Агрессивное поведение дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выяснение, что представляет из себя агрессия в дошкольном возрасте и почему так важно вовремя ее предупредить.

Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

1) изучение литературы;

2) определить методы исследования. Выбор методов и методик осуществлялся по тому, насколько данная методика определяет степень агрессивности у детей. Так как методик несколько, то можно быть более уверенным, что данные результаты будут наиболее высокими.

а) “Несуществующее животное”; б) “Дом, дерево, человек”; в) “ Кинетический рисунок семьи”, г) Тест руки; д) Методика Басса-Дарки;

3) изучить происхождение агрессивности;

4) определить ситуативные предпосылки агрессивности;

5) рассмотреть развитие агрессивности в детском возрасте, а так же социализацию агрессивности.

Содержание

Введение

I раздел. Теоретическая часть

I глава. Агрессия в дошкольном возрасте

1 Происхождение агрессивности

2 Ситуативные предпосылки агрессивности

3 Развитие агрессивности в детском возрасте

4 Социализация агрессивности в детском возрасте

II глава. Проблемы психического здоровья в дошкольном возрасте

1. Термин психического здоровья

2. Психическое здоровье в дошкольном возрасте

II раздел. Практическая часть

1. Описание методик (тестов)

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии.docx

— 87.31 Кб (Скачать)

Агрессивные действия у ребенка  можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. И хотя такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеренной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. К слову сказать, его и агрессивным можно считать весьма условно, т.к. у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим.

В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются  конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Доля таких конфликтов у полуторагодовалых детей составляет 78%. В этот же период развития более  чем в пять раз возрастает число  случаев использования детьми физического  насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными, и в  поведении ребенка отчетливо  прослеживается реакция нападения. Вероятно, это связано с преобладающими в данном возрастном периоде механизмами  адаптации ребенка, а именно “удержанием  и отпусканием” (по Э. Эриксону). Конфликты между “обладать” и “отдавать” могут вести либо к враждебным, либо к доброжелательным ожиданиям и установкам. Поэтому удержание может становиться как деструктивным и грубым захватом или задержанием, таки превращаться в способ заботы: иметь и сохранять. Отпускание также может превращаться в стремление давать волю своим разрушительным страстям или же становиться пассивной готовностью оставлять “все как есть” и полагаться на естественный ход событий. Опыт работы с детьми этого возраста показывает, что подавляющее большинство детей 1,5-2 летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой или плачем. Это наводит на размышление о том, что ребенок включает собственные вещи, в т.ч. и игрушки, во внутренние границы “Я” и рассматривает их как части самого себя. Недифференцированность и слияние всех частей “Я” приводит к невозможности установления контакта с окружающими в этой сфере отношений. Поэтому естественно, что ребенок будет воспринимать просьбу мамы “Дай поиграть свою машинку этому мальчику!” почти как эквивалентную - “Оторви руку и дай ее поносить другому ребенку!”. Понятно, что реакция будет вполне предсказуемой.

Более того, наблюдения за конфликтами  детей во время игровой деятельности позволяют выдвинуть предположение  о том, что каждый ребенок имеет  собственный круг игрушек, который  он включает во внутренние границы  “Я”.

Конфликты между детьми, связанные с обладанием вещами и  игрушками, возникают, когда эти  границы пересекаются, т.е. несколько  детей “кладут глаз” на одну и ту же игрушку или один из детей  пытается расширить свои границы  путем экспансии (захвата) чужих  игрушек. Подтверждением могут стать  результаты длительного наблюдения за тремя мальчиками двух, четырех  и семи лет. Было замечено, что наибольшее число конфликтов, связанных с  агрессивным поведением, наблюдалось  между младшим, старшим и средним  ребенком, в то время как между  младшим и старшим конфронтация была минимальная. Обратил на себя внимание и тот факт, что конфликты возникали  только по поводу обладания определенными  игрушками. Удивительно, что были игрушки, вокруг которых совершенно не возникало  конфликтов. Эту ситуацию можно проиллюстрировать  следующим рисунком:

 

В дальнейшем ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные  импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявления агрессивности в  этом возрасте, главным образом, зависит  от реакции и отношения родителей  к тем или иным формам поведения. Если родители относятся нетерпимо  к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут  формироваться символические формы  агрессивности, такие как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и  другие виды сопротивления.

Следует также отметить, что в этом возрасте усиливается  “исследовательский инстинкт” и  значительно расширяются социальные контакты ребенка. И в то же время  малыш сталкивается с целой системой, новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невольно, попадая в конфликтную  ситуацию между ненасытной любознательностью, спонтанным интересом ко всему новому и необычному и родительским “нельзя”, ребенок испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения свои потребностей. И воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются злость, отчаяние, агрессивные тенденции.

Однако если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали  лаской, отвлечением внимания, попытками  свести все дело к шутке, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишениям удовольствий, изоляции. Ребенок задумывается, как же ему реагировать на усиливающиеся санкции со стороны родителей, как вести себя дальше, чтобы родительская контр агрессия была по возможности минимальной. И чаще всего ребенок не находит выхода из создавшегося положения. Это может привести ко всевозможным психический расстройствам, которые проявляются в некоторых реакциях ребенка: он теряет аппетит, перестает проситься на горшок, тревожно спит.

В дальнейшем проявления агрессивности  во много связаны с процессами поло-ролевой идентификации ребенка  или особенностями “эдиповой ситуации” в семье. В частности, использование техники “Doll-play” (когда ребенок играет в куклы, представляющие членов семьи) позволило установить, что игра мальчиков отличается большей агрессивностью к куклам, чем игра девочек. Наибольшая агрессия у мальчиков наблюдалась к кукле “отца”, а наименьшая - к кукле “матери”, у девочек - наоборот. Было также замечено, что мальчики, имеющие отца, проявляют больше агрессивности, чем мальчики, выросшие без отца. В семьях, где нет отца, основы мужских черт у сыновей возникают медленнее и мальчики - менее агрессивны и более зависимы. Здесь следует заметить, что родители, в свою очередь, начинают занимать более дифференцированную позицию по отношению к ребенку, т.е. воспринимают его не только как “ребенка”, но и как “мальчика” или “девочку”.

Влияние ближайшего окружения  и процессов осознания собственной  половой принадлежности на формирование агрессивных форм поведения очень  хорошо можно проследить, если сравнить поведение мальчиков и девочек. В частности, отмечается, что если в 2-летнем возрасте в арсенале средств проявления агрессивности мальчиков и девочек примерно в одинаковой пропорции встречаются плач, визг и взаимные шлепки, то к 4 годам фрустрация, неудачи вызывают у них неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а девочки визжат.

Сторонники различных  психологических школ объясняют  это по-разному. Психоаналитическое направление, опирающееся на постулат о врожденности тенденций к агрессивному поведению и проявлению гнева, доказывает, что у мальчиков эти тенденции проявляются в большей степени, чем у девочек. В рамках бихевиористического направления также отмечается большая агрессивность мальчиков по сравнению с девочками, но это объясняется разными для первых и вторых социально одобряемыми моделями поведения. На основе анализа ряда экспериментальных исследований было установлено, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек - убывают. Комментируется это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся их проявить из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно. С возрастом эти модели закрепляются: число проявлений агрессии в поведении девочек постепенно сокращается, и они становятся менее агрессивными, даже если в раннем детстве были очень драчливы.

Кросскультурные исследования показывают, что если взять наиболее простые и часто встречаемые формы детской агрессии, как то реакции обидеть или ударить, то у детей в возрасте от 3 до 11 лет можно наблюдать в среднем по 9 агрессивных актов в частности 29% из них составляют непосредственные ответные реакции на нападение противоположной стороны. Причем эта доля остается практически постоянной, изменяется лишь в зависимости от пола и составляет 33% у мальчиков и 25% у девочек. С возрастом происходит также смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более “социализированных” форм, таких как оскорбление или соперничество. Здесь можно отметить существование половозрастных различий в способах выражения агрессивности мальчиков и девочек восьми, одиннадцати и пятнадцати лет. Так, было обнаружено, что девочки двух старших возрастных групп используют в основном непрямые способы агрессивного поведения, в отличие от мальчиков, использующих прямые способы агрессивного поведения. Выявлено, что способность к использованию непрямых способов агрессивного поведения формируется у девочек к 11-летнему возрасту. А в целом в возрастной группе 11 лет дети наиболее высоко оценили себя по уровню агрессии.

Вышеизложенное подтверждается и данными других экспериментальных исследований. В частности, изучалось влияние социализации на соотношение вербальной (замечания, выговоры, угрозы, сплетни, оскорбления, обвинения, критика) и физической (нападения, драки) агрессии детей различного возраста. Результаты показывают, что у дошкольников и младших школьников соотношение форм выражения агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек - вербальная. позднее у мальчиков младшего подросткового возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей, и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается и одна примечательная особенность поведения детей: с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску.

Традиционные представления  о мужской и женской агрессивности  сказываются и на дальнейшем поведении: и мальчики, и девочки в той  или иной степени научаются подавлять  собственные агрессивные побуждения, однако мальчики все же имеют больше возможности для свободного проявления агрессивности.

Кроме того, если в процессе развития ребенок не научится контролировать свои агрессивные импульсы, то в  дальнейшем это грозит преимущественной ориентацией на сверстников - в подростковом возрасте и склонностью к разгульному  поведению - в юношеском.

 

 

4 Социализация  агрессивности

Социализацией агрессии можно  назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном обществе, цивилизации. Совершенно ясно, что “природный” агрессивный потенциал никуда не исчезает в более зрелом возрасте. Просто в результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования, вандализм и другие тактические приемы. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.

Здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и  эмоциональный фон отношения  родителей к ребенку. Например, известный  этнограф и социолог М. Мид, изучая примитивные сообщества, оставшиеся на более ранних этапах цивилизации, сделала очень интересные наблюдения.

В тех сообществах, где  ребенок имеет негативный опыт, как  правило, формируются отрицательные  черты личности. В частности стиль  взаимодействия со взрослыми сводится к следующему: с первых дней жизни ребенка мать резко отлучает его от груди и надолго уходит работать, общение с матерью происходит очень редко, главным образом во время утреннего и вечернего кормления, большую часть времени ребенок проводит в одиночестве, опекаемый лишь случайно подошедшими взрослыми. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном используются частые наказания при отсутствии поощрений, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

Совершенно другая картина  наблюдается в сообществах, где  вся структура жизни построена  на взаимопомощи и кооперации, а  идеалом личности является мягкость в общении, альтруистическое отношение к другим. Эти культурные установки проецируются и на воспитание детей. С первых дней жизни ребенок окружается заботой и вниманием родителей или родственников. Общение взрослых и детей позитивно окрашено, наказание редки. Единственной особенностью поведения, которое вызывает строгость и недовольство родителей, является агрессивность. Драки и ссоры между детьми немедленно пресекаются. Детей учат конструктивному поведению, например, вымещать гнев преимущественно на неодушевленных предметах. Очень схожие факты наблюдали и другие исследователи.

Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают  влияние два основных фактора. Первый - это образец отношений и поведение  родителей. Были получены данные, что  в семьях агрессивных детей выявлена большая распространенность агрессивных  проявлений со стороны взрослых по сравнению с семьями неагрессивных  детей. Более того, отношение родителей  к поведению ребенка также  различно. Если отцы больше утешают  девочек, когда не огорчены, чаще их одобрят, чем мальчиков, то матери более  снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им чаще проявлять  агрессию в отношении родителей  и других детей, чем девочкам.

Другим важным фактором является характер подкрепления агрессивного поведения  со стороны окружающих. В частности, была установлена связь между  родительским наказанием и агрессией  у детей. также было обнаружено, что мальчики, чьи родители применяли суровые методы воспитания, были высокоагрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям. Если же рассмотреть особенности родительских наказаний, то установлено, что отцы предпочитают физические наказания, а матери - непрямые или более психологические воздействия и на сыновей, и на дочерей. В целом же данные ряда исследований свидетельствуют, что мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление.

Представляет интерес  зависимость между реакцией родителей  на ранее проявление агрессивности  со стороны детей и агрессивностью, проявляемой ими в более зрелом возрасте. Родители часто по-разному  реагируют на агрессивное поведение  детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок  за агрессивность по отношению ко взрослому, чем по отношению к своему сверстнику, особенно если последний действительно заслужил это.

Информация о работе Агрессивное поведение дошкольников