Агрессивное поведение детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 02:27, курсовая работа

Описание работы

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Содержание

Введение 3
Вопросы терминологии 5
Нарушения поведения 7
Типология агрессивного поведения современных подростков 11
Причины и специфика проявления агрессивности детей
на разных стадиях подросткового возраста 14
Половозрастные особенности проявления агрессивности
в поведении детей подросткового возраста 20
Коррекция агрессивного поведения 22
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Tпециальная психология текст курсовой.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.[46]

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

          выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

          современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая –  у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.


Список использованной литературы

 

Ананьев Б.Г.

 

«О человеке, как объекте и субъекте воспитания»
Избранные психологические труды в 2-х томах

Москва, 1980

 

Андриенко В.К.

Гербеев Ю.В.

Невский И.А

 

«Система перевоспитания подростков в условиях
специальной школы»,

Москва, 1990

 

Беличева С.А.

 

«Основы превентивной психологии»

Москва, 1993

 

Горшкова Е.А.

 

«Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы»

сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии

Москва & Архангельск, 1993

 

Горьковая И.А

 

«Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков»,

автореферат диссертации кандидата психологических наук,
Санкт-Петербург, 1992

 

Иванова Л.Ю.

 

«Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям»

сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии

Москва & Архангельск, 1993

 

Исаев Д.Д.

Журавлёв И.И

Дементьев В.В.

Озерецковский С.Д.

 

«Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения»

Санкт-Петербург, 1997

 

Кулагин Л.Г.

 

«О подростках, которым трудно»

журнал Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

 

Личко А.Е.

Попов Ю.В.

 

«Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,

Москва, 1988

 

Паренс Генри

 

«Агрессия наших детей»

Москва, 1997

 

Першанина Е.

 

«Проблема профилактики педагогической запущенности подростков»

журнал  «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141

 

Саенко Е.В.

 

«Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения»

автореферат диссертации кандидата психологических наук

Тверь, 1995

 

Семенюк Л.М.

 

«Психологические  особенности  агрессивного  поведения  подростков  и условия  его  коррекции»

Москва, 1996

 

Степанов В.Г.

 

«Психология трудного школьника»

Москва, 1998

 

Сурков А.

 

«Семейные войны»

газета «Стрела», №14 (143), Санкт-Петербург 1999, апрель, стр.6

 

Тархова Л.

 

«Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели»

Москва, 1997

 

Фельдштейн Д.И.

 

«Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального»

журнал  «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.52-55

 

Фридман Л.М. Волкова К.Н.

 

«Психологическая наука – учителю»

Москва, 1985

 

Шипицына Л.М.

Иванов Е.С.

 

«Нарушения поведения учеников вспомогательной школы»
Уэльс, Великобритания, 1992

 

 

 

Международный университет семьи и ребёнка имени Рауля Валленберга, Институт специальной педагогики и психологии,       заочное отделение, группа 82/с,        Лапов А.В.

Курсовая работа по курсу «Специальная психология»  по теме «Агрессивное поведение детей и подростков»



[1]              Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям»,
              //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, Москва & Архангельск, 1993, стр.141

[2]              Там же.

[3]              Степанов В.Г. «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр.5

[4]               Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям»,
              //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии, Москва & Архангельск, 1993, стр.144

[5]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.4

[6]              Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.20

[7]              Шипицына Л.М., Иванов Е.С.«Нарушения поведения учеников вспомогательной школы»,
              Уэлс, Великобритания, 1992, стр.16

[8]               Беличева С.А., «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.22

[9]              Личко А.Е., Попов Ю.В., «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
              Москва, 1988, стр.10

[10]              Степанов В.Г., «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр.13

[11]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.4-5

[12]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.6

[13]               Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва, 1997, стр.12

[14]              Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
              Москва, 1988, стр.5

[15]               Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.20

[16]              Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
              Москва, 1988, стр.5

[17]               Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.19

[18]              Ананьев Б.Г. «О человеке, как объекте и субъекте воспитания» //Избранные психологические труды
              Москва, 1980, т.2 стр.10

[19]               Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения
              подростков с различными формами аддиктивного поведения», Санкт-Петербург, 1997, стр.9

[20]              Кулагин Л.Г., «О подростках, которым трудно» //Советская педагогика, 1991 год, № 6, стр. 141-142

[21]               Першанина Е. «Проблема профилактики педагогической запущенности подростков»,
              журнал  «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141

[22]               Горьковая И.А. «Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных
              подростков», автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.12-13

[23]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.50

[24]               Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А., «Система перевоспитания подростков в условиях
              специальной школы», Москва, 1990

[25]               Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993

[26]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996

[27]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.38

[28]               Степанов В.Г., «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр.226-227

[29]               Горьковая И.А. «Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных
              подростков», автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.14

[30]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.40-41

[31]              Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения
              подростков с различными формами аддиктивного поведения», Санкт-Петербург, 1997, стр.16

[32]               Першанина Е.«Проблема профилактики педагогической запущенности подростков»,
              журнал «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141

[33]               Лановенко И.П. «Борьба с групповыми правонарушениями», Киев, 1981, стр.29

[34]                Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.41

[35]                Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.41-43

[36]                Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.45

[37]               Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
Москва, 1988 год, стр.11-12

 

[38]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.45

[39]               Там же, стр.46

[40]               Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
              Москва, 1988, стр.23-24

[41]               Тархова Л. «Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели», Москва, 1997, стр.27

[42]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.63

[43]               Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его
              коррекции», Москва, 1996, стр.64

[44]               Фельдштейн Д.И. «Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и
              социального», журнал  «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.52-55

[45]               А.Е.Личко, Ю.В.Попов «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков»,
              Москва, 1988, стр.10-11

[46]               Беличева С.А., «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр.21


Информация о работе Агрессивное поведение детей и подростков