Адаптация первоклассника к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:31, лекция

Описание работы

Адаптация представляет собой перестройку организма на работу в изменившихся условиях. Когда ребенок становится первоклассником, он попадает в новую, незнакомую ранее обстановку, где он сталкивается с новыми условиями, правилами, требованиями и ожиданиями. Для того, чтобы ребенок смог «влиться» в новый для него вид деятельности, успешно учиться, с удовольствием общаться с одноклассниками, ему необходимо привыкнуть и освоиться в новой среде. Если ребенок плохо адаптируется к новым условиям, ему будет очень тяжело в дальнейшем. Именно поэтому одна из главных задач родителей и классного руководителя-помочь ребенку в адаптации.

Работа содержит 1 файл

Адаптация первоклассника к школе.docx

— 16.87 Кб (Скачать)

                             Адаптация первоклассника к школе.

        Адаптация представляет собой перестройку организма на работу в изменившихся условиях. Когда ребенок становится первоклассником, он попадает в новую, незнакомую ранее обстановку, где он сталкивается с новыми условиями, правилами, требованиями и ожиданиями. Для того, чтобы ребенок смог «влиться» в новый для него вид деятельности, успешно учиться, с удовольствием общаться с одноклассниками, ему необходимо привыкнуть и освоиться в новой среде. Если ребенок плохо адаптируется к новым условиям, ему будет очень тяжело в дальнейшем. Именно поэтому одна из главных задач родителей и классного руководителя-помочь ребенку в адаптации.

     Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и  физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме -это и есть физиологическая адаптация. 
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов. 
Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют. 
Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. 
После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.  
Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Психологическая адаптация связана с положительным настроем, желанием ребенка идти в школу, отсутствием страха перед школой.

Чтобы ребенок приспособился к школьной жизни, родителям следует:

  1. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будите делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можно чередовать письменные задания с устными.
  2. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
  3. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

    Учителю следует:

  1. Создавать ситуации успеха.
  2. Не торопить детей.
  3. Оказывать педагогическую поддержку родителям.
  4. Не задавать д/з, только рекомендации родителям на, что можно обратить внимание.
  5. Использовать игровые моменты – развивающие игры, упражнения на развитие познавательных процессов, интеллекта, коммуникативной деятельности.
  6. Проведение физкультминуток

Если родители и классный руководитель будут соблюдать данные правила, то ребенок сможет успешно  адаптироваться к школе. Показатели благоприятной адаптации:

 

•     сохранение физического, психического и социального  здоровья детей;

 

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

 

•     формирование адекватного поведения;

 

•     овладение  навыками учебной деятельности.

 

Процесс адаптации может  длиться несколько месяцев, у  каждого ребенка протекает по-разному.  На осенней практике на базе гимназии номер 4 было проведено исследование адаптации первоклассников к школе. Использованные методики: методика М. Р. Гинзбурга « Определение мотивов учения», методика «Рисунок школы», анкета Лускановой.  Результаты исследования: 81% успешно адаптирповались,  19%- не до конца адаптировались.

 

 

 

 

      

 

 

 

 


Информация о работе Адаптация первоклассника к школе