Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: семейное воспитание как один из факторов агрессивного поведения детей.
Гипотеза исследования: стили семейного воспитания оказывают влияние на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии……………………………………………………………………6
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии…………………………………………………………6.
1.2 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………..26
1.3 Выводы……………………………………………………………….34
Глава 2. Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста…………………………..36.
2.1 База и методы исследования………………………………36
2.2 Анализ результатов………………………………………………..49
2.3 Выводы……………………………………………………….58
Глава 3. Психопрофилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста………………………………………………59
3.1 Психопрофилактические рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности………………………….59
3.2. Коррекционная программа…………………………………….62
Заключение……………………………………………………………85
Литература…………………………………………………………87

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 143.73 Кб (Скачать)

 

Мы понимаем семейное воспитание более узко и сводим его к типам  взаимодействия.

В результате исследования нами были выявлены следующие типы семейного взаимодействия, влияющего  на агрессивное поведение дошкольников.

I тип семейного взаимодействия -- «деструктивный» (25 % испытуемых). Отношения между родителями отличаются  некорректностью, отсутствием такта,  чувства меры, зачастую открытой  нетерпимостью. Процесс воспитания  ребенка - предмет манипулирования  в отношениях между супругами.

Детям, в свою очередь, демонстрируются  негативные эмоции (злость, раздражение), вслух выражается разочарование, недовольство характером, внешностью, интеллектуальными  способностями. Замечания делаются на повышенных тонах, в оскорбительных выражениях. При этом вспышки гнева, бурные выражения антипатии зачастую сменяются столь же бурным раскаянием, задабриванием. Особенностью семейной дисфункции по признаку выражения эмоций являлась их чрезмерность и недостаток эмпатии. Воспитательная позиция родителей  отличается непоследовательностью: отцом  и матерью могут отдаваться противоположные распоряжения, устанавливаться запреты, немедленно отменяемые другим родителем. Столь же противоречива реакция родителей на проступки или недостаточные успехи взрослеющего ребенка. Функции нормативного контроля осуществляются родителями с той же склонностью впадать в крайности. Родительские представления и ожидания противоречили реальности: желание видеть потомка самостоятельным расходилось с его фактической несостоятельностью в учебе, наличием проблем, связанных с общением, неправильным поведением, обусловленным развитием эндогенного процесса. К лицам из близкого окружения, которые пытались вмешаться в ситуацию, складывается неприязненное отношение.

Никаких попыток восстановления социального статуса ребенка  не предпринимается. Отказ воспринимать факт психической болезни ребенка  приводит к несвоевременному обращению  за специализированной помощью.

Данный тип семейных взаимоотношений  свойственен тем семьям, где дети имеют ярко выраженные черты: неадекватное эмоциональное отреагирование; неуверенность  в себе, в своих силах; плохая приспособляемость; низкая адаптивность; повышенная конфликтность; неспособность к конструктивному  взаимодействию, что может вызвать  агрессивное поведение.

II тип семейного взаимодействия  —”конструктивный” (30 % родителей). Родители проявляют уравновешенность, рассудительность, уступчивость, поддерживали  в доме ровно-благожелательную, доверительную  атмосферу. Даже серьезные конфликты  не становятся поводом к бурным  дискуссиям и конфронтации, в  которую вовлекались бы младшие  члены семьи. Характерна сдержанность  в выражении эмоций и особенно  — негативных, поддержка ребенку  оказывается в ненавязчивой форме.  Родители проявляют заинтересованность, понимание, доверие, отзывчивость, готовность помочь, поощрить при  успехе и ободрить при неудаче. Позитивную позицию они занимали и по параметру нормативного контроля.

Эти родители считают воспитание ребенка своей основной функцией, главным смыслом существования. Воспитательная позиция по контрасту  с таковой, полной противоречий в  семьях с “деструктивным” типом  взаимодействия отличалась последовательностью  и состояла в безусловно положительном  отношении к ребенку, а оказываемая  эффективная опека могла рассматриваться  как элемент терапевтического воздействия  среды.

Данный тип семейных взаимоотношений  присущ всем семьям детей, чья агрессивность  выражена слабо.

III тип семейного взаимодействия  — “смешанный” (45 % испытуемых - родителей). Семейное взаимодействие  в этих случаях включает черты  как “деструктивного”, так и  “конструктивного” типов. При  этом отец и мать нередко  являются носителями противоположных  позиций, что порождает напряженность  в семье. Лояльность одного  из супругов вступает в противоречие  с педантизмом, холодностью, жестокостью,  агрессивностью другого. Не желавшие  понять и дополнить друг друга,  проявить сплоченность, не нуждавшиеся  во взаимном доверии, супруги  не способны прийти к общему  решению. Столь же резко расходятся  они и в проявлениях эмоций. Жесткий, холодный, чрезмерно приверженный  раз и навсегда установленным  правилам родитель не способен  понять суть психических расстройств  ребенка, предъявляет ему излишне  высокие требования, на выполнении  которых настаивал, не считаясь  с реальной ситуацией. Он может  грубо высмеять поведение ребенка,  требовать только отличных оценок, спортивных успехов. Деструктивное  влияние такого отношения смягчалось  доброжелательной опекой ребенка  другим родителем. Тем самым  хотя бы отчасти нивелировалось  “отвержение”, создававшее у ребенка  ощущение постоянного психологического  давления, безвыходного положения,  беззащитности. Рассогласованность внутри родительской диады распространялась на семейное взаимодействие в целом, включая воспитательную позицию и нормативный контроль. Следствием являлась поляризация дисфункциональной семейной структуры, когда один из родителей (носитель адаптивной тенденции) вступал в устойчивую коалицию с ребенком против другого, исключавшегося из процесса воспитания.

Данный тип взаимоотношений  свойственен как семьям детей, чьи  личностные качества, такие как неадекватное эмоциональное отреагирование; неуверенность  в себе, в своих силах; плохая приспособляемость; низкая адаптивность; повышенная конфликтность; неспособность к конструктивному  взаимодействию выражены средне и агрессивность  соответственно на среднем уровне.

Математическая обработка  данных.

 

Таблица 4.

Взаимосвязь между типами нарушений в семейном воспитании и показателем детской агрессивности.

 

ВК

У-

Г+

Агрессия

12

4

0

Зависимость

10

15

5

коммуникация

6

5

2


 

1.3 Выводы.

Проведенный количественный и качественный анализ результатов  проведенного нами исследования позволяет  нам сделать следующие выводы:

Семейное воспитание в  дошкольном возрасте создаёт ряд  предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивного поведения, что обуславливает реальную необходимость  диагностики и коррекции.

 

 

Глава 3. Психопрофилактика  и коррекция агрессивного поведения  у детей-дошкольников.

 

3.1 Психопрофилактические  рекомендации для родителей с  целью предупреждения детской  агрессивности.

 

Психопрофилактика агрессивного поведения, как и особых других нарушений  начинается с первых дней жизни ребенка, поэтому мы предлагаем профилактику через психологическое просвещение  родителей в форме лекций о  причинах возникновения, возрастных особенностях агрессивного поведения у детей  и рекомендации родителям агрессивных  детей. Было проведено 7 лекций, направленность которых сводилась к следующему содержанию:

1. Предотвращение переживаний  чрезмерного неудовольствия –  прямой путь к снижению уровня  враждебности в поведении ребенка,  речь идет о ПЧН, а не просто  неудовольствии. Неудовольствие в  скромных пределах побуждает  ребенка к адаптации, создает  условия для здорового развития  и приобретения навыков.

2. Потребность ребенка  в автономии. На первом году  жизни ребенка родители начинают  сталкиваться с реакцией раздражения  и гнева при попытках ограничить  или вмешаться в исследовательскую  деятельность ребенка. Чем чаще  вмешательства, тем выше уровень  раздражения и гнева к тому, кто слишком часто вмешивается.  Чрезмерная фрустрация потребности  в самостоятельности может существенно  ограничить потребность учиться,  узнавать новое и повлиять  на развитие интеллекта.

Г. Паренс советует родителям  создать такую среду, которая  позволит действовать ребенку самостоятельно. Понятно, что создать полностью  безопасный дом, не удастся. Кризисы  будут возникать из-за необходимости  ограничить активность ребенка.

3. Установление ограничений  определяется возрастом ребенка  и ситуацией. Ограничения должны  способствовать психобиологическим  особенностям развития ребенка  и его состоянию. В зависимости  от психобиологического развития  ребенка – податлив он или  своеволен, трудноуправляем, - родители  должны иметь тактику установления  ограничений.

4. Физическое наказание  одни родители считают актом  насилия, другие может показаться  вполне рациональной воспитательной  мерой. Наказания, унижающие ребенка,  легализующие его враждебность, хотя и могут дать одномоментный  результат, но цена его может  оказаться слишком высокой, отрицательно  повлияв на чувства собственного  достоинства и благополучия, на  усвоение норм поведения и  развитие способности к конструктивному  внутреннему контролю. К. Бютнер  отмечает, что «в конце концов»  дети теряют надежду на любовь  без насилия и переключаются  на что-нибудь другое».

5. Возникновение и мобилизация  враждебности в семейной жизни  неизбежны – и это феномен  накопительный. Не находя выхода  вовне, враждебность накапливается,  стабилизируется и становится  чертой характера, эмоционально  окрашивая все стороны жизни.  Когда ребенок сердит, недоволен,  нужно позволить ему выразить  доступными средствами все, что  он чувствует. По мнению Г.  Паренса, враждебность есть реакция  на травматический жизненный  опыт. Нужно научить ребенка выражать  свою враждебность.

6. Как и прочие источники  чрезмерного неудовольствия, болезненные  эмоциональные переживания также  могут мобилизовать враждебность. Несмотря на некоторые исключения, сильное беспокойство и депрессия  большей частью возбуждают чувство  враждебности к близким. Переживание  чувства стыда, например, выражается  ли оно в явной или открытой  форме, может вызвать сильное  страдание, желание нанести вред  себе или другим. Чувство вины  побуждает потребность в наказании.  Ревность вызывает желание мстить. Хотя родители могут и не  суметь целиком справиться с  такими переживаниями у ребенка,  они могут помочь ему в этом, подавляя их интенсивность.

7. Большое значение в  психологическом развитии ребенка  имеют чувства уважения и любви  к самому себе и окружающим, прежде всего к родителям. Эти  положительные чувства влияют  на восприятие жизненной реальности, и окрашивают нашу жизнь. Чем  сильнее чувство любви к родителям,  к себе, тем меньше двойственность  переживаний. И чем сильнее  недовольство собой, враждебность  к родителям, тем интенсивнее  развивается болезненная амбивалентность  чувств, которая становится стабильной  чертой характера и причиной  немало трудностей в жизни.  Излишняя амбивалентность чувств, приводит к формированию личностных  патологий, затрудняющих адаптацию  в жизненной среде, влияет на  взаимоотношения с людьми.

Таким образом, основным фактором в борьбе с негативными проявлениями агрессивности, является оптимизация  детско-родительских отношений между  родителями и ребенком – это главный  залог здорового эмоционального развития детей.

 

3.2 Коррекционная программа  агрессивного поведения детей  дошкольного возраста

 

Предлагаемая коррекционная  программа агрессивного поведения  детей дошкольного возраста имеет  в основе разработки Чистяковой М.И., Овчаровой Р.В., Хухлаевой О.В. Программа  состоит из 3-х этапов, каждый из которых  состоит из 3-х занятий.

Этап I. Эмоционально-ориентировочный.

Для того, чтобы научить  детей адекватным формам поведения  в конфликтных ситуациях, для  начала необходимо сформировать у них  умение распознавать эмоции в себе и в других и научиться управлять  ими. Для того чтобы дети осознавали свои эмоциональные состояния (гнев, обиду, печаль, радость и т.д.), нужно  не только научить их видеть, называть, сравнивать эмоции в себе и в других, но и понимать причину их появления. Переживание эмоций является первой ступенью, ведущей к рефлексии.

Этап II. Поведенческий.

Задачами, которые решаются на этом этапе, являются следующие: снятие эмоционального напряжения; возможность  в приемлемой форме отреагировать  агрессивные реакции; дать возможность  сравнить отрицательные и положительные  черты поведения.

Этап III. Обучение конструктивному  решению конфликтов.

Заключительный этап включает в себя: развитие навыков конструктивного  поведения; развитие наблюдательности; внутренней свободы; способности к  самовыражению приемлемыми способами; возможности посмотреть на себя со стороны.

Программа предусматривает  групповые занятия на 5-10 человек 1-2 раза в неделю.

Информация о работе Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста