Агрессия: мотивация, классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:24, реферат

Описание работы

Агрессия, что же это такое? Откуда она берется, ведь человек, родившись на свет чист и невинен, его нервная система в порядке. Она не появляется ниоткуда и не уходит в никуда.
Например, ребенок что-то разбил или поломал, родители начинают кричать на ребенка и наказывать. Ведь если ваш ребенок сдал это неумышленно, за что же его ругать? Даже в суде, за неумышленное убийство смягчают приговор. Конечно же, никто не говорит, что воспитание ребенка следует пустить на самотек, конечно, наказать его нужно, если заслужил, но не перебарщивайте, у него начнет развиваться чувство агрессии, скрытой или открытой. Ребенок, воспитанный ремнем и лозиной, как правило, чаще применяют насилие в отношении других, становятся инициаторами драк.

Содержание

Введение
1. Агрессия
2. Мотивация
3. Классификация
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 24.48 Кб (Скачать)

Уральская Архитектурно- Художественная Академия

Институт Урбанистки

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: « Агрессия: мотивация, классификация » 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2011 г.

Содержание

 

Введение

1. Агрессия

2. Мотивация 

3. Классификация 

Заключение

Литература 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

    Агрессия, что же это такое? Откуда она берется, ведь человек, родившись на свет чист и невинен, его нервная система в порядке. Она не появляется ниоткуда и не уходит в никуда.

    Например, ребенок что-то разбил или поломал, родители начинают кричать на ребенка и наказывать. Ведь если ваш ребенок сдал это неумышленно, за что же его ругать? Даже в суде, за неумышленное убийство смягчают приговор. Конечно же, никто не говорит, что воспитание ребенка следует пустить на самотек, конечно, наказать его нужно, если заслужил, но не перебарщивайте, у него начнет развиваться чувство агрессии, скрытой или открытой. Ребенок, воспитанный ремнем и лозиной, как правило, чаще применяют насилие в отношении других, становятся инициаторами драк.

    Такие ученые, как Рихард Вальтерс, Альберт Бандура выяснили из своих экспериментов, что агрессия, которая наблюдается у детей и подростков, идет от их родителей, о злоупотреблении наказаний и порке.

     Источниками агрессии являются также телевидение и жестокие компьютерные игры. Что сейчас показывают по ТВ: насилие, убийства, ужасы. Жанры компьютерных игр так же не блещут гармонией. 
Наше время – это борьба за выживание, конкуренция, желание быть лучше всех. Без агрессии эти понятия не существуют. Но старайтесь оставаться людьми, воспитывайте в своих детях хорошие качества, не злоупотребляйте нормами воспитания, кому-то же нужно делать этот мир светлее и добрее.

     Теперь давайте перейдем к понятийной части. Определение агрессии, которое дается в большом психологическом словаре выражается так – это направленное деструктивное поведение, которое противоречит нормам спокойного сосуществования людей, при этом, наносящее вред объектам агрессии, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. 
На самом деле, это определение не совсем полное, так как существует множество подходов к изучению этого понятия и соответственно самих определений.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Агрессия

 

   Агрессия (лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

 

Подходы к определению  агрессии

 

  • Нормативный подход, означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её

противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное  деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования  людей в обществе». Термин «криминальная  агрессия» также определяется в  рамках нормативного подхода и обозначает «поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в  силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия» (Д. Жмуров,2005). Т. Румянцева высказывает  мнение о том, что поведение может  называться агрессивным при наличии  двух обязательных условий: а) когда  имеют место губительные для  жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения.

  • Глубинно-психологические подходы утверждает инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы ( К.Юнг , З.Фрейд, Г.Гартман, Е. Крис, К. Лоренц, Ардри, Моррис).
  • Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности. Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненноважных ресурсов. Шваб, Коэроглоу видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Shwab, Couroglou). Х. Кауфма] утверждает, что «агрессия — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе». Э. Фромм рассматривает злокачественную агрессию как инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом». Иногда агрессию рассматривают как неотъемлемую часть гомеостаза человека. Гомеостаз — это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе и агрессия, в данном случае, представляет собой инструмент психической саморегуляции.
  • Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому, агрессия понимается как «проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности — антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти…» (Трифонов Е. В.) Ю.Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Мотивация 

 

    Агрессия –  это не автоматически возникающая  в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий,  возникающих на пути целенаправленных  действий субъекта, или же не  наступление целевого состояния,  к которому он стремился.  
    Всё начинается с возникновения конфликтной (при общении) или фрустрирующей (при деятельности) ситуации, играющей роль внешнего стимула. Для возникновения состояния конфликта необходимо, чтобы столкновение мнений, желаний, интересов, целей между общающимися, во-первых, было осознанно субъектами как таковое; во-вторых, необходимо, чтобы субъекты общения не захотели пойти на компромисс и, в-третьих, чтобы между ними возникли взаимные неприязненные отношения – враждебность. 

    Возникновение  конфликта может зависеть и  от партнёра по общению, который  проявляет по отношению к субъекту  вербальную или физическую агрессию. Всё это вызывает у субъекта  определённые отрицательные состояния  – досаду, обиду, злость, негодование,  гнев, ярость, с появлением которых  и начинается формирование мотива  агрессивного поведения.   Переживание  этих состояний приводит к  возникновению потребности (желания)  субъекта общения устранить психическое  напряжение, разрядить его (1 стадия  мотивации агрессивного поведения). Эта потребность ведёт к формированию  пока абстрактной цели: что надо  сделать, чтобы удовлетворить  возникшее желание наказать обидчика, устранить его как источник  конфликта, унизить, навредить,  найти способ сохранения чувства  собственного достоинства. 

     Возникновение  намерения наказать, отомстить и  т.п. ведёт к поиску конкретного  пути и средства достижения  намеченной абстрактной цели. С  этого момента начинается 2 стадия  формирования мотива агрессивного  поведения, субъект рассматривает  конкретные агрессивные действия, выбор которых зависит от оценки  ситуации и его возможностей, отношения к источнику конфликта,  установки на разрешение конфликтов.  
В случае решения наказать обидчика субъект может выбрать следующее: ударить, отнять что-то, изолировать от других людей, не дать, не пустить куда-то, запретить, не разрешить. При решении унизить обидчика выбор средств тоже достаточно большой: высмеять, поиздеваться, обругать, принудить что-то сделать вопреки его воле. 

        Пропустив все эти способы через «внутренний фильтр», субъект переходит к 3 стадии формирования мотива агрессивного поведения: формированию намерения осуществить конкретное агрессивное действие в отношении того или иного объекта. На этой стадии осуществляется выбор конкретного агрессивного действия, т.е. принимается решение. Принятие решения приводит к возникновению побуждения достичь цели. На этом процесс формирования мотива агрессивного поведения заканчивается. Его итогом является образование сложного психологического комплекса, в который входят:  
потребность (желание) личности отреагировать на конфликтую ситуацию;  
способ и средство этого реагирования;  
обоснование, прочему выбраны именно они.  
Таким образом, у субъекта появляется основание агрессивного поведения, которое объясняет, почему он пришёл к пониманию необходимости такого поведения (что побудило), что он хочет достичь (какова цель), каким способом и, может быть, - ради кого. Это основание в ряде случаев может выполнять и роль «индульгенции», оправдывающей и разрешающей совершение внешне неблаговидного поступка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Классификация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

1. Агрессия, в какой бы  форме она ни проявлялась, представляет  собой поведение, направленное  на причинение вреда или ущерба  другому живому существу.

2. Агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве.

3. В качестве агрессии  может рассматриваться только  такое поведение, которое подразумевает  причинение вреда или ущерба  живым организмам

4. Жертвы должны обладать  мотивацией избежания подобного с собой обращения.

5. Проявление агрессии  объясняют биологические и социальные  факторы.

6. Агрессивность может  быть не только жестокой, но  и нормальной реакцией индивидуума  в ходе борьбы за выживание.

7. Агрессивные действия  могут быть ослаблены или направлены  в социально приемлемые рамки  с помощью положительного подкрепления  неагрессивного поведения, ориентации  человека на позитивную модель  поведения, изменение условий,  способствующих проявлению агрессии.

Итак, теории побуждения предполагают, что источником агрессии является вызываемый внешними причинами позыв или  побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого  направления пользуется теория фрустрации – агрессии, предложенная Доллардом (1939) и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Миллер (1948), выдвинул систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена.

Экспериментальные методики позволяют делать более точные выводы о причинно – следственных связях, не исключено, что они будут неприемлемы  при изучении некоторых видов  агрессивного поведения (например, плохого  обращения с детьми, криминальной агрессии).

 

Человек - весьма агрессивное существо, Ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как  научится говорить.  Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным и  порой непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, включая политиков и военных, но и на поведение общества и государства. Когда государство попадает во власть инстинктов, созданных естественным отбором для стада наподобие павианьевого, и к тому же обзаводится атомным оружием, это очень опасно. А если таких государств окажется несколько, будущее мира может повиснуть на волоске. 

Таким образом, можно сказать, что у каждого из нас в характере  присутствует агрессивность. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные  формы, у кого-то, возможно, уже перешла  и в деструктивную, злокачественную  область. Но как бы это ни было человеку предоставляется возможность как существу разумному предотвращать появление агрессии и контролировать её. Надеюсь, что человечество  сможет для себя сделать определенные выводы и обратить свою агрессию в конструктивное русло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.http://www.vasilysi.info/upravlenie-soznaniem/motivacia-i-samomotivacia/motivacia-agressii

2. Википедия

 


Информация о работе Агрессия: мотивация, классификация