Аналитическая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 11:57, реферат

Описание работы

университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П.Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и не удалось. Окончательный разрыв произошел в 1912 году, после того как Юнг опубликовал книгу «Символы трансформации».

Работа содержит 1 файл

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 в Кесвиль.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

В продолжительность  той роли, которую выполняет в  нашем приспособлении к окружающему миру маска архетип тени представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности .Тень содержит наши социально неприемлемые половые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти .Но у тени есть и положительные свойства .Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция это состоит в том, чтобы направить в нужное русло энергии тени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими ,но в то же время открыто выражать свой импульс и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

  Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус – внутренний образ мужчины в женщине ,ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны по крайне частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщине вырабатывается и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг ,эволюционировал на протяжение многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействие с противоположным полом. Юнг как психолог и психотерапевт настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично ,не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в напрвление самоосуществление. Иными словами ,мужчина должен выражать свой феминный  качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминный. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми ,результатом явится односторонний рост и функционирование личности

    Самость, я сам – наиболее важный архетип в теории Юнга.Самость представляет собой сердцевину личности ,вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда доступна интеграция всех аспектов души, человек ощущает внутреннее единство, гармонию и цельность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самого себя – это главная цель человеческой жизни.   

 Основным  символом архетипа самости или  самого себя является мандала  и ее многочисленные разновидности  (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, цельность и единство Я, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к цельности и полноте. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип "себя", самости не проявляется до тех пор, пока не произойдет объединение и гармонизация всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого Я требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.   

      Методы  аналитической психологии К.Г. Юнга

Юнгианский  анализ. Анализ был и остается основным методом практики аналитической психологии. Однако в аналитической психологии этот метод получил несколько иное теоретическое обоснование и практическое выражение, так что можно говорить о юнгианском анализе как о совершенно другом типе работы. Очевидно, что большинство людей, обращающихся за психологической помощью, ищут в анализе прежде всего облегчения своих страданий.  Должно быть, они понимают, что если им не удается справиться со своими проблемами волевыми сознательными усилиями, то существуют глубинные бессознательные факторы, препятствующие этому. Обычно они также осознают, что если их проблема существует уже несколько лет и имеет долгую историю формирования, то не так-то легко решить ее за несколько сеансов и требуется долгая кропотливая работа с опытным специалистом. Можно предположить, что типичный «аналитический клиент» с самого начала имеет установку на долгосрочное сотрудничество.  Многих привлекает в анализе возможность свободно выражать себя. Анализ начинается как обычные человеческие отношения и больше напоминает теплую дружескую беседу. В сущности, клиенту не нужно как-то специально «подстраиваться» под аналитика, в значительной степени он сам дирижирует процессом. Аналитик - это не тот человек, который научит жить, спасет или вылечит. В анализе клиент делегирует аналитику те части своей личности, которые отвечают за сравнение, оценивание, контроль, организацию. успех анализа определяется тем, насколько пациент умеет быть пациентом. Только тогда он позволит и аналитику быть аналитиком.  

Продолжительность сеансов. Обычно выбирается длина сеансов от сорока до шестидесяти минут. Поэтому часто сеанс называют часом. Юнг предпочитал ситуацию «лицом к лицу», подчеркивая тем самым равенство позиций клиента и аналитика. Когда оба участника процесса сидят друг против друга, они открыты друг другу, видят реакции партнера. Это естественная и, в каком-то смысле, более уважительная ситуация, приближенная к реальной жизни.

Метод свободных ассоциаций. Общей инструкцией в начале анализа является предложение расслабиться, войти в полусонное состояние со свободно плавающим вниманием и говорить абсолютно все, что приходит в голову.  В юнгианской практике важно кружить возле образа, все время возвращаться к нему и предлагать новые ассоциации, пока не станет ясен его психологический смысл. Задача этого метода - не в том, чтобы «вывести клиента на чистую воду», а в организации свободного доступа к бессознательному содержанию. Частота сеансов. Юнг считал, когда наиболее тяжелые невротические моменты уже проработаны и клиент в большей степени ориентируется непосредственно на задачи индивидуации, число сеансов можно сократить. Юнг и большинство его первых соратников предпочитали один-два сеанса в неделю.

Активное  воображение. Термин «активное воображение» был введен Юнгом, чтобы отличить его от обычных грез и фантазий, являющихся примерами пассивного воображения, в котором образы переживаются нами без участия Эго и поэтому не запоминаются и ничего не меняют в реальной жизненной ситуации. Юнг предложил несколько особых причин для введения активного воображения в терапию:

1) бессознательное  переполнено фантазиями, и есть  необходимость внести в них  какой-то порядок, их структурировать;

2) очень много  снов, и есть опасность в них  утонуть;

3) слишком мало  снов или они не запоминаются;

4) человек чувствует  на себе непонятное влияние  извне (что-то вроде «сглаза»  или рока);

5) человек «зацикливается»,  попадает в одну и ту же  ситуацию снова и снова;

6) нарушена адаптация  к жизни, и воображение для  него может стать вспомогательным  пространством для подготовки к тем трудностям, с которыми он пока не справляется.

Юнг говорил  об активном воображении как о  погружении, проводимом в одиночестве  и требующем концентрации всей душевной энергии на внутренней жизни. Поэтому  этот метод он предлагал пациентам как «домашнее задание». Активное воображение получается как бы само собой, когда пациент спонтанно развивает свои фантазии.

Самое трудное  при овладении этим методом - избавиться от критического мышления и предотвратить  сползание к рациональному отбору образов 

Советы  Юнга:

1) созерцайте  и внимательно наблюдайте, как  картина меняется, и не спешите;

2) не пытайтесь  вмешиваться;

3) избегайте  перескакивать с темы на тему;

4) анализируйте  таким образом ваше бессознательное,  но также дайте возможность бессознательному анализироваться самому и создавайте этим единство сознательного и бессознательного

. .  Сеансы активного воображения можно зарисовывать, записывать и при желании обсуждать позже с аналитиком.  Но нужно помнить, что это делается исключительно для себя, а не для аналитика. Амплификация. Амплификация означает расширение, увеличение или умножение. Иногда для прояснения бессознательного содержания недостаточно обычных методов. Такие случаи бывают, например, когда образы кажутся явно странными или необычными и пациент может дать очень мало личных ассоциаций на них.

Часто такие  образы имеют богатый спектр символических  значений; чтобы их увидеть, полезно  обратиться к материалу мифов, легенд, сказок и исторических параллелей. Говоря об амплификации, Юнг утверждал, что необходимо давать таким фантастическим образам, которые возникают перед глазами сознания в столь странном и угрожающем виде,  чтобы они стали более понятны. Опыт показал, что лучший способ сделать это — использовать сравнительный мифологический материал. Амплификация приводит туда, где личное соприкасается с коллективным, и дает возможность увидеть сокровищницу архетипических форм и почувствовать энергии архетипического мира. Она размывает наше жесткое отождествление с привычным мировосприятием, позволяя ощутить себя частью чего-то большего и более сущностного. Парадокс амплификации связан с окольными путями самопознания. 

Основным юнгианским методом, как амплификация, большинство  аналитиков предпочитают пользоваться крайне осторожно, учитывая наличие у самого пациента интереса к этим параллелям и следя за обратной связью. Знание мифологических аналогий нужно прежде всего самому терапевту, и достаточно, если он будет амплифицировать про себя.

Анализ  сновидений. В традиции лечения души сновидениям всегда уделялось большое внимание. Классическим примером являются храмы Асклепия, в которых больной мог увидеть исцеляющие сны. Начиная работать со сновидениями, Юнг предлагал забыть все наши теории, чтобы избежать редукционизма, не только фрейдистского, но и любого другого.  Каждое сновидение, каждый его образ является самостоятельным символом, нуждающимся в глубокой рефлексии. В этом отличие от подхода Фрейда. Юнг считал, что Фрейд использует символы сновидения как знаки уже известного, то есть зашифрованные знаки желаний, вытесненных в бессознательное.

Амплификация  позволяет сновидцу изменить исключительно  личное и индивидуалистическое отношение  к образам сновидения. Она придает  особое значение скорее метафорическому, нежели буквальному толкованию содержаний сна и подготавливает сновидца к акту выбора.

Заключение.

Психология Юнга - это его личная психология, история  его поисков, заблуждений и открытий.  Его многотомное наследие содержит очень большой корпус идей, непростых для понимания и не предназначенных для какого-либо утилитарного использования. Тексты Юнга приглашают исследователя заглянуть в иную реальность, в которой такие слова, как суть, истина, смысл, облекаются в плоть переживаний.  Юнгианская психология - единственная психология, которая, по существу, ничего не утверждает, а только «вопрошает», поддерживая активный интерес к жизни, которая не гарантирует никаких спасительных соломинок тому, кто согласен идти по лезвию бритвы без страха и надежды. За прошедшие после его смерти годы создано несколько учебных институтов аналитической психологии в разных странах мира, основаны журналы и написано огромное количество книг. Изучение психологии Юнга давно стало обязательным для всех, кто получает образование в психологии или психотерапии. Но самое важное, что выросло уже третье поколение его последователей - юнгианских аналитиков, которые продолжают успешно помогать людям, интегрируя его идеи на практике и творчески их развивая. Они объединены в Международную ассоциацию аналитической психологии, а также в многочисленные локальные клубы, общества и национальные ассоциации.  В некоторых странах юнганский анализ получил государственное признание и включен в систему медицинского страхования. Есть даже примеры привлечения юнгианских психологов в политический консалтинг.  

В некоторых  странах юнганский анализ получил  государственное признание и  включен в систему медицинского страхования. Есть даже примеры привлечения  юнгианских психологов в политический консалтинг.

   Список использованных источников

                                                                            

1.  К.Г.Юнг.  Архетип и символ. 

2. Материалы сайта http://www.maap.ru/About_analysis/ Московская ассоциация аналитической психологии

3. rudiplom.ru/lectures/osnovy-psixoterapii

4 Карл Густав Юнг. Психологические типы

.

Информация о работе Аналитическая психология