия перед другими людьми, так и источником возможной оценки коммуникатора окружающими. В ходе коммуникации мы не только открываем что-то другим людям (содержание), но пока мы передаем сообщение (говорим), получатели выносят нам определенную оценку. Данный аспект коммуникации побуждает отправителя задуматься о сохранении лица, т.е. он стремится предотвратить критические высказывания в собственный адрес со стороны других людей. Негативные оценки подвергают опасности  прежде всего чувство собственного достоинства индивида. Иногда «критик»и сам сожалеет, высказав не что, противоречащее нашему представлению о себе. Хотя такие «вызывающие сожаления» сообщения часто передаются непреднамеренно, они обычно вызывают тяжелые чувства у получателя, создают напряженность в отношениях, иногда приводят к их разрыву. К вызывающим сожаление сообщениям относятся, например. Грубые вербальные ошибки, личные выпады, порочащие репутацию стереотипные высказывания, саркастическая критика или опасная информация. Очень часто такого рода сообщения передаются во время эмоциональной конфронтации.

      Проблемы, связанные с созданием эффективно действующих коммуникаций, можно  разделить на две основных группы: проблемы структурных коммуникаций и проблемы, возникающие в ходе межличностного общения. 

      2.2. Барьеры, препятствующие  эффективным организационным  коммуникациям. 

      Наличие четко действующих коммуникаций в организациях способствует решению  многих важнейших организационных  проблем, в частности координации  деятельности отдельных структурных  единиц в организации относительно общей цели, обеспечивают устойчивые отношения с внешней средой, предоставляю подразделениям организации необходимой рабочей информации и целевых указаний и др.

      Однако  создание коммуникационных сетей, формирование устойчивых коммуникационных каналов  сопряжены с рядом трудностей, вызванных как дефектами в каналах информации, так и дефектным кодированием или декодированием получаемых сообщений.

      Основная  проблема коммуникаций между элементами организационной структуры обусловлена  неопределенностью во взаимоотношениях между отдельными структурными единицами  организации. При этом распоряжения и директивы руководящего органа организации могут не соответствовать  ситуации, не пониматься подчиненными, дублироваться, последующие сообщение  может противоречить ранее посланным. Кроме того, в случае неопределенности ситуации горизонтальные связи между отдельными подразделениями или членами организации становятся ненадежными, информация к подразделениям поступает хаотично, что вызывает информационный голод или, наоборот, избыток противоречивой информации. В условиях неопределенности могут усиливаться следующие основные виды барьеров в коммуникационных процессах. [13, с.117]

      1. Искажение сообщений – явление,  при котором в структурные  единицы организации поступает информация, не адекватная реальной ситуации. Искажение в коммуникационных сетях приводит к значительному замедлению темпов работ в организации. Принятие решения и его реализация должны начинаться одновременно: понять, как следует выполнять работу, не менее важно, чем принятие решения о том, что следует делать. Но искажение информации не позволяет приступать к немедленной реализации решения, поскольку оно основано на неверных предпосылках. В связи с этим приходится возвращаться к данной ситуации, повторять сообщения. Кроме того, искажения информации приводят к неправильной постановке целей, что немедленно сказывается на остальных компонентах организации.

      Все искажения в организационных  коммуникациях разделяются на три  группы:

  • непреднамеренные искажения, которые возникают в силу недостатка информации, неясности ситуации или затруднений в межличностных контактах:
  • сознательные искажения, которые предоставляют гораздо большую опасность при принятии решений в организации и постановке целей: в данном случае промежуточное звено в коммуникационной цепочке не согласно с содержанием сообщения (например, не согласно с распоряжением вышестоящего органа управления) и стремится изменить характер его воздействия:
  • фильтрация информации в сообщении, когда отсекается ненужная в данный момент информация, остается только суть. Эта операция в коммуникационном процессе может привести к потере информации, вредным упрощениям, которые препятствуют принятию эффективных управленческих решений. Отрицательный эффект фильтрации наблюдается, когда высших руководителей пытаются снабжать только информацией положительного содержания, не доводя до их сведенья наиболее острые  проблемы; когда существует страх перед наказанием; ощущается бесполезность информации из-за ее неправильной оценки

Информация о работе Анализ проблем коммуникации в организации и пути их решения