Аналитическая работа по теории Ж. Пиаже

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:24, реферат

Описание работы

Рассматривая когнитивное развитие человека, Пиаже считал, что знания зарождаются в процессе сенсомоторной активности ребёнка. Согласно Пиаже, младенцы конструируют свои представления об окружающей среде посредством собственных действий.
Описывая когнитивное развитие ребёнка, Пиаже меньше внимания уделял проблеме понимания других людей, концентрируясь главным образом на процессах познания физической реальности.

Работа содержит 1 файл

Аналитическая работа по теории Жана Пиаже.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

Аналитическая работа по теории Ж. Пиаже.

  1. Рассматривая когнитивное развитие человека, Пиаже считал, что знания зарождаются в процессе сенсомоторной активности ребёнка. Согласно Пиаже, младенцы конструируют свои представления об окружающей среде посредством собственных действий.

    Описывая  когнитивное развитие ребёнка, Пиаже  меньше внимания уделял проблеме понимания  других людей, концентрируясь главным  образом на процессах познания физической реальности. 

  1. Анимизм - (от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какойлибо связи с человеческой деятельностью .
 

    Развитие  интеллекта рассматривается по аналогии с видообразованием через естественный отбор, в процессе которого новые формы жизни возникают из ранее существующих под влиянием воздействия среды. Ключевой биологической идеей Пиаже является представление об интеллектуальном развитии как эволюционном процессе. 

    Ассимиляция - (от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) — конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже , выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В любом акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией . На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль приобретает необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную. 

    Равновесие достигается через аккомодацию, поскольку организм адаптируется к среде или усваивает её компоненты. Понятие равновесия основывается на идее приобретения естественного баланса между индивидом и миром по аналогии с балансом сил, который поддерживает жизнь в природе.

    Аккомодация - (от лат. ассоmodatio приспособление) — понятие, развитое в концепции интеллекта Ж.Пиаже. Обозначает приспособление схемы поведения к ситуации за счет активности, в результате чего существующая схема изменяется. Аккомодация в развитии интеллекта была описана по аналогии с биологической аккомодацией, целью которой является процесс приспособления к разнообразным требованиям окружающего мира. Аккомодация соотносима с ассимиляцией, в единстве с которой они описывают акт приспособления, адаптации. 

    Эпигенетический ландшафт Веддингтона: существуют естественные пути возможного развития и что они избирательно чувствительны к влияниям среды. 

    Репрезентация - (лат., repraesetatio, от re, и praesetare представлять) — представленность, изображение, отображение одного в другом или на другое, то есть речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя. Способность к представлению предмета при отсутствии возможности непосредственного манипулирования с ним. 

    Эгоцентризм - (от лат. ego — «я», centrum — «центр круга») — неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей. 

      4 основные стадии развития:

    • Сенсомоторная
    • Дооперациональная
    • Стадия конкретных операций
    • Стадия формальных операций
 

    Пиаже утверждал, что для маленького ребёнка, объект есть «не более чем образ», которому недостаёт постоянства, субстанциональности и идентичности.

    Понятие об объекте - убеждённость, что объекты обладают постоянным размером, формой и идентичностью, что они материальны и неизменны.

    Согласно  Пиаже, понятие об объекте лежит  в основе мыслительной деятельности. Он называл его «первым инвариантом» мышления. 

    Пиаже разделял допущение, что на ранних этапах развития «осязание обучает зрение». Он считал, что новорожденный видит двухмерный мир и не имеет представления о глубине.

    Гибсон предлагал рассматривать перцепцию как активный процесс поиска информации, в котором одно допущение не менее важно, чем другое. Так, видеть камень – значит получить о нем такой же объем информации, как и в случае, когда ударишь по нему ногой.

    Ребенок имеет возможность видеть мир  еще до того, как у него появится способность действовать в нем. 

    Умственные операции, по Пиаже - интериоризованные формы тех действий, которыми ребёнок уже овладел в практической форме при сравнении, комбинировании и разделении предметов физического мира. 

  1. Сенсомоторный период - от рождения до примерно 2-х лет. Ребенок начинает познавать мир в рамках той физической активности, которую он может осуществить. Период заканчивается с появлением мышления и речи.
 

    Согласно  Пиаже, при экспериментах младенцы не ищут спрятанный объект, так как они не понимают, что он продолжает существовать и после своего существования. А поскольку допускается непостоянство объекта, то младенцу и искать нечего. 

  1. Дооперациональная стадия - от 2-х до примерно 7-ми лет. Названа так потому, что, согласно Пиаже дошкольники еще не в состоянии мыслить чисто логически.

    Дооперациональный период – это время, когда ребёнок  постепенно овладевает систематическим, логическим мышлением. Согласно Пиаже, задачей дооперационального периода развития является преобразовании мыслительных процессов в систему умственных, ментальных операций. 

  1. Мышление  младшего школьника. Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Ж. Пиаже установил, что мышление ребенка в 6-7 лет характеризуется "центрацией" или восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребенка реально занимаемой им позиции. Ребенку трудно представить, что его видение мира не совпадает с тем, как воспринимают этот мир другие люди. Так, если попросить ребенка посмотреть на макет, на котором представлены три горы различной высоты, заслоняющие друг друга, а затем предложить найти рисунок, на котором горы изображены так, как их видит ребенок, то он достаточно легко справляется с этой задачей. Но если попросить ребенка выбрать рисунок, на котором изображены горы, так, как их видит человек, смотрящий с противоположной точки, то ребенок выбирает рисунок, отражающий его собственное видение. В этом возрасте ребенку трудно представить себе, что может быть другая точка зрения, что можно видеть по-разному.
 

    6. Особенности мышления  подростка. В подростковом возрасте у ребенка продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления. Главной особенностью развития мышления подростка является то, что постепенно отдельные умственные операции, которые он совершает, превращаются в единую целостную структуру. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Аналитическая работа по теории Ж. Пиаже