Аналитическая психология К.Г.Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

Коллективное бессознательное является общим для группы людей и не зависит от индивидуального опыта и переживаний человека. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (человеческих превообразов) и идей. Наиболее явно и полно архетипы можно увидеть в образах героев сказок, мифов, легенд. Кроме того, каждый человек в собственном опыте может встретиться с архетипами в образах сновидений. Количество архетипов ограничено, при этом тот или иной архетип проявляется во всех культурах во все исторические эпохи в большей или меньшей степени.

Содержание

1. Введение
2.Аналитическая психология К.Юнга
3.Методы аналитической психологии Юнга
3.1.Юнгианский анализ
3.2.Метод свободных ассоциаций
3.3.Интерпретация
3.4.Активное воображение
3.5.Амплификация
3.6.Анализ сновидений
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 47.84 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И ИНАУКИ РОССИИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕСИИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»

(МГУПИ)

 

Факультет: «УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО»

 

Кафедра: «ФИЛОСОФИЯ»

 

РЕФЕРАТ

 

По  дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ»

 

ТЕМА  №3: «Аналитическая психология К.Г.Юнга»

 

 

Выполнила:

студентка 1курса

гр. УП1-1201

Буйлова Наталья

                                                                                                                                            

 

 

Преподаватель:

доцент, к.ф.н.

Титкова Ольга  Вячеславовна

 

Москва – 2012 г.

План:

1. Введение

2.Аналитическая психология К.Юнга

3.Методы аналитической психологии  Юнга

3.1.Юнгианский анализ

3.2.Метод свободных ассоциаций

3.3.Интерпретация

3.4.Активное воображение

3.5.Амплификация

3.6.Анализ сновидений

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение 

Аналитическая психология — это  одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В отличие от естественно - научного подхода экспериментальной психологии, аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной.

Аналитическая психология опирается на предположение  о существовании индивидуального бессознательного как мощной составляющей человеческой души. Устойчивый контакт между сознанием и бессознательным в индивидуальной психике необходим для её целостности.

Это одно из направлений психоанализа, автором  которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и  практик глубинной психологии Карл Густав Юнг. Это целостный подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных  комплексов и архетипов.

Аналитическая психология опирается на представление  о существовании бессознательной  сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие  коллективного бессознательного, в  котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории  культуры и религии.

 

 Различают  индивидуальное (личное) и коллективное  бессознательное. Индивидуальное бессознательное является мощной составляющей человеческой души. Устойчивый контакт между сознанием и бессознательным в индивидуальной психике необходим для её целостности.

Коллективное бессознательное является общим для группы людей и не зависит от индивидуального опыта и переживаний человека. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (человеческих превообразов) и идей. Наиболее явно и полно архетипы можно увидеть в образах героев сказок, мифов, легенд. Кроме того, каждый человек в собственном опыте может встретиться с архетипами в образах сновидений. Количество архетипов ограничено, при этом тот или иной архетип проявляется во всех культурах во все исторические эпохи в большей или меньшей степени.

 В  отличие от З.Фрейда, К. Юнг  считал, что наиболее интенсивное  развитие личности происходит  не в раннем детстве, а в  зрелом возрасте. Соответственно  на первый план в его схеме  выступает не взаимодействие  ребёнка с родителями, а многоплановая  система социальных отношений  взрослой личности во всем  ее разнообразии. При этом целью  полноценного развития К. Юнг  считал обретение цельности личности  в процессе индивидуации — преодолении раскола между сознанием и бессознательным, неизбежно возникающим, по мысли К.Юнга, в детском возрасте.

Для движения по пути индивидуации человеку следует допустить встречу с чем-то в своей личности, что находится за пределами Эго. Этому способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).

 Юнгианский анализ человеческой природы включает исследования религий Востока и Запада, алхимии, парапсихологии и мифологии. Первоначально влияние Юнга на философов, фольклористов и писателей было заметнее, чем влияние на психологов или психиатров. Однако сегодня возрастание интереса ко всему, что относится к человеческому сознанию и человеческим возможностям, обусловило и возрождение интереса к идеям Юнга.

1.Аналитическая психология К.Юнга.

Карл Густав Юнг был одним  из основателей психоанализа, учеником и близким другом Фрейда. Теоретические  разногласия и обстоятельства личного  характера привели к тому, что  Юнг создал свою собственную школу, названную им аналитической психологией. В подходе Юнга остается признание  главной идеи Фрейда, что современный  человек подавляет свои инстинктивные  влечения, часто не осознает своих  жизненно важных потребностей и мотивы своих поступков. Если помочь ему  лучше разобраться в ситуации, исследуя проявления его бессознательной  жизни - фантазии, сновидения, оговорки и т.п. - то он научится лучше справляться  со своими психологическими проблемами и его симптомы ослабнут. Такова в самых общих чертах идея аналитической  терапии. Юнга всегда больше интересовали непосредственные переживания людей - их чувства, мечты, духовные поиски, значимые события жизни. Он разрабатывал психологию близкую к самой стихии человеческих эмоций. Поэтому он стремился описывать  различные психологические явления  такими, каковы они есть. Поскольку эмоциональная жизнь в природе универсальна - все живые существа испытывают страх, возбуждение, удовольствие и т.п. - то это позволило ему предположить коллективные основания человеческих переживаний. В человеке сочетаются индивидуальное и коллективное. На него в той же мере повлияли, к примеру, традиции, язык и культура общества, которому он принадлежит, не говоря уже о генетических факторах. Этого нельзя отрицать и нельзя упрощать картину психической жизни, выделяя в ней только пару логических линий. Логическая стройность важна для научных дискуссий, но для лечения людей нужно иметь гибкость и широту видения возникающих ситуаций. Кроме того, целительную силу психоанализа Юнг видел не в точности объяснений аналитика, а в уникальности нового опыта, получаемого клиентом на сессиях, опыта самопознания и трансформации своей личности.

Обращаясь к универсальным общечеловеческим тенденциям, можно выделить в любой  проблеме темы, хорошо известные из мифологии, литературы и религии. Юнг  называл такие темы архетипами. Если функционирование всей психической энергии данного человека обусловлено этой темой, то можно говорить о наличии психологического комплекса. Этот термин также предложил Юнг. Но мало просто назвать комплекс, чтобы разобраться в своей ситуации, человеку очень полезно обсудить с другим свои переживания и найти описывающие их образы, символы и метафоры. В них не содержится конкретных рецептов или советов. Но символический язык обладает достаточной смысловой емкостью, чтобы отразить все нюансы, не исказив картины реальной ситуации. Именно через образы передаются и выражаются эмоциональные состояния во всей их глубине. Поэтому чтобы изменить свою эмоциональную ситуацию, необходимо сначала хотя бы видеть ее такой, какова она есть во всей своей многогранности и противоречивости.

Мы не можем жить, не придумав себе некой версии реальности, придающей  смысл и структуру нашим переживаниям. Хотя нам кажется, что наша картина  мира рационально обоснована, в действительности за ней стоят древние и хорошо знакомые из истории и мифологии  человеческие фантазии. Юнг называл  эту бессознательную тенденцию  к упорядочиванию своего космоса  стремлением к реализации Самости. Слова Самость, Истинное Я, Высшее Я, сокровенная сущность, Бог, природа  Будды и т.п. создают сходные  образы источника, конечной цели или  полюса, управляющего всеми процессами. Это всегда нечто большее, значительное, заряженное смыслом. И большинство  людей согласятся, что открытие этой новой перспективы в жизни  совершенно необходимо для душевной гармонии. Обрести себя, найти смысл  жизни, достичь самореализации - сознательно  или бессознательно - такова задача любых человеческих поисков, что  бы каждый под этими понятиями  не подразумевал. Человек приближается к этой цели сложным спиральным путем  проб и ошибок. Нельзя сказать, что  он обязательно, в конце концов, убеждается в каких-то определенных истинах  или принимает религиозную веру, дающие ему духовную силу. Скорее, что-то кристаллизуется в нем само собой по мере накопления жизненного опыта, познания мира и самого себя. В любом случае мы говорим о таком человеке как о сильной личности, как об имеющем более широкое сознание и раскрывшем свой творческий потенциал. Юнг верил, что для движения к этому состоянию абсолютно необходимо развитие символического отношения, и что анализ по существу является одной из практик, развивающих такое отношение.

Юнгианские аналитики особенно отличаются тем, что рассматривают любого человека, какой бы трудный период он не переживал в настоящее время, как потенциально здорового, талантливого и способного к позитивным изменениям. Атмосфера юнгианского анализа свободная и аналитики исходят из того, что верно лишь то, что верно для самого клиента. Они будут стараться обсудить проблему со всех возможных точек зрения, в мягкой манере делая предположения, а не утверждения, предоставляя клиенту право выбирать самому то, что важно для него на данный момент. Видя в анализе больше чем просто клиническую процедуру - способ интенсификации личностного и духовного развития - юнгианцы поддерживают любые творческие начинания у клиентов, которые могут проявиться в любви к рисованию, лепке из глины, в сочинении рассказов, ведении дневника и т.п. Не случайно, пройдя юнгианский анализ, многие клиенты находят себя в искусстве. Типичным примером является судьба Германа Гессе - лауреата Нобелевской премии в литературе. Не только его книги, но и произведения Густава Майнрика, Борхеса и многих других знаменитых писателей были созданы под сильным влиянием идей Юнга.

Нововведения: Юнг, в частности, ввел в психоанализ понятие «комплекс», в том числе и «комплекс Электры», под которым понималось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери. Архетипы. Личное и коллективное сознательное, бессознательное.

Отвергнув теорию сексуальности Фрейда, Юнг предложил понимать под либидо психическую энергию человека, определяющую интенсивность психических процессов  личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

 Будучи уже известным ученым, Юнг пришел к мысли о том,  что для изучения психики личности  может быть использован метод  ассоциаций (в частности, тесты  на ассоциацию слов). Юнг разработал  технику «свободных ассоциаций»  и довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования.

 Согласно сложной концепции  Юнга, структура человеческой психики  состоит из четырех универсальных  элементов:

1. Личное сознание

2. Коллективное сознание

3. Личное бессознательное

4. Коллективное бессознательное  («разум наших древнейших предков,  способ, которым они постигали  жизнь и мир, богов и человечески  существа»). Некое отражение в  душе индивида исторического  опыта всех предшествующих поколений.  Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности.

По Юнгу, коллективно наследуемые  стороны бессознательного восприятия являют собой некие «архетипы».

 В общих чертах, «архетипы»  образуют  наиболее древние и  универсальные формы мышления , проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и. т. д.). Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека. Основными архетипами индивидуального бессознательного Юнг считал:

1.Эго. Является центральным элементом личного со знания, как бы собирая разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

2.Персона. Та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

Информация о работе Аналитическая психология К.Г.Юнга