Агрессия как способ самоутверждения в профессиональном самоопределении

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – Выявить особенности проявления агрессии как способа самоутверждения в профессиональном самоопределении.
Объект исследования – особенности профессионального самоопределения личности.
Предмет исследования – агрессии как способ самоутверждения.
Задачи исследования –
1. Раскрыть сущность понятия агрессия в психологической науке. Теории агрессии.
2. Раскрыть сущность понятий профессиональное самоопределение и самоутверждение в психологической науке.
3. Изучить механизм и способ проявления агрессии как способа самоутверждения в профессиональном самоопределении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

§ 1. Сущность понятия агрессия в психологической науке. Теории агрессии……………………………………………………………………………5
§ 2. Сущность понятий самоутверждение и профессиональное самоопределение в психологической науке……………………………………18
§ 3. Агрессия как способ самоутверждения в профессиональном самоопределении личности……………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………..32
Литература………………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

2. Гораздо более распространенным является реактивное насилие. Это агрессия, которая проявляется при защите жизни, свободы, достоинства, а также собственного или чужого имущества. Она базируется на страхе утра­ты чего-то ценного и значимого для человека. Этот тип насилия стоит на службе жизни, а не смерти, и его конечной целью является сохранение, а не разрушение.

3. Враждебиость возникающая из зависти и ревности. Как ревность, так и зависть являются специфическими видами фрустрации. С одной стороны они могут основываться на конфликте обладания, когда один человек владеет чем-то таким, что хотел бы иметь другой. В другом случае в их основе может лежать межличностный конфликт, яркой иллюстрацией которого является «любовный треугольник».

4.              Мстительное насилие отличается от реактивного тем, что ущерб уже нанесен и применение силы  не является больше функцией защиты. Мотив мести, обратно пропорционален силе и продуктивности человека или группы.

5.              Деструктивность, мотивированная подрывом веры, возникает, как правило, в результате нарушения доверительных отношений между детьми и родителями. Реакция на подобные переживания бывает разной:

а) Формирование самостоятельности и независимости;

б) Формирование скептицизма;

в) Формирование иллюзии защищенности;

г) Формирование накопительства;

д) Формирование циничной ненависти.

6. Компенсаторное насилие. Это насилие служит человеку заменой продуктивной деятельности. Способность человека направлять свою волю на определенную цель и работать до тех пор, пока она не будет достигнута, называется потенцией. Если человек из-за слабости, страха или некомпетентности не в состоянии действовать — он ощущает себя импотентным и от этого страдает. Одна возможность заключается в том, чтобы подчинить себя некой личности или группе, которая располагает властью, и идентифицировать ceбя с ней. Посредством такой символической причастности к жизни дру­гого человек обретает иллюзию самостоятельного действия.

7.              Садизм. Это понятие трактуется Э. Фроммом в более широком, чем
принято в обыденном обращении, смысле — как побуждение полностью
контролировать любое живое существо, будь то животное или человек.
      8. Архаическая жажда крови. Отражает биологическую связь человека и природы: убийство происходит из-за страха собственного развития  очеловечивания. Этот вид насилия характерен для человека, пытающегося найти ответ на жизненные вопросы посредством деградации к до-индиви­дуальному состоянию своего существования, в котором он становится животным и таким образом освобождает себя от бремени разума. Кровь ста­новится эссенцией жизни. Пролить кровь — значит ощутить себя живым, сильным, неповторимым, превосходящим всех остальных.

Поэтому в рамках современного психоаналитического направления считается, что агрессивность — это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или к самому себе. Благодаря ей он пытается удовлетворить свои инстинкты. Агрессия является механизмом, с помощью которого эти инстинктивные импульсы направляются на другие объекты, и в первую очередь на людей, в основном с целью их завоевания.

Фрустрационная модель

Ортодоксальный подход(22).

Основоположниками этого направления исследования человеческой агрессивности считаются дж. Доллард и Н. Миллер. Согласно их воззрениям, агрессия — это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка пре­одолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Агрессия всегда является следствием фрустрации, при этом фрустрация напрямую не вызывает агрессию,а лишь провоцирует ее возникновение

Схема «фрустрация — агрессия» базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение

Агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием как «акт, целенаправленной реакцией которого является нанесение  вреда организму».

Фрустрация возникает, когда появляется помеха и блокирование целенаправленного поведения

Торможение – это тенденция ограничить или  свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. Торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией.

Замещение (смещение) — это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных не на истинный источник фрустрации, а на какое-либо другое лицо

Однако было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наобо­рот. Это и послужило  поводом  к пересмотру авторами теории.

Ревизионистский подход(22). Н. Миллер внес следующие поправки: фрустрация лишь создает предпосылки для различных типов реакций, одной из которых является побуждение к агрес­сии. У каждого человека есть определенный набор реакций на фрустрацию, которые можно упорядочить в опреде­ленную иерархию побуждений. Агрессивное побуждение может занимать в этой иерархии любую позицию. Если оно будет наиболее сильным из по­буждений, вероятнее всего оно и будет мотивировать действия человека. Если же доминирующим является побуждение к другой реакции, возможно, несовместимой с агрессией,  то человек отреагирует соответствующим образом и, возможно, предотвратит акт агрессии полностью или на некоторое время.

Модель переноса возбуждения(22)

В своей модели переноса возбуждения Д. Зилманн выдвигает предположение о том, что сила испытываемого гнева является производной двух элементов: силы психологического раздражения, которое порождено неприятным событием, и того, как это раздражение трактуется  и характеризуется.

Возбуждение от одного источника может накладываться (переноситься) на воз­буждение от другого источника, тем самым усиливая или ослабляя эмоциональную реакцию. Для возникновения агрессии необходимо, чтобы при оцен­ке ситуации раздражение было интерпретировано как гнев. Если происхождение эмоционального раздражения не очевидно, индивид попытается объяснить раздражение с помощью имеющихся в наличии информационных ресурсов. В связи с этим, психологическое раздражение от нейтрального или неопределенного источника может быть перенесено на раздражение, вызванное неблагоприятным воз­действием, посредством процесса ложной атрибуции(возбужденные физической активностью, чаще агрессивно реагировали на провокацию).

Таким образом, модель переноса возбуждения рассматривает сочетание физиологического возбуждения и когнитивной оценки, задействованной в эмоциональном переживании гнева.

Поведенческая модель(22)

Теория социального научения, в отличие от других, гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном сообществе. На социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора: наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление.

Наблюдение соответствующего способа действий(22)

Образец в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование отношений или способа действий человека. Существенное внимание при этом уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно отношений и поведения родителей, на агрессивное поведение детей.

В психологической литературе, посвященной насилию в семье, опи­сываются так называемые «эстафета насилия» и «цикл насилия».

Суть первой сводится к тому, что дети, видевшие проявления физического насилия в отношениях между собственными родителями, склонны воспроизводить подобные действия в общении с другими людьми. Этот феномен протяжен во времени: люди, бывшие в детстве свидетелями физического насилия между родителями, во взрослом возрасте сами становятся склонными к использованию физической силы в отношениях с супругами.

Суть второго состоит в том, что насильственные отношения в семье (между супругами или между родителями и детьми) носят циклический характер. Во взаимоотношениях «агрессора» и «жертвы» выделяют несколько фаз:

1)     Фаза готовности

2)     Фаза нерешительности

3)     Инцидент

4)     Фаза раскаяния

5)     Фаза преследования

6)     Фаза затишья («медового месяца»)

       Социальное подкрепление(22)

Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию.

Различают две формы подкрепления:

1) положительное подкрепление — любой стимул который, следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне;

2) отрицательное подкрепление - стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию.

Существует и множество самих способов подкрепления. К наиболее распространенным относятся поощрение (предъявление при­ятных стимулов) и наказание (предъявление неприятных стимулов).

В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее популярных. Во-первых, она является достаточно эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития. Во-вторых, она располагает некоторыми методическими средствами коррекции агрессивного поведения детей.

Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений:

- целевая агрессия;

- инструментальная агрессия.

Целевая агрессия выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Инструментальная агрессия совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Агрессивные проявления различаются по своей структуре:

1. По направленности:

- Агрессия, направленная вовне;

- Аутоагрессия - направленная на себя.

2. По цели:

- Интеллектуальная агрессия;

- Враждебная агрессия.

3. По методу выражения:

- Физическая агрессия;

- Вербальная агрессия.

4. По степени выраженности:

- Прямая агрессия;

- Косвенная агрессия.

5. По наличию инициативы:

-Инициативная агрессия;

-Оборонительная агрессия.

Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки авторы «Методики диагностики показателей и форм агрессии» выделяют следующие 8 видов реакций(15):

1.      Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2.      Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.

3.      Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4.      Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5.      Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6.      Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7.      Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8.      Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

         Большинство ученых делит агрессию на три уровня: высокий, средний, низкий.

Э.Фромм разделил человеческую агрессию на два основных типа(21):

-доброкачественную

-деструктивную (жестокую).

Доброкачественная в свою очередь включает в себя еще несколько видов:

1) псевдоагрессия: -непреднамеренная (случайный выстрел во время чистки оружия);

-игровая агрессия(спортивные боевые искусства);

-агрессия как самоутверждние;

2) оборонительная агрессия (в целях самозащиты).

Деструктивная агрессия или злокачественная жестокость имеет следующие виды:

1)Кажущаяся деструктивность;

2) Спонтанные формы:

-отмщение;

-экстатическая деструктивность (ритуальные жертвоприношения);

-поклонение деструктивность (стремлние к разрушению);

-садизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Агрессия как способ самоутверждения в профессиональном самоопределении