Агрессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение психологии агрессии.
Исходя из заданной цели задачи работы следующие:
Изучить теоретические основы психологии агрессии.
2. Изучить профилактику агрессии в повседневной жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы психологии агрессии…………………………………5
Понятие агрессии ………………………………………………………….5
Причины возникновения агрессии, её природы и факторов…………....6
2 Агрессия в повседневной жизни……………………………………………...16
2.1 Профилактика агрессии………………………………………………….16
2.2 Поведение с агрессором………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по юр психологии.docx

— 49.80 Кб (Скачать)

 

                                                  СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 Теоретические основы  психологии агрессии…………………………………5

    1. Понятие агрессии ………………………………………………………….5
    2. Причины возникновения агрессии, её природы и факторов…………....6

2 Агрессия в повседневной жизни……………………………………………...16

    2.1  Профилактика агрессии………………………………………………….16

    2.2  Поведение с агрессором………………………………………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В осуществлении понимания  другого человека значительную роль играет понимание его психических  состояний, переживаний и т.д. Принципиальность понимания этой грани заключается  в том, что все психические  проявления человека представляют собой  неотъемлемую часть его жизни  и являются переживанием человеком  своего отношения к окружающей его  действительности (к людям, их поступкам, к каким-либо явлениям). Специфика  данных явлений заключается в  уникальности их переживания каждым человеком, в тесной включенности всех психических проявлений во внутренний мир индивида. Таким образом, попытка  сущностного понимания другого  не представима без открытия для  понимающего этой стороны человека.

Представление о понимании  как о некотором виде мыслительной деятельности может привести к выводу о том, что понимание психических  проявлений другого человека есть объяснение, интерпретация с помощью интеллектуальных средств причин их возникновения, процесса их разворачивания, выражения в поведении человека, влияния на его дальнейшую деятельность.

С этой точки зрения, проблема понимания агрессивности актуальна, так как мы сталкиваемся с ней  каждый день на улице, в общественных местах и даже дома, в кругу семьи.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с  девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.  По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательного переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Объектом исследования контрольной  работы является психология агрессии.

Предметом исследования – агрессия.

В курсовой работе использованы труды  таких авторов как: Л.В. Алексеевой, В.П. Васильева, В.И. Курбатова, Е.Н. Мананиковой

Целью данной контрольной работы является изучение психологии агрессии.

Исходя из заданной цели задачи работы следующие:

    1. Изучить теоретические основы психологии агрессии.

2.  Изучить профилактику агрессии в повседневной жизни.

Структура работы: Настоящая курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Общий объем курсовой работы – 21стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

              1 Теоретические основы психологии агрессии

        1. Понятие агрессии

Сразу же стоит отметить, что между агрессией и агрессивностью есть некоторая разница. В первую очередь, агрессия – это состояние, а агрессивность – черта характера.   

Существует много трактовок  и определений слова агрессия, вот лишь некоторые из них:

Агрессия(от лат. aggressio — нападение) - эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить .

         Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательного переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.) .

        Исходя из того, что агрессивное поведение – это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, можно выделить основные причины агрессии. Итак, люди используют её, чтобы:

         1. Влиять на окружающих и достигать определенные цели ;

         2. Получить азарт новых переживаний, острых ощущений;

         3. Отстоять и/или поднять свой статус.

         В зависимости от формы проявления агрессия бывает :

         -  Физическая - использование физической силы против другого лица или объекта; Вербальная - выражение негативных чувств через форму (ссора, крик, визг) или содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань).

          - Прямая - действия, которые непосредственным путем направлены на другое лицо; Косвенная - действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.).

          - Внешняя - направлена на окружающих; Внутренняя – направлена на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

          - Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия; Провоцирующая - первое проявление агрессии, "первая атака".

1.2 Причины возникновения агрессии, её природы и факторов

В науке высказывались  разные точки зрения относительно причин возникновения агрессии, её природы  и факторов.

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое  положение, имеющее отношение к  агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе  преимущественно инстинктивное: агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия.

1. Психоаналитический  подход1. Основоположником психоана-литического подхода является Зигмунд Фрейд. Благодаря трудам Фрейда агрессия и агрессивность были превращены в объект научного анализа.

В своих ранних работах  Фрейд утверждал, что всё человеческое поведение проистикает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочнение, сохранение и упрочнение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая ни трактовалась как неотъемлимая, ни как постоянная и не избежная часть жизни.

Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд постепенно пришёл к более мрачному убеждению  в отношении сущности и источника  агрессии. Он предположил существование  второго основного инстинкта, танатоса - влечение к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что всё человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Таким образом, тонатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

Положение об инстинкте  стремления к смерти является одним  из наиболее спорных в теории психоонализа. Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам. Тем не менее утверждение о том, что агрессия берёт начало из враждённых, инстинктивных сил, вцелом находило поддержку даже у этих критиков.

Первым исследователем психоаналитической школы, заговорившим об изначальной природе человеческой деструктивности, была С.Шпильрейн. Её идея заключалась в следующем: чтобы создать новое, надо разрушить то, что ему предшествовало, то есть во всяком акте созидания содержится процесс разрушения. Инстинкт самовоспроизведения содержит в себе два равных компонента - инстинкт жизни и инстинкт смерти. Для любви и творчества влечение к смерти и разрушению не является чем-то внешним. Напротив, влечение к смерти является неотторжимой сущностью влечения к жизни.

Далее в работе рассмотриваются три взгляда с позиции эволюционного подхода на человеческое агрессивное поведение. Данные в поддержку этих теорий были получены прежде всего в результате наблюдений за поведением животных. Три подхода, о которых пойдётречь, сходятся в прихнании того, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора.

2. Этнологический подход. К. Лоренц, лауреат Нобелевской  премии, выдающийся этолог, придерживался  эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неоиданное сходство с позицией Фйейда. Согласно К. Лоренцу, агрессия берёт начало прежде всего из враждённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего сведетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счёт того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильное животное лучше защищается и обеспечивают выживание своего потомства.

Одно из наиболее любопытных следствий теории К. Лоренца состоит  в том, что с её помощью можно  обьяснить тот факт, что у людей, в отличии от других живых существ широко распостранено насилие в отношении представителей собственного вида. Данный факт К. Лоренц истолковал как стремление мировых лидеров подвергать целые нации риску самоуничтожения в свете того, что человеческая способность к насилию превалирует перед враждёнными сдерживающими началами, подавляющими агрессивные действия.

3. Социобиологический  подход. Социобиологи (Медник, Мойер и др.) предлагают более специфическое основание для обьяснения процесса естественного отбора. Их основной аргумент сводится к следующему: влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное поведение, то есть, гены «приспособлены» до токой степени, чтовносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Таким образом, социобиологи доказывают, что индивидуумы скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены, проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агресивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наимение вероятно наличие общих генов. Таким образом, социобиологи убеждают нас в следующем: агрессивность - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе.

Так например, для подтверждения своей теории американский ученый Мойер проанализировал степень наследуемости детьми черт своих биологических и приёмных родителей. Если приёмный ребёнок больше похож на своих биологических родителей, то мы имеем дело с проявлением биологических детерминант. Большее же сходство между ребёнком и его приёмными родителями является свидетельством влияния окружающей среды (например, научения). Изучив судебные дела отцов (приёмных и не приёмных) и их сыновей, исследователь выяснил, что мальчики имеющие осуждённых биологических отцов, скорее всего сами будут осуждены за нарушение закона.

Таким образом Мойер утверждает: «человек унаследовавший сильную агрессивность, в фрустрационной и стрессовой ситуации будет склонен к проявлению гнева и враждебности. С другой стороны, если этот же человек будет окружён любовью и в значительной степени защищён от жестокости и насилия, а так же не будет часто провоцироваться на агрессию, он вряд ли будет склонен к агрессивному поведению».

4. Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия2. Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации - агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Д. Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако, побуждение остаётся и может вести к агрессивным действиям, но при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие абьекты, где агрессивные действия будут безнаказанны.

Помимо основных понятий  агрессии и фрустрации, рассматриваемых  неразрывно, теория оперирует также  ключевыми понятиями торможения и замещения. Торможение - это тенденция  ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. Торможение любого акта агрессии прямопропорционально силе ожидаемого наказания. Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого как виновник этого торможения.

Замещение - это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого  лица, а не истинного источника  фрустрации.

Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса. Катарсис - это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабляется готовность к агрессии.

Информация о работе Агрессия