Адаптация и саморегуляция учителей в процессе профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 21:23, доклад

Описание работы

Осуществление педагогической деятельности связано не только с развитием личности учителя, его способностей, умений, навыков помогающих успешно выполнять работу, но и с умением бороться с негативными последствиями, такими как: нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с детьми, коллегами, администрацией.

Работа содержит 1 файл

адаптация и саморегуляция учителей в процессе профессиональнеой деятельности.doc

— 41.50 Кб (Скачать)
 

АДАПТАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ  УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     Осуществление педагогической деятельности связано не только с развитием личности учителя, его способностей, умений, навыков помогающих успешно выполнять работу, но и с умением бороться с негативными последствиями, такими как: нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с детьми, коллегами, администрацией. В настоящий момент используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей педагогической деятельности. Учителю необходимо адаптироваться как в начале учебного года, так и при его завершении. Это достигается процессом саморегуляции.

       Проблемам адаптации посвящено значительное количество исследований. Так, по адаптации имеются следующие работы: Н.П. Бойченко, А.А. Виру, Ф.З. Меерзон,  Д.С. Слуцкер, Л.М. Шафран. Проблемам саморегуляции посвящены работы О.А. Конопкина, Г.С. Селье, Т.А. Шиловой и др.. Заслуживают внимание работы о психологических механизмов эмоциональной устойчивости личности Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, В.Н. Шияновой, Г. Шелтона и др.

     Достаточно  часто встречаются исследования по феномену психоэмоционального «выгорания», который характеризуется нарушением сна, снижением уровня активности, проявлением астенических реакций, повышением раздражительности и в конечном итоге снижением эффективности профессионального труда. Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова пишут о синдроме выгорания, характеризуя его диагностику и профилактику, И.Д. Бекасов, А.А. Бутенко, Т.В. Егоров  пишут о психическом выгорании педагогов, которые могут в результате чрезмерной психологической нагрузки давать личностно-профессиональные деформации, что приводит к стрессу.

     Стрессы возникают довольно часто в деятельности учителя. Это достаточно признано всеми [Зайцев Г.К., с. 7]. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, стрессы, разумеется, давно обратили на себя внимание психологов. Психологические традиции изучения этого сложнейшего и интереснейшего явления складывались в психоаналитической и социологических школах, которые использовали большой арсенал методов распознавания, описания и исследования. На основе этих исследований в последние годы появилось множество работ, ориентированных на практическое освоение навыков стрессоустойчивого поведения, что является важным фактором саморазвития личности [Василюк Ф.Е., с. 98]. Отправная точка для решения разнообразных задач саморазвития и саморегуляции – это умение понимать, что с тобой происходит, какой ты в настоящий момент, каковы твои сильные и слабые стороны, знать свои возможности.

     Между тем, большинство педагогических учебных  заведений занимаются в основном только подготовкой специалистов-предметников, и практически не рассматривают  вопросы, посвященные физическому  и психологическому здоровью преподавателя, не проводят тренинги по освоению навыков саморегуляции. Вследствие этого, многие учителя, овладев основными сторонами профессиональной деятельности (обучающей, воспитывающей, педагогическим общением), оказываются не в состоянии эффективно противостоять негативным явлениям, сопровождающим педагогический процесс.

     Важным  аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции  возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

     Саморегуляция эмоционального состояния – это  управление, как познавательными  процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.

 Регуляция  означает управление своими мыслями,  переживаниями, поведением. Это целостная  система психических средств,  при помощи которой человек  способен управлять своей целенаправленной  активностью.

     Саморегуляция как целостная система имеет свою функциональную структуру, в ней выделяются основные компоненты, реализующие специфические функции.

Феномен стиля саморегуляции состоит  в том, как человек планирует свои действия, в какой мере он учитывает значимые для достижения поставленных целей условия окружающей действительности, в том, как развиты процессы контроля, оценки и коррекции действий, а также насколько человек при этом самостоятелен, целеустремлен, способен учитывать изменение внешних обстоятельств.

     Индивидуальный  стиль – это устойчивое, типичное для человека своеобразие его  произвольной активности.

 К  индивидуально-типическим особенностям  саморегуляции относятся: индивидуальные особенности регуляторных процессов, реализующих основные звенья системы саморегуляции (планирование, моделирование условий, программирование действий, оценивание и коррекцию результатов); стилевые особенности, которые характеризуют функционирование всех звеньев системы саморегуляции и одновременно являются регуляторно-личностными свойствами (самостоятельность, надежность, гибкость, инициативность) [Миронова М.Н., Варфоломеев С.А. с. 106 – 108] . Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением, как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

     Кроме упражнений аутогенной тренировки, для  регуляции эмоциональных состояний  используются психокоррекция с применением заданий, приемов и упражнений. Психокоррекция применяется как совокупность психологических приемов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям: для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений: для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов: Т-группы, группы встреч, гештальт группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений.

     Таким образом, критерием правильного обучения саморегуляции служат задания, приемы и упражнения, доставляющие вам удовольствие и хорошее самочувствие даже спустя продолжительное время по их окончании.  

     Литература

       Бойченков Н.П., Слуцкеер Д.С., Шафран Л.М. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. – Рига: Звайчене, 1980.

       Василюк Ф.Е. Психология переживания.  М.: Изд-во МГУ. 1984. – 200 с.

     Виру  А.А. Гормональные механизмы адаптации  и тренировки. – Л.: Наука, 1981.

   Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб.: Питер, 2001. – 224 с.

     Конопкин  О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1.С. 5-12.

     Меерзон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. – М.:Наука, 1981.

       Миронова М.Н., Варфоломеев С.А.  Психология развития личности педагога в системе профессионального образования: Учебно-методическое пособие для педагогов-психологов. Калуга, КОИПКРО. 2004. – 128 с.

  Радугин А.А., Кротков Е.А. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. М.: Центр, 1996. – 306 с.

       Селье. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс. 1982.

     Симонов П.В. Адаптивные функции эмоций // Физиология человека. – 1996. - №2 – С.5-9

  Форманюк. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель эмоциональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57 – 63.

     Шилова  Т.А. Социальная психология и здоровье.// Проблемы укрепления и сохранения здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход. – 2008., 299 с.

Информация о работе Адаптация и саморегуляция учителей в процессе профессиональной деятельности