Агресивна поведінка у дітей молодшого шкільного віку

Автор: m*********@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Сама по собі тема “дитячої агресивності” довгий час була закрита і тому не отримала належної розробки у вітчизняній психології. Навіть в даний час публікації на цю тему у нас одиничні і є головним чином оглядом зарубіжних досліджень. Хотілося б відзначити тих дослідників, хто вивчав проблему дитячої агресивності. Це І.А. Фурманів, А.І. Захаров, В.Ф. Сафін та інші.
Актуальність даної теми в тому, що проблема мало досліджена, та кожне дослідження складає наукову та практичну цінність.
Мета роботи – провести дослідження зв’язку агресивності і тривожності у дітей старшого дошкільноговіку.

Содержание

Вступ 3
1. Агресія і агресивна поведінка 5
1.1. Визначення агресії 5
1.2. Агресивна поведінка 6
1.3. Форми агресії 6
1.4. Дитяча агресія і агресивність 8
2. Агресивність у дітей молодшого шкільного віку 10
2.1. Причини агресії у дітей
10
2.2. Форми агресії
12
2.3. Формування дитячої агресивності
14
2.4. Варіанти прояву дитячої агресивності
18
2.5. Особливості прояву агресивності в молодшому шкільному віці
25
3. Корекційна робота з агресивними дітьми 27
3.1. Загальні принципи корекції агресивної поведінки у дітей 27
3.2. Методи корекції агресивності у молодших школярів 28
4. Дослідження зв’язку агресивності та тривожності у дітей молодшого шкільного віку
32
4.1. Об’єкт, предмет, мета та завдання дослідження 32
4.2. Дослідження агресивності 32
4.3. Дослідження тривожності 34
4.4. Висновки за результатами дослідження 36
Висновки 38
Список використаної літератури 40
Додатки

Работа содержит 1 файл

курсова.doc

— 371.50 Кб (Скачать)
Автор

Галина Резапкина, Москва, Россия - психолог-профконсультант

Источники

  • Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.Резапкиной) / Резапкина Г. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие. М., 2006.
 

       

        
 
 
 
 
 
 

      Додаток 2

Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан)

Назначение теста

Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale - CMAS) предназначена  для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.

    Тестовый материал

Утверждения Верно Неверно
1 Тебе трудно думать о чем-нибудь одном.    
2 Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда ты что-нибудь делаешь.    
3 Тебе очень  хочется во всем быть лучше всех.    
4 Ты легко  краснеешь.    
5 Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.    
6 Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце.    
7 Ты очень  сильно стесняешься.    
8 Бывает, что  тебе хочется оказаться как можно  дальше отсюда.    
9 Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя.    
10 В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать.    
11 В глубине души ты многого боишься.    
12 Ты часто  чувствуешь, что другие недовольны тобой.    
13 Ты боишься  остаться дома в одиночестве.    
14 Тебе трудно решиться на что-либо.    
15 Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется.    
16 Часто тебя что-то мучает, а что - не можешь понять.    
17 Ты со всеми  и всегда ведешь себя вежливо.    
18 Тебя беспокоит, что тебе скажут родители.    
19 Тебя легко  разозлить.    
20 Часто тебе трудно дышать.    
21 Ты всегда хорошо себя ведешь.    
22 У тебя потеют руки.    
23 В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям.    
24 Другие ребята удачливее тебя.    
25 Для тебя важно, что о тебе думают другие.    
26 Часто тебе трудно глотать.    
27 Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело значения.    
28 Тебя легко  обидеть.    
29 Тебя все  время мучает, все ли ты делаешь  правильно, так, как следует.    
30 Ты никогда  не хвастаешься.    
31 Ты боишься  того, что с тобой может что-то случиться.    
32 Вечером тебе трудно уснуть.    
33 Ты очень  переживаешь из-за оценок.    
34 Ты никогда  не опаздываешь.    
35 Часто ты чувствуешь неуверенность в себе.    
36 Ты всегда говоришь только правду.    
37 Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает.    
38 Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо».    
39 Ты боишься  темноты.    
40 Тебе трудно сосредоточиться на учебе.    
41 Иногда ты злишься.    
42 У тебя часто  болит живот.    
43 Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься  один в темной комнате.    
44 Ты часто  делаешь то, что не стоило бы делать.    
45 У тебя часто  болит голова.    
46 Ты беспокоишься, что с твоими родителям и что-нибудь случится.    
47 Ты иногда не выполняешь свои обещания.    
48 Ты часто  устаешь.    
49 Ты часто  грубишь родителям и другим взрослым.    
50 Тебе нередко  снятся страшные сны.    
51 Тебе кажется, что другие ребята смеются над  тобой.    
52 Бывает, что  ты врешь.    
53 Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.    

Ключ  к тесту

Ключ к субшкале «социальной желательности» (номера пунктов CMAS)

  • Ответ «Верно»: 5, 17, 21, 30, 34, 36.
  • Ответ «Неверно»: 10, 41, 47, 49, 52.

Критическое значение по данной субшкале - 9. Этот и более  высокий результат свидетельствуют  о том, что ответы испытуемого  могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.

Ключ к субшкале тревожности

  • Ответы «Верно»: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12,13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Обработка и интерпретация  результатов теста 

1. Подсчитываются данные по контрольной шкале - субшкале «социальной желательности».

2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности.

3. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

Тревожность. Таблица перевода «сырых» баллов в стены

Стены Половозрастные  группы (результаты в баллах)
7 лет 8-9 лет 10-11 лет 12 лет
д м д м д м д м
1 0-2 0-3 0 0-1 0-3 0-2 0-6 0-5
2 3-4 4-6 1-3 2-4 4-7 3-6 7-9 6-8
3 5-7 7-9 4-7 5-7 8-10 7-9 10-13 9-11
4 8-10 10-12 8-11 8-11 11-14 10-13 14-16 12-14
5 11-14 13-15 12-15 12-14 15-18 14-16 17-20 15-17
6 15-18 16-18 16-19 15-17 19-21 17-20 21-23 18-20
7 19-21 19-21 20-22 18-20 22-25 21-23 24-27 21-22
8 22-25 22-24 23-26 21-23 26-28 24-27 28-30 23-25
9 26-29 24-26 27-30 24-26 29-32 28-30 31-33 26-28
10 29 и более 27 и более 31 и более 27 и более 33 и более 31 и более 34 и более 29 и более

Примечание к таблице норм:

  • д - нормы для девочек,
  • м - нормы для мальчиков.

4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого.  

Характеристика уровней тревожности

Стены Характеристика Примечание
1-2 Состояние тревожности  испытуемому не свойственно  Подобное «чрезмерное  спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера
3-6 Нормальный уровень тревожности Необходим для  адаптации и продуктивной деятельности
7-8 Несколько повышенная тревожность Часто бывает связана  с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни
9 Явно повышенная тревожность Обычно носит  «разлитой», генерализованный характер
10 Очень высокая  тревожность Группа риска

  • Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.60-64.

Информация о работе Агресивна поведінка у дітей молодшого шкільного віку