Агрессия у человека и животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:06, реферат

Описание работы

Человек, как и все животные, имеет множество врожденных программ поведения (мы родимся с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нем), и в нужный момент они срабатывают. Эти программы создавались в далекие времена и в совсем иной среде, мало похожей на ту, в которой мы теперь живем. Поэтому реализуемое ими поведение не всегда адекватно обстановке, рационально и даже желательно. (Не все что естественно - хорошо.)

Содержание

Агрессивность у человека и животных


Агрессивность


Межвидовая агрессивность


Внутривидовая агрессия


Демонстративное поведение


Коллективная агрессия

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 46.75 Кб (Скачать)

    Дерутся плечом к плечу, а умирают порознь. У стадных обезьян саванны  самцы четко взаимодействуют  между собой в двух случаях: когда  отбиваются от хищника и когда  отстаивают территорию. В остальном  они друг другу не помогают. Часто  можно видеть, как за стадом павианов, хромая, тащится раненый член стада. С каждым днем он все больше отстает, слабеет и в конце концов погибает. И никто не окажет ему помощь, не поделится пищей. Смог выздороветь - повезло, не смог - погиб. У гиеновых собак иначе: они не только прекрасно взаимодействуют в момент охоты, но и заботятся о пострадавших: выставляют около них охрану, издалека приносят пищу. Нам поведение гиеновых собак симпатично и понятно, ведь и мы поступаем так же. А наши предки?

    Видимо, очень долгое время они вели себя как павианы. Среди обследованных  скелетов предков человека, живших миллионы, сотни и даже десятки  тысяч лет назад, не встречено  несущих следы успешно заживших травм, при которых человек теряет на время способность ходить. Значит, получившие подобную травму люди не выживали. Конечно, когда скелетов будет найдено больше, среди них могут оказаться и экземпляры с зажившими травмами, но пока мы должны считать, что предки человека бросали на произвол судьбы раненых членов стада. Не исключено, что помощь раненым появилась не раньше эпохи великих загонных охот, т. е. 12-6 тыс. лет назад. Без специальных исследований трудно решить, является ли принцип "сам погибай, а товарища выручай" нашей врожденной потребностью (и тогда это один из молодых инстинктов) или он 'поддерживается одним лишь воспитанием.

    Кстати, каннибализм - тоже новоприобретение, его не было еще 10 тыс. лет назад.

     Возможно это самое древнее изображение войны (Восточная Испания, разумный человек, эпоха охот и людоедства; не ранее 9-7 тыс. лет назад).

    Правое "войско", используя  численное превосходство,   стремительно атакует "павианьим  выпуклым полумесяцем", стреляя на бегу из луков. Противники стреляют с места. Их строй  тоже   "павианий", но оборонительный: авангард из четырех  человек образует вогнутый полумесяц  и каре, прикрывающее двух раненых в  центре. В отличие  от сцен сражений в  более позднюю апоху, никто не убегает.

       

    Чему  служила мстительность. Реакция  стада на похищение из его рядов  одного из членов хищником у разных видов своя. Многие травоядные млекопитающие  и многие виды птиц относятся к  этому как к чему-то неизбежному  и незначительному: отбежали, тут  же успокоились и продолжают прежнюю  жизнь. В момент нападенм на стадо хищник тоже может быть атакован, но, схватив жертву, он больше ничем не рискует. Другие виды делают короткую попытку отбить собрата. Но стоит хищнику немного отбежать или отлететь, как стадо прекращает его преследовать. А есть виды с удивительным поведением: они могут часами гнаться за хищником и донимать его. Всем знакомый пример - вороны. Если кто-то схватил ворону и поволок прочь, ее товарки скликают всех окрестных ворон, и те начинают с воплем преследовать хищника, не позволяя ему насытиться добычей. И зачастую им это удается: хищник в конце концов бросает труп вороны и спешит скрыться. Но этим неприятности для него не кончаются. Теперь, где бы он ни появился, вокруг слетаются вороны и поднимают гвалт. Жить в такой обстановке хищнику неуютно, а охотиться просто бесполезно. Такое поведение ворон очень эффективно. Хищник быстро усваивает, что ворону, может быть, и легко поймать, но съесть ее не так просто. А если и поймаешь, то потом наголодаешься: охотиться не дадут. С воронами лучше не связываться.

    Многие  обезьяны тоже мстительны, преследуют схватившего товарку хищника  и долго ему мстят потом.

    Человек проявляет ту же тактику. Вот, например, как описывали английские исследователи  поведение индийских деревенских  жителей, подвергшихся нападению тигра  людоеда. Когда тигр появляется в  окрестностях, вся деревня прячется по домам и пассивно выжидает. Тигр может так обнаглеть, что расхаживает  по деревне и заглядывает в  дома. Но вот ему удалось похитить одного человека. Тут же вся деревня  выходит из домов с тазами, трещотками, колотушками и начинает со страшным шумом и гвалтом преследовать людоеда. Тигр уходит, волоча жертву, старается  спрятаться. Но его находят и снова  преследуют. В конце концов тигр бросает жертву и уходит, а люди уносят труп в деревню.

    Городскому  человеку подобное поведение кажется  нелепым: не лучше ли было бы упредить тигра и начать донимать его до того, как он кого-нибудь задавит? Может  быть, и лучше, но на это у людей  не хватает духу. Потребность же отомстить оказывается очень  сильной и мобилизует коллективное поведение. Можно думать, что тактику  преследования хищника с добычей  с успехом применяли и предки человека.

    Мстительность объединяет людей не только для борьбы с хищниками, но и в борьбе между  разными группами людей. Вчитайтесь в "Илиаду", и вы обнаружите такие  картины: два войска стоят насупротив и вяло обмениваются стычками. Но вот  один герой убит. Тут же за его  труп завязывается жаркая схватка, гибнут воины. Она продолжается, пока одна из сторон окончательно не завладеет  трупом. Создается впечатление, что  отбить тело павшего товарища - чуть ли не главная цель воюющих. А оставить поле боя с трупами товарищей  в руках врага- -страшное и позорное поражение для всех воинов во все времена. С точки зрения холодного разума, потеря трупов никак не может быть существенной утратой хотя бы по сравнению с самой гибелью воинов.

    Другое  проявление той же программы - кровная  месть, порой передающаяся от поколения  к поколению. Есть и много других неожиданных проявлений все той  же программы преследования хищников. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Агрессия у человека и животных