Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить особенности личности подростков аддиктивного поведения.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике психологии
2. Определить условия, способствующие предубеждению аддиктивности в подростковом возрасте
3. Провести экспериментальное исследование склонности к аддиктивному поведению подростков в практике работы с ними
4. Подобрать методы по проблеме исследования
5. Разработать рекомендации для родителей по предупреждению аддиктивного поведения у подростков. состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения, как фармакологического, так и нефармакологического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям.

Содержание

Введение____________________________________________________________3
Глава I. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема
1.1. Понятие аддиктивности (на примере подросткового возраста)_________6
1.1.1.Алкоголизм как одна из форм аддиктивного поведения в подростковом возрасте_____________________________________________________________10
1.1.2.Наркомания и подростки___________________________________________12
1.1.3.Токсикомания и курение в подростковом периоде______________________16
1.2. Причины аддиктивного поведения__________________________________22
1.3. Личностные характеристики подростков с аддиктивным поведением___16
Выводы
Глава II. Профилактика аддиктивного поведения в подростковом возрасте
2.1. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы
2.2. Рекомендации для родителей по предупреждению аддиктивного поведения у подростков

Выводы
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

куросвая .doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Деградация личности проявляется наиболее отчетливо у подростков с аддиктивным поведением. Морально-нравственное огрубение личности, эмоциональное уплощение, примитивизация, сопровождающаяся постепенным ослаблением семейных и общественных привязанностей, упрощение, а затем и исчезновение прежних интересов, нарушением способности критически оценивать окружающее, формируется по времени раньше, чем изменения со стороны памяти и интеллекта.

При сформированной деградации личности поведение несовершеннолетних может быть различным. В одних случаях, наряду с цинизмом, легкой и не знающей удержу возбудимостью, агрессивностью, подросток становится назойливым, придирается к окружающим, легко вступает в конфликт. В других случаях преобладает благодушный фон настроения, резко проявляется юмор в форме шаблонных шуток и стереотипных избитых сентенций. Это свидетельствует о полном отсутствии способности критически оценивать свое поведение и сложившуюся ситуацию. У третьих преобладает вялость, пассивность, отсутствие сколько-нибудь выраженных побуждений, инициативы и интересов.

Независимо от особенностей поведенческих реакций, характеризующим тот или иной тип деградации личности, всех подростков объединяют формирующиеся расстройства интеллекта, психической работоспособности. Их мышление утрачивает глубину, логичность, последовательность, богатство ассоциаций.

Такие подростки не способны к длительному сосредоточению внимания, быстро истощаются, устают, допускают все больше ошибок при выполнении относительно несложной умственной работы.

Первоначально подобные расстройства интеллекта и памяти не бросаются в глаза, они как бы затушеваны более наглядными изменениями поведения подростка. Но при психологическом обследовании они уже доступны объективному выявлению и оценке.

Наиболее полно и наглядно проявляются влияния психоактивных веществ на центральную нервную систему подростка, это ведет к ухудшению течения нейрофизиологических процессов. В результате одним из наиболее тяжелых осложнений являются психозы, выражающиеся острым или постепенно развивающимся нарушением психики (В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин. Юношеские психопатии и алкоголизм . - М., 1980. - С. 156).

Одним из проявлений расстройства психической деятельности является депрессия. Она чаще наблюдается после прекращения употребления психоактивных веществ на фоне абстинентного синдрома. У несовершеннолетних ухудшается настроение, возникает тоска, сопровождающаяся то раздражительностью с оттенком злобной тоскливости, то слезливостью и немотивированной тревогой. На фоне этого настроения у подростков появляются мысли о своей ненужности, "загубленной жизни", никчемности своего существования, нежелании жить. В таком состоянии они не опасны для окружающих, однако, подростки могут предпринять попытку к самоубийству. Подростки не могут правильно оценить опасность и предпринять необходимые действия, т.к. его чувства и ощущения притуплены, ситуацию он воспринимает лишь частично, некоторые ее моменты.

Подростки с аддиктивным поведением не способны поддерживать какие-либо связи с другими людьми - все их связи носят лишь ситуационный характер. Они легко заводят новые знакомства, причем в этом такие подростки неразборчивы, т.к. критерием знакомств в большей степени становится стремление выпить, принять наркотик или другое психоактивное вещество.

В подростковом возрасте именно в силу акцентуаций характера подросток не удерживается ни в школе, ни в интернате, быстро бросает ту работу, куда еще недавно устроился. Столь же напряженными, полны­ми конфликтов или патологических зависимостей, оказы­ваются семейные отношения. Нарушается адаптация к среде сверстников, которая ограничивается небольшой группой подростков, ведущих аналогичный, большей ча­стью асоциальный образ жизни. Рассмотрим только неко­торые типы, наиболее склонные к проявлению девиантного поведения, описанные А. Е. Личко (1977).
Гипертимный тип. Гипертимные подростки с детства отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорст­ву, недостатком чувства дистанции в отношении со взрос­лыми. Первые трудности могут выявиться при поступле­нии в школу. При хороших способностях, живом уме, уме­нии все схватывать на лету обнаруживаются неусидчи­вость, отвлекаемость, недисциплинированность.
Реакция эмансипации бывает особенно отчетливой. В силу этого с родителями, педагогами, воспитателями лег­ко возникают конфликты. Наставления и нравоучения вызывают только усиление «борьбы за самостоятель­ность», нарочитое нарушение правил и порядков.
Гипертимные подростки склонны к групповым формам делинквентного поведения и нередко сами становятся вдохновителями правонаруше­ний, на которые их толкает не только жажда развлечений или желание заполучить средства для удовольствий. Эле­мент риска также привлекателен для них. Алкоголизация представляет для гипертима серьезную опасность с подро­сткового возраста. Выпивают они в компании с приятеля­ми, предпочитают неглубокие эйфоризирующие стадии опьянения, но легко становятся на путь частых и регуляр­ных выпивок. Могут проявлять интерес к наркотикам, особенно к «модным» суррогатам, успокаивая себя мыслью, что «наркоманом от этого не станешь». Любят «шиковать», легко пускаются в сомнительные авантюры. Незаконная сделка, мелкая кража в их глазах не выглядит серьезным поступком.
Сексуальные реакции проявляются достаточно ярко, они рано пробуждаются и бывают сильными, это толкает на ранние сексуальные связи. Романтические увлечения встречаются, но они непродолжительны. Быстро возника­ет стремление вступить с объектом влюбленности в поло­вую связь. К транзиторному подростковому гомосексуа­лизму и иным аномалиям влечения особой склонности не обнаруживается.
Эпилептоидный тип. Многие особенности эпилептоидного характера являются компенсаторными при мед­ленно развивающемся или неглубоком поражении мозга. Главной чертой эпилептоидного типа является аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалий влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике — от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценно­стей. Дисфории, длящиеся часами и днями, отличает злобно-тоскливая окраска настроения, накипающее раз­дражение, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Аффективные разрядки эпилептоида лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Их можно сравнить с разрывом парового котла, который прежде долго и посте­пенно закипает. Повод сыграть роль последней капли может быть случайным. Аффекты не только очень сильны, но и продолжительны — эпилептоид долго не может остыть.
С первых лет такие дети могут подолгу, многими часа­ми плакать, и их невозможно бывает ни утешить, ни от­влечь, ни приструнить. В детстве дисфории проявляются капризами, стремлением нарочито изводить окружаю­щих, хмурой озлобленностью. Рано могут обнаружиться садистские склонности — такие дети любят мучить живот­ных, исподтишка избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать от­пор. В детской компании они претендуют не просто на ли­дерство, а на роль властелина, устанавливающего свои правила игр и взаимоотношений, диктующего всем и все, но всегда в свою пользу. Можно видеть также недетское бережливое отношение к одежде, игрушкам, всему «свое­му». Любые попытки покуситься на их ребячью собствен­ность вызывают крайне злобную реакцию.
В подавляющем большинстве случаев картина эпилептоидной психопатии развертывается лишь в период поло­вого созревания — от 12 до 19 лет. В этот период дисфории обычно выступают на первый план. Подростки сами начи­нают отмечать их спонтанность («на меня находит»), про­являются они и апатией, бездельем, бесцельным сидением с угрюмо-хмурым видом. Такие состояния постепенно развиваются и постепенно ослабевают. Аффективные раз­ряды могут быть следствием дисфории — подростки сами ищут повод для скандала. Повод для гнева может быть мал и ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначитель­ным ущемлением интересов. В аффекте выступает безу­держная ярость — циничная брань, жестокие побои, без­различие к слабости и беспомощности противника и не­способность учесть его превосходящую силу. Инстинктивная жизнь в подростковом возрасте ока­зывается особенно напряженной. Сексуальное влечение пробуждается с силой. Однако свойственные эпилептоидам повышенная забота о своем здоровье, «страх заразы» до поры до времени сдерживают случайные связи, застав­ляют отдавать предпочтение более или менее постоянным партнерам.. У эпилептоидных подростков алкоголизация проявля­ется в особой манере поведения. После первых опьянений может возникнуть потребность пить «до отключения». В отличие от большинства современных подростков эпилептоиды предпочитают пить не вино, а водку и другие крепкие напитки. У них часто наблюдаются амнестические формы опьянения, когда совершаются поступки, о которых не сохраняется воспоминаний. Иногда такие по­ступки совершаются как бы автоматически, каким-то не­понятным для самого подростка образом, и потом удивля­ют их и смущают не менее, чем окружающих. В отличие от сходных поступков истероидов, добивающихся внимания к своей особе, здесь суицидальные демонстрации всегда были спровоцированы наказаниями, которые подростками трактовались как несправедливые и всегда были окраше­ны чувством мести в отношении обидчика и призваны до­ставить ему серьезные неприятности. Эпилепто­идные подростки не только требуют свободы, самостояте­льности, избавления от власти, но и «прав»: своей доли имущества, жилища, материальных благ. В отличие от представителей других типов эпилептоидные подростки не склонны генерировать реакцию эмансипации с родите­лей на все старшее поколение, на существующие обычаи и порядки. Наоборот, перед начальством они бывают гото­вы на угодничество, если ждут поддержки или каких-либо выгод для себя.
Реакция группирования со сверстниками тесно сопря­жена со стремлением к властвованию, поэтому охотно вы­искивается компания младших, слабых, обездоленных, неспособных дать отпор. В группе такие подростки хотят устанавливать свои порядки, выгодные для них самих. Симпатиями они не пользуются, и их власть держится на страхе перед ними. Они чувствуют себя нередко на высоте в условиях жесткого дисциплинарного режима, где умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть формальными постами, дающими в их руки определенную власть, установить диктат над другими и использовать свое положение в собственной выгоде. Почти все эпилептоиды отдают дань азартным иг­рам. В них пробуждается почти инстинктивная тяга к обо­гащению.
Анализ полутора тысяч американских подростков по­зволил выделить основные признаки эпилептоидной пси­хопатии. Этими признаками оказались: неповиновение с ненавистью, гневливость, драчливость и с властолюбием, склонность к разрушительным действиям, поджоги и лживость. Среди семейных факторов с указанными при­знаками достоверно коррелировали наличие отчима или мачехи или отвергающей ребенка матери, а в воспита­нии — сочетание «порки» и «подкупа».
Эпилептоидный тип характера является одним из ве­сьма трудных для социальной адаптации. В случае явных акцентуаций при внешне удовлетворительной адаптации жизненный путь может быть переполнен конфликтами и поведенческими нарушениями, и даже при скрытой ак­центуации возможны неожиданные тяжкие конфликты.
Истероидный тип. Его главная черта — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувст­вия. На худой конец, предпочитаются даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие, только не перспектива остать­ся незамеченным. Внушаемость, которую нередко выдви­гают на первый план, отличается избирательностью: от нее ничего не остается, если обстановка внушения не льет воду на мельницу эгоцентризма. Лживость и фантазирова­ние целиком направлены на приукрашение своей персо­ны. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии, театральности, склонности к рисовке и позерству.
Среди поведенческих проявлений истероидности у по­дростков на первое место следует поставить суицидальность. Речь идет о несерьезных попытках, демонстрациях, псевдосуицидах, суицидальном шантаже. Способы при этом избираются либо безопасные (порезы вен, лекарства из домашней аптечки), либо рассчитанные на то, что серь­езная попытка будет предупреждена окружающими (при­готовление к повешению, изображение попытки выпрыг­нуть из окна или броситься под транспорт на глазах у при­сутствующих и т. п.).
Алкоголизм или употребление наркотиков у истероидных подростков также иногда носит демонстративный характер. Выпивают истероидные подростки немного, пред­почитают легкие степени опьянения, однако не прочь прихвастнуть огромным количеством выпитого, способ­ностью пить не пьянея или изысканным выбором алкого­льных напитков. Однако они не склонны изображать ал­коголиков, так как эта роль не сулит им ни ореола необыч­ности, ни любопытных взоров. Зато нередко они готовы представить себя настоящими наркоманами. Наслышав­шись о наркотиках или испробовав раз-другой тот или иной суррогат, истероидный подросток начинает распи­сывать свои наркотические эксцессы, необычный «кайф».
Делинквентность истероидных подростков обычно носит несерьезный характер. Речь идет о прогулах, неже­лании учиться и работать, так как «серая жизнь» их не удовлетворяет, а занять видное место в учебе или труде не хватает ни способностей, ни настойчивости. Столкнове­ния бывают также по поводу вызывающего поведения в общественных местах, шумных скандалов. В более серьез­ных случаях приходится сталкиваться с мошенничеством, подделкой чеков или документов, обманом и обворовыва­нием лиц, к которым втерлись в доверие. Истероиды избе­гают тяжких преступлений, связанных с насилием, грабе­жом, взломом, риском.
Побеги из дома могут начинаться с первых классов школы или даже в дошкольном возрасте. Обычно они свя­заны с наказаниями, имевшими место, или ожиданиями, или обусловлены одной из детских поведенческих реак­ций — реакцией оппозиции. Эта реакция связана у детей и подростков чаще всего с утратой прежнего внимания со стороны близких. Истероидные подростки охотно принимают из рук взрослых формальные лидерские функции — должности старост, организаторов всякого рода мероприятий и т. п.
Увлечения почти целиком сосредоточиваются в облас­ти эгоцентрического типа — хобби. Увлечь может лишь то, что дает возможность покрасоваться перед другими.
Сексуальные влечения истероидов не отличаются ни силой, ни напряженностью. В их сексуальном поведении много театральной игры. Подростки — мальчики предпо­читают утаивать свои сексуальные переживания, уходить от бесед на эту тему. Девочки, наоборот, склонны афиши­ровать свои действительные связи и придумывать несуще­ствующие, способны на оговоры и самооговоры, могут изображать распутниц, наслаждаясь произведенным оше­ломляющим впечатлением на собеседника.
Неустойчивый тип. В детстве они отличаются непослу­шанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваива­ются с трудом. За ними все время приходится следить. У
некоторых из них встречаются симптомы невропатии (за­икание, ночной энурез и т. д.).
С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиня­ясь, они выполняют задания, всегда ищут случаи отлыни­вать от занятий. Вместе с тем, рано обнаруживается повы­шенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Они убегают с уроков в кино или просто погу­лять по улице. Могут ради компании просто сбежать из дома. Все дурное словно липнет к ним. Еще детьми они начи­нают курить. Легко идут на мелкие кражи, готовы все дни напролет проводить в уличных компаниях. В подростко­вом возрасте тяготеют к более острым ощущениям — в ход идут хулиганские поступки, алкоголь, наркотики. Делинквентность этих подростков — это прежде всего желание поразвлечься. Выпивки начинаются рано и всегда в ком­паниях асоциальных подростков. Поиск необычных впе­чатлений легко толкает на знакомство с наркотиками, раз­ного рода их суррогатами. О возникающих при их дейст­вии необычных ощущениях и иллюзорных переживаниях делятся с приятелями.
С наступлением пубертатного периода такие подрост­ки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых подростков тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и раз­влечения. Истинной любви к родителям они никогда не питают. Родные для них — лишь источник средств для на­слаждений.
Не способные сами занять себя, они очень плохо пере­носят одиночество и рано тянутся к уличным подростко­вым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять в них место лидера. Обычно они становятся орудиями таких групп. Угон автомашин и мо­тоциклов с целью покататься составляет существенную часть их делинквентности.
Сексуальные влечения не отличаются силой. Но пре­бывание в асоциальных группах ведет к раннему сексуаль­ному опыту, включая знакомство с развратом и извраще­ниями. Сексуальная жизнь становится для таких подростков таким же источником развлечений, как постоянные выпивки и похождения.
Учеба забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным. Работают они только в силу крайней необходимости. Поражает их равнодушие к своему буду­щему, они не строят планов, не мечтает о какой-либо про­фессии или о каком-либо положении для себя. Они цели­ком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Трудности, испытания, неп­риятности, угроза наказаний — все это вызывает одинако­вую реакцию — убежать подальше.
Слабое место неустойчивых подростков — безнадзорность, попус­тительство взрослых, открывающее просторы для празд­ности и безделья. Лживость собственно неустойчивых по­дростков всегда обусловлена ситуацией. Она более всего служит цели избежать наказания, выпутаться из трудно­стей, заполучить какие-либо блага.
Конформный тип. П. Б. Ганнушкин метко обрисовал некоторые черты этого типа — постоянная готовность под­чиняться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватиз­му. Главная черта этого типа - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному, привычному окружению. Этим личностям свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам.             
Представители конформного типа — это люди своей среды. Их главное качество, главное жизненное кредо — «думать как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» — от одежды и домашней обстановки до мировоззре­ния и суждений по животрепещущим вопросам. Под «всеми» обычно подразумевается непосредственное окруже­ние. Конформная личность - полностью продукт своей среды. В хорошем окружении — это неплохие люди и не­плохие работники. Но, попав в дурную среду, они со вре­менем усваивают все её обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы они ни противоречили уже имеющимся и каким бы пагубным оно ни было. Хотя адаптация у них в первое время протекает тяжело, позже новая среда становится таким же диктатом поведения, как раньше была прежняя. Конформные подростки, лишен­ные собственной критичности и инициативы, «за компа­нию» легко спиваются, могут быть подбиты на употребле­ние наркотиков и других психоактивных веществ, могут быть втянуты в групповые правонарушения, на побег из дома или на расправу с «чужаком».
Мы остановились только на некоторых характерологи­ческих типах подросткового возраста, которые в большин­стве своем составляют группу риска и требуют повышен­ного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны психологов в организации профилактических мероприя­тий.
Основным мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невы­носимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое. От всего этого хочется убежать, заглушить и изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в «лучшую» сторону. Лич­ная жизнь, учебная деятельность и окружающая их среда рассматриваются ими чаще всего как «серые», «скучные», «монотонные», «апатичные». Этим детям не удается найти в реальной действительности какие-либо сферы деятель­ности, способные привлечь их внимание, увлечь, обрадо­вать, вызвать эмоциональную реакцию. И только после употребления различных психоактивных веществ они до­стигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации. Они в группе, они приняты, их поняли. Далее ситуация в микро- и макросреде (семья, школа, одноклас­сники и пр.) становится ещё более непереносимой, конфликтной. Так возникают все большая зависимость и от­торжение от реальной действительности.
Синдромы зависимости составляют ядро клинических проявлений алкогольной и неалкогольной формы нарко­мании (морфинизм, барбитуромания, гашишизм), токси­комании (бензиновой, ацетоновой и др.), лекарственной зависимости (пристрастия к психотропным препаратам), выражая различные степени пристрастия и привыкания к широкому кругу токсических веществ и лекарственных препаратов, обладающих психоделическими свойствами.

 

 

2

 



Информация о работе Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема