Агрессия и её роль в жизнедеятельности человека Гендерный аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы состоит в изучении понятия агрессия и гендерных особенностей ее проявления.

Объектом – исследования является агрессия. Предмет исследования агрессия и гендерные особенности, проявления агрессивности.

Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:

1) на основе теоретического анализа раскрыть понятие агрессия;

2) выявить роль агрессии в жизнедеятельности индивидуумов

3) описать гендерные особенности агрессивных проявлений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ понятия агрессии и её роли в жизнедеятельности человека 4
1.1 Понятие агрессии и агрессивности 4
1.2 Биологические предпосылки и структура агрессии 10
1.3 Гендерные различия в проявлении агрессии 16
1.4 Роль агрессии в жизни человека 18
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

новая курсовая!!!!!.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Факультет философии  и психологии 

Кафедра общей  и социальной психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

Агрессия  и её роль в жизнедеятельности  человека Гендерный  аспект 
 
 
 
 
 

Курсовая работа 

по специальности 030301 Психология 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка I курса д/о

                      Васильева К.А. 

                Руководитель:  преп. Тужикова В.И. 
                 
                 
                 
                 
                 

Воронеж 2011 
 
 
 
 
 

 

Оглавление 

 

Введение

   Ни  одно общество не свободно от таких  явлений, как  агрессия, проявляющаяся  в разных формах, таких как убийство и разрушение.

   В жизни мы часто встречаемся с  ними в той или иной мере, будь то войны или детская ссора. В настоящее время более 80% программ и фильмов, демонстрируемых на телевидении, содержат в себе в том или ином роде агрессию.

   Агрессивное поведение приводит к возникновению  конфликтов во взаимоотношениях и способам их разрешения. То, какую форму примет агрессия, во многом зависит от особенностей взаимоотношений, от форм воздействий, а также от отношения окружающих к данному феномену. Необходимо отметить, что в повседневной жизни агрессивными называют разные типы поведения. Например, враждебность, безусловно, форма агрессии, которая чревата неприятностями и для самого агрессора. С другой стороны, упорство - тоже форма агрессии, но без него трудно достичь цели, добиться результата. Что же такое агрессия?

   Актуальность. Изучения проблемы человеческой агрессии предполагает наличие исследование многих факторов агрессивного поведения, форм ее проявления присущих людям и обуславливающих их поведение. Проблеме изучения агрессии посвящено много исследований, вместе с тем она не теряет свою актуальность.

   Цель  нашей работы состоит в изучении понятия агрессия и гендерных  особенностей ее проявления.

   Объектом  –  исследования является агрессия. Предмет исследования агрессия и гендерные особенности, проявления агрессивности.

   Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:

     1) на основе теоретического анализа  раскрыть понятие агрессия;

     2) выявить роль агрессии в жизнедеятельности индивидуумов

   3) описать гендерные особенности агрессивных проявлений.

   Метод исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация полученной информации.  

  Глава 1. Теоретический  анализ понятия агрессии и её роли в жизнедеятельности человека 

  1.1 Понятие агрессии и агрессивности 

   Конечно, ответы на эти вопросы зависят от выбора определения агрессии, согласно одному из которых, предложенному Бассом, агрессия это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.

   И наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.. Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму из приведенных здесь. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. На первый взгляд, это определение кажется простым и откровенным, а также тесно связанным с пониманием агрессии с позиции обыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа. 

   Агрессия как поведение наше определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками - такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Как мы скоро увидим, злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно. Случаи насилия в семье или агрессивное поведение у бушменов, которых за миролюбие и охотное сотрудничество обычно называли «безопасными людьми», могут быть этому примером. 

   В свете того, что негативные эмоции, мотивы и установки не всегда сопровождают прямые нападки на других, мы ограничим использование термина агрессия сферой явно злонамеренного поведения и рассмотрим другие факторы отдельно. Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбления. Из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными. 

      Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным, оказывается, ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная,  активная пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые. 

   Враждебная агрессия в противоположность инструментальной агрессии. Как мы отмечали, агрессия может быть представлена в виде дихотомии (физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая). Завершая обсуждение этой темы, рассмотрим последний вариант дихотомического деления агрессии - агрессию враждебную и инструментальную. Термин враждебная агрессия приложим к тем случаям проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Понятие инструментальная агрессия, наоборот, характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Иными словами, для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний. Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или «настоять на своем». Например, по наблюдениям Паттерсона, дети используют разнообразные формы негативного поведения: стучат кулаками, капризничают и отказываются слушаться - и все это делается с целью удержать власть над членами семьи. Конечно, подобное поведение закрепляется, когда маленьким агрессорам периодически удается вынудить своих жертв пойти на уступки. Аналогично агрессия может служить цели самоутверждения или повышения самооценки, если такое поведение получает одобрение со стороны других. Например, человек может показаться «несгибаемым» и «сильным» в отношениях с другими, если нападает на тех, кто его провоцирует или раздражает. Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи - например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий - нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам. Дополнительным подкреплением агрессивных действий в этих случаях может служить восхищение ими со стороны приятелей. Хотя многие психологи признают существование различных типов агрессии, везде это положение вызывает полемику. Так, по мнению Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией. В ответ на эту критику некоторые ученые предложили разные определения для этих двух типов агрессии. Зильманн заменил «враждебную» и «инструментальную» на «обусловленную раздражителем» и «обусловленную побуждением». 

   Агрессия, обусловленная раздражителем, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение со стороны других). Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего с целью достижения различных внешних выгод. Додж и Койи предложили использовать термины реактивная и проактивная. Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, влияние, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата. Эти ученые провели серию исследований, в которых выявили различия между двумя типами агрессии. Авторы обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию учащиеся начальных классов (мальчики) склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.

   Исследования Доджа и Койи представили эмпирические доказательства существования двух различных типов агрессии. Независимо от выбора термина, обозначающего эти различные виды агрессии, очевидно: существуют два типа агрессии, мотивированные различными целями.

   Агресси́вность  — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему. Хотя агрессивность играла решающую роль в процессе эволюции человека, утверждается, что она не присуща человеческому существу изначально, что дети усваивают модели агрессивного поведения практически с момента рождения. Причинами агрессивности могут выступать разного рода конфликты, при этом такие психологические процессы как эмпатия, идентификация, децентрация - сдерживают агрессию, так как являются ключом к пониманию других и осознанию их самостоятельной ценности. Так как агрессия требует значительных энергетических и мотивационных затрат.

Информация о работе Агрессия и её роль в жизнедеятельности человека Гендерный аспект