Агрессивность детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:35, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы влияния семьи на проявление детской агрессивности в дошкольном возрасте…………………..
1.1.Основные теории и подходы к исследованию агрессивности в отечественной и зарубежной литературе……………………………………..
1.2.Характеристика особенностей проявления детской агрессивности……………………………………………………………………..
1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессивности……………….
Выводы по первой главе
Глава 2.Особенности влияния семьи на проявление агрессивности в дошкольном возрасте…………………………………………………………
2.1. Уровни агрессивности детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………
2.2. Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с проявлениями агрессивности …………………….
2.3. Результаты уровня агрессивности у детей дошкольного возраста на контрольном этапе ………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………….
Приложение……………………………………

Работа содержит 1 файл

агрессия.docx

— 129.84 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы влияния семьи на проявление детской агрессивности в дошкольном возрасте…………………..

           1.1.Основные теории и подходы к исследованию агрессивности в отечественной и зарубежной литературе……………………………………..

     1.2.Характеристика  особенностей  проявления детской  агрессивности……………………………………………………………………..

     1.3. Влияние семьи на развитие детской агрессивности……………….

Выводы  по первой главе

Глава 2.Особенности влияния семьи на проявление агрессивности в дошкольном возрасте…………………………………………………………

     2.1. Уровни  агрессивности детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………

     2.2. Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с проявлениями агрессивности …………………….

     2.3. Результаты уровня агрессивности у детей дошкольного возраста на контрольном этапе ………………………………………

Выводы  по второй главе…………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………….

Список  литературы……………………………………………………….

Приложение………………………………………………

     Введение

     Актуальность  исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры.

     Семья – первый коллектив, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

     Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

     В целом же агрессивные проявления или же построенное ожидание подобного  от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливает его тревожность, формирует заниженную или компенсированную самооценку.

     Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся  агрессии, относят к группе риска.

     Многочисленными исследованиями агрессивности человека занимались многие учёные. З. Фрейд  первый выдвинул первую стройную теорию об агрессивности, на которую впоследствии опирались все дальнейшие исследования таких учёных как К.Лоренца, Д.Долларда, Р.Бэрона,  Д.Ричардсона и др.

     Проблему  детской агрессивности  изучали  А.Адлер, Г. Паренс, К.Хорни, А. Реан, и многие др. В данном контексте усматривали, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость.

       Ф.Паттерсон, Д.Олуэйз, А.Болдуин, М.Мид изучали характер причинной зависимости между стилем семейного руководства и детской

     агрессивностью, так как семья для дошкольника  является первым социальным институтом в его жизни, и семейное руководство  становится одним главным фактором влияния на поведение ребёнка и становления проявления агрессивности.

     Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно  предсказывать поведение в зрелые годы. И чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка необходимо помнить  внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

       Следовательно, коррекция ранних  проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения, работа с родителями, является одной из важнейших задач практической психологии.

     Все это определило выбор темы нашего дипломного исследования.

     Объект  исследования: детская агрессивность.

     Предмет исследования: влияние семейного стиля воспитания на проявление агрессивности в старшем дошкольном возрасте.

     Цель  исследования: определить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, разработать и научно обосновать, рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности.

      Гипотеза исследования: Стили семейного воспитания  влияют на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста:

     Авторитарный  и индифферентный стили воспитания связаны с высокой агрессивностью детей;

     Либеральный стиль воспитания связан с низкой агрессивностью детей.

     Задачи  исследования:

1.Провести анализ научной литературы по  проблеме влияние стиля воспитания на проявление агрессивности в старшем дошкольном возрасте.

2.Охарактеризовать особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.

3.Рассмотреть влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

4.Выявить взаимосвязь стилей воспитания и развитием агрессивности ребёнка.

    Методология исследования:

- теория социального научения А.Бандуры к исследованию агрессивности в человеке;

-теоретический подход (Д.Олуэйз, Ф.Паттерсон) к исследованию влияния стиля семейного воспитания на проявление детской агрессивности;

- психоаналитический подход Г. Паренса к исследованию детской агрессивности;

- возрастная  периодизация дошкольного возраста Н.Е.Вераксы;

- стили  воспитания А. Болдуина.

      Методы  исследования:

      - Теоретические: Анализ научной  психолого-педагогической литературы  по  проблеме агрессивности детей  дошкольного возраста; обобщение,  выделение главного, выводы;

      -  эмпирические: методики, анкета, тест, структурализированное наблюдение:

1.Проективная  методика «Несуществующее животное»  С.Л.Колосова.

2. Графическая  методика «Кактус» М.П.Панфилова. 

3. Рисуночная методика «Моя семья» А. И. Захарова.

4. Модификация рисуночной методики «Моя семья». "Семья, которую хочу» Л. Кормана.

5. Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. 6.Тест «Стратегии семейного воспитания» для родителей Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.

7.Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.)

 и   метод количественного и качественного  анализа полученных данных на  основе методов.

        База исследования: МДОУ «Детский сад «Колосок» р. п. Средняя Ахтуба. В испытании участвовало 14 детей (8 мальчиков и 6 девочек) в возрасте 5-7 лет и 24взрослых(10мужчин 14женщин) в возрасте 27-39лет.

      Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении

материалов  по проблеме агрессивности детей  дошкольного возраста.

      Рассмотрены теории к изучению понятия агрессивности  в человеке и агрессивности в  дошкольном возрасте и теоретический  и психоаналитический подходы позволяющие прояснить характер причинной зависимости между стилем семейного руководства и детской агрессивностью.

      Изучены причины  влияния стиля семейного  воспитания на проявление агрессивности  в дошкольном возрасте.

     Практическая  значимость исследования заключается в возможности использовать на практике в дошкольных учреждениях  программу для развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста способствующей  понижению уровня агрессивности и практические рекомендации для родителей с целью снижения и профилактики уровня агрессивности детей.

     Структура дипломного исследования состоит из оглавления, введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, семи рисунков, двенадцати таблиц, одиннадцати приложений.

    Глава1.Теоретические основы исследования проблемы влияния семьи на проявление детской агрессивности в дошкольном возрасте

          1.1.Основные теории и подходы к исследованию агрессивности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе

     Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в дошкольном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.

     Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

   Существует  множество теоретических обоснований  возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. (См. Табл.1).

     Агрессия относится к:

    1.Врожденным побуждениям и задаткам;

    2.Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

    3.Познавательным и эмоциональным процессам;

    4.Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

   Рассмотрев  основные теории объясняющие природу  агрессивности, определим основные понятия.

   Р.Бэрон и Д.Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или  ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой[1,с.45]. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

    1.Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

    2.В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

    3.Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой (Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).

    Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному,  а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту[3,с.102].

   Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.[2,с.25].

Информация о работе Агрессивность детей