Аффект и интеллект

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:55, автореферат

Описание работы

Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Аффективное состояние является динамическим и ярко выраженным. Если настроение характеризуется сравнительно стабильным уровнем протекания, то аффективному состоянию свойственно нарастание интенсивности. Аффективное состояние всегда имеет завершение. Оно может закончиться удовлетворением, например, когда нежелательное событие или неприятный разговор завершился неожиданно благополучно. При определенных обстоятельствах сильное напряжение трансформируется в энергию для выполнения какой-либо деятельности.

Работа содержит 1 файл

Аффект и интеллект.docx

— 17.45 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

ЧЕРНИГОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ____________________________________________

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «_________________________________»

на тему: «________________________________________»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент _________                                               _____________________

 

Проверил:

________________                                               _____________________

 

 

 

 

2013

Влияние аффекта и интеллекта на действия человека

Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном  напряжении. Аффективное состояние является динамическим и ярко выраженным. Если настроение характеризуется сравнительно стабильным уровнем протекания, то аффективному состоянию свойственно нарастание интенсивности. Аффективное состояние всегда имеет завершение. Оно может закончиться удовлетворением, например, когда нежелательное событие или неприятный разговор завершился неожиданно благополучно. При определенных обстоятельствах сильное напряжение трансформируется в энергию для выполнения какой-либо деятельности.

При чрезвычайной конфликтной  ситуации аффективное состояние  часто разрешается в сильной  вспышке - аффекте. Аффект - это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает человека целиком. Огромная сила и яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания. Это бурная взрывная реакция, быстро себя изживающая. Нередко в состоянии аффекта изменяются обычные установки личности. Многое из происходящего воспринимается необычно, в совершенно ином освещении, происходит ломка привычного поведения. В состоянии аффекта суживается объем сознания: оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием.

Находящийся в состоянии  аффекта человек нередко плохо  сознает, что делает. Он не может  сдержать себя, не предвидит результатов  своей реакции, оказывается настолько  поглощен своим состоянием, что плохо  оценивает характер и значение содеянного.

К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Однако чаще всего аффекты проявляются  у людей невоспитанных, развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства.

Очень трудно проявить волевую  регуляцию во время протекания аффекта. Однако возможно предотвратить возникновение  аффекта, не доводя свое состояние до бурной вспышки. Мобилизация волевых  усилий, изменение обстановки, сознательный перевод эмоциональной энергии  на другую деятельность способствует предотвращению аффекта.

Существуют аффекты, которые  носят положительный характер. Их вызывают радостные события личной жизни или обстоятельства большого общественного значения.

Для более практического  исследования рассмотрим эксперимент Р.Лазаруса в книге “Эмоциональный стресс” и решим задачу, связаную с этим экспериментом.

Для экспериментального исследования выбрали угрожающий фильм, показывающий целую серию несчастных случаев  на лесопильне: пальцы одного из операторов калечатся пилой; пальцы другого  отрезаются циркулярной пилой; стоящий  рядом с циркулярной пилой  человек убивается куском дерева, отлетающим от пилы в результате небрежности  оператора, причем кусок дерева проходит через грудь жертвы. Этот фильм  был снят с целью повысить осторожность рабочих лесопилен 

У большинства зрителей во время демонстрации этого фильма наблюдались три ясно выраженных стрессовых реакций и аффективных  нарушений. Для фильма были созданы  два сопровождающих текста, построенных  на принципах отрицания и интеллектуализации.

В отрицающей версии текста указывалось, что события не являются реальными, а только имитируются  актерами, что никто в действительности не был ранен, а фонтан крови на самом деле является красной жидкостью, выдавленной актером для того, чтобы создать иллюзию кровотечения.

В интеллектуалистической версии текста события принимались за реальные, но зрителя просили занять беспристрастную  позицию в отношении происходящего  на экране и пронаблюдать, например, насколько ясно и убедительно  мастер излагает правила техники  безопасности рабочим. В контрольных условиях кратко сообщалось, что в фильме будут показаны несчастные случаи на лесопи-льнях

Как вы полагаете, как распределится  сила аффективного переживания, регистрируемая по изменению проводимости кожи, в  данных трех экспериментальных сериях: контрольной, «отрицающей» и «интеллектуалистической»? Каким образом наиболее эффективно можно противостоять разрушающей (а может быть, вы считаете, что созидающей?) деятельность силе аффекта? В каком случае эффект «техники безопасности» данного фильма будет выше? Возможно, вам удастся сформулировать некоторые психологические принципы режиссуры, усиливающие воздействие на массовую аудиторию?

Тексты, создающие защитные ориентации, резко уменьшают стрессовые реакции на фильм. Как интеллектуалистическая, так и отрицательная ориентация эффективно исключали стрессовые реакции, которые имели место в контрольных условиях.

Эти экспериментальные исследования хорошо иллюстрируют определяющую роль интеллектуальной оценки в возникновении и снижении стрессовых реакций. Один и тот же стимул (фильм) вызовет или не вызовет стрессовую реакцию в зависимости от того, какова ориентация зрителя по отношению к изображаемому событию. Если события в фильме рассматриваются как неопасные, то стресса не возникает. Если же они истолковываются как опасные и зритель при этом не занимает беспристрастной позиции наблюдателя, тогда возникает стресс. Важно не то, что на оценку опасности стимула можно влиять, но то, что интеллектуальные оценки лежат в основе возникновения стресса.

Таким образом, мы можем сделать  вывод, что смысл эмоции заключается в переживании различных степеней и форм готовности действовать определенным образом. В чем же, в таком случае, заключается различие между аффектами и интеллектом? Отчасти, различие заключается в том, что в случае интеллектуального переживание готовности действовать сопряжено с представлением о самом планируемом действии, а в случае аффекта - в большей степени сопряжено с представлениями о предмете или обстоятельствах, побуждающих нас действовать, тогда как само действие предчувствуется (планируется) лишь в самой общей форме (пока эмоция не перешла в стремление, намерение). Аффект алогичен, связан с механизмами саморегуляции, альтернативными интеллекту. Эти два механизма могут конкурировать, подавлять друг друга. Принципиальное отличие механизмов связано с нашей способностью осознавать и произвольно (т.е. сообразно разуму, логике) контролировать выбор направления собственных действий. Если выбор потенции, которая далее должна быть актуализирована в действии, осознается субъектом и произвольно им контролируется - то в этом случае мы имеем волевой феномен (например, намерение сделать что-либо).

Всякий акт выбора имеет две  составляющие: первая составляющая - это  свободный импульс, исходящий от нашего эмпирического "Я", вторая составляющая - это внешние (по отношению  к эмпирическому "Я") механизмы  детерминации. В случае волевого акта, эта внешняя составляющая - есть механизм, подчиненный интеллекту. Здесь сама спонтанность, иррациональность, происходящая, вероятно, от уникального  характера нашего "Я", помещается в рациональные рамки, т.е. допускается  только в том случае, если не противоречит рациональному характеру осуществляемого  поведенческого выбора (например, допускается  как элемент спонтанного выбора между равнозначными, одинаково  целесообразными альтернативами). В  случае аффекта, напротив, вторая составляющая, так же как и первая составляющая - иррациональны. Здесь иррациональность нашей индивидуальности складывается с иррациональностью внешнего механизма  детерминации. Отсюда восприятие аффекта  как непроизвольного, вынужденного состояния. Мы не способны рационально  обосновать выбор, диктуемый аффектом, и потому воспринимаем этот выбор  как навязанный извне. Аффект как  бы охватывает нас, как внешняя сила, он никогда до конца нам не понятен.


Информация о работе Аффект и интеллект