Адаптация и реабилитация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:48, научная работа

Описание работы

Проблема адаптации личности к условиям воинской дея-тельности и окружающей среде составляла сферу интересов многих наук о челове¬ке.

Работа содержит 1 файл

адаптация и реабилитация.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

                        Нет необходимости  убеждать, что психотическими расстройствами,обусловленными боевым стрессом должны  заниматься  специалисты-врачи  из  области  большой  психиатрии.  Острыми  реакциями на стресс опять же врачи-специалисты из области малой или как ее  называют пограничной психиатрии, но при участии командиров, психологов.

            Особый интерес как  для медицинских специалистов, так  и для командиров, психологов  представляют  отсроченные реакции на психотравмирующий стресс в виде субклинических,  болезненных проявлений, невротических реакций, не являющихся заболеванием. Это та область, где врач командир и психолог должны  работать  вместе.  Непосредственно  негативными психологическими последствиями боевого стресса должны заниматься военные психологи.

                  Механизм      ¦

                  возникновения ¦

                  психической   ¦

                  травмы        ¦

                  ---------------

      Проведенные исследования  показывают,  что  психологические последствия боевой обстановки могут носить временный характер и иметь адаптационную природу.  Еще З.Фрейд,  изучая психическое состояние ветеранов первой мировой войны пришел к оригинальному выводу,  что психика  человека под воздействием внешних раздражителей вырабатывает некий защитный барьер.  Психологическая суть  этого  процесса состоит в том,  что при внешних воздействиях мобилизуется внутренняя энергия человека,  которая всецело направлена на нейтрализацию внешнего  воздействия.  Она  как  бы связывает поступившую энергию извне,  нейтрализует ее. Из этого можно сделать вывод, что по мере накопления опыта, в том числе и боевого образуемый защитный барьер укрепляется,  что и повышает психологическую устойчивость воина  к воздействию стрессогенных факторов.

                  Воздействие стресс-факторов в ходе боя не всегда отрицательно сказывается на качестве боевых действий.  Однако, бой есть бой. И как правило военнослужащий встречается с воздействием многих, не всегда заранее предусмотренных стресогенных факторов.  То есть,  в боевых условиях внешней энергии всегда больше, чем внутренней, защитной энергии.  Тогда происходит прорыв барьера и излишняя  энергия,  согласно  З.Фрейду проникает в психическую систему человека.

Фактически  она оказывает влияние на бессознательную  сферу  человека.  Подобных ситуаций может быть множество.  Поступающая излишняя энергия переполняет психическую систему человека и вызывает  механизмы ее нейтрализации, что не всегда осуществляется благополучно. Кроме того, ее отреагирование этой энергии может осуществляться на объекты, замещающие первоначальные объекты-стрессоры.

            Наблюдения показывают,  что  нередко  выход  излишней энергии проявляется в форме немотивированной агрессии в отношении  случайных  людей,  в  том числе в отношении родных и близких.  Она может оказывать влияние и на состояние самого военнослужащего: нарушение сна, снижение настроения, жизненного тонуса, уход в себя, злоупотребление алкоголем,  наркотиками и др.  В конечном итоге,  если не оказывать своевременную помощь пострадавшему воину,  то могут возникнуть и психические расстройства, устранить которые можно только с  помощью психиатрической помощи.  Психолога в этом случае бывает недостаточно.

            Психологические¦

            особенности    ¦

            оказания помощи¦

            воину          ¦

      -----------------

      Одна  из задач командира и военного психолога создать  военнослужащему условия для отреагирования излишней,  ненужной энергии из психической системы человека наружу,  но сделать этот процесс  управляемым, контролируемым.

      Психологический механизм  данного  процесса состоит в следующем. Военнослужащий  при  поддержке  командира,  военного психолога, сослуживцев начинает вспоминать то,  что происходило с ним  на поле  боя.  Военнослужащий как правило припоминает наиболее яркие, эмоционально окрашенные события,  что естественно приводит к  повторному переживанию страха,  напоминающего тот, который он переживал в бою.  Переживание возникающих эмоций проводит к отреагированию излишней, несвязанной внутренней энергии человека.

      Если  описанный процесс повторить  достаточное количество  раз, то постепенно психическая система воина приближается к равновесию. Данная концепция получила в литературе название катарсической.

      В зависимости от форм проявления  негативных  психологических последствий  боевого стресса,  особенно с течением времени,командирами и военными психологами могут применяться методы:  поведенческой психотерапии,  которые позволяют избавиться от приобретенных в боевой обстановке форм поведения и неадекватных нормам преобладающим в обществе;  когнитивной психотерапии,  позволяющие влиять  на особенности  представления военнослужащего отадекватным окружающей действительности;  психосоциальные, где главное внимание уделяется поддержке военнослужащего со стороны социального окружения, воинского коллектива, командования и общества.

      Принципы  ока-   ¦ 

зания психоло-  ¦ гической помощи

В реальной жизни,  как правило,  используются  одновременно различные концептуальные подходы к психологической помощи.  Но существует ряд принципиальных позиций, которые являются обязательными в их соблюдении командованием части, подразделения.

      Во-первых, принцип единства деятельности по оказанию психологической помощи командира, психолога и потерпевшего военнослужащего.  Если нуждающийся в помощи человек не осознает того,  что  ему такая помощь нужна, работа командира и психолога в этом случае будет неэффективна, а порой иметь даже отрицательный эффект. Поэтому только  их совместная деятельность,  при руководящей роли военного психолога и безупречном выполнении потерпевшим воином предлагаемых ему рекомендаций,  полное доверие командиру и психологу,  позволит достичь желаемого результата.

            Во-вторых, принцип  своевременности.  Психореабилитация должна начинаться сразу после окончания боевых действий.  При этом  важно использовать  временные паузы между боями,  но главное,  до начала выполнения непосредственных служебных обязанностей.

            В-третьих, принцип  приближения места оказания  психологической  помощи к полю боя. Проводимые организационные мероприятия психореабилитации должны проходить непосредственно  в  районе  выполнения служебно-боевых  задач параллельно с выводом подразделений из боевых условий или же в непосредственной близости от этого района,  в ближайшем тылу противника.

            В-четвертых, принцип  сохранения  уклада повседневной воинской деятельности и состава подразделений,  боевых групп, в составе которых выполнялась боевая задача.  Психореабилитационная работа более эффективна,  если она проводится с воинами в составе тех  подразделений,  которые выполняли боевую задачу, в них сформировались соответствующие выполняемой задаче связи и взаимоотношения.  Недопустимо их расформирование до полного восстановления боеспособности основного числа военнослужащих. В местах оказания психологической  помощи важно поддерживать внутренний порядок в подразделении, нельзя отказываться от распорядка дня.

      В-пятых, принцип ориентации информационно-воспитательной работы на  признание высокой  значимости выполняемых задач,  положительную оценку их служебно-боевой деятельности.  При этом  важно  создание условий  и  благоприятной психической атмосферы вокруг происшедших боевых событий и их участников, заботы о них, поддержки военнослужащих со стороны командиров, начальников, сослуживцев.

      В-шестых, принцип  максимального  сокращения  сроков  оказания психологической  помощи.  В качестве примера можно  привести  накопленный зарубежный опыт психологической реабилитации военнослужащих армии Израиля. Непосредственно в подразделении командирами, психологами  выявляются  военнослужащие с признаками боевых психических травм, которые направляются в батальонный медицинский пункт, где с ними  проводится  психотерапевтическая работа в течение нескольких часов.  Военнослужащие, избавившиеся от психологического недуга за это время,  возвращаются в часть,  подразделение.  Военнослужащие, которым необходима  психологическая  помощь,  направляется в медицинский эвакуационный пункт,  где с ними в течении нескольких дней работают психологи и медицинские работники: применяется психотерапия; по необходимости медикаметозные средства (в основном-снотворное);  организуется связь с командирами,  сослуживцами.  В случае, если проводимая система профилактики и лечения боевых  психических травм  не  позволила устранить имевшие место негативные психологические последствия боевого стресса у военнослужащих, они направляются в дивизионную медицинскую роту на срок до двух недель.  Кроме упомянутых выше профилактических мероприятий дополнительно практикуется  проведение учебных стрельб и других учебно-боевых занятий. И только после этого военнослужащие с остаточными признаками негативных  психологических последствий направляются на лечение в стационарный военный госпиталь.

            Определенный опыт работы накоплен и у нас. Например, подобная работа  проведена  с  летным составом ВВС в Республике Афганистан. При реальной угрозе жизни у части летного состава, спустя несколько  часов  после  выполнения  боевого задания,  начали проявляться признаки реактивных состояний: температура тела повысилась до 38 40 градусов, повысились жалобы на сильную головную боль, недомогание и слабость,  ощущался озноб, ломота в области спины, шеи и конечностей,  сухость во рту. У отдельных членов летных экипажей понизилась чувствительность зрения до 0,5,  отдельные  находились  в состоянии ступора,  не понимали смысла вопросов,  подолгу думали и даже плакали.

      У остального летного состава,  который  участвовал в выполнении данного  задания наблюдались неврологические отклонения: выраженный тремор пальцев кистей рук,  гипергидроз ладоней,  подмышечных впадин, психогенное понижение зрения и др.

      Проводимая психотерапевтическая  работа  с  лицами,   имевшими признаки реактивных состояний,  в сочетании, с медицинской помощью (назначался,  особенно вначале,  амидопирин,  анальгин, димедрол), позволила  избавить летный состав от имевших место негативных психологических последствий боевого стресса: через 36-48 часов летный состав жалоб не предъявлял,  а через 3-5 дней приступил к выполнению служебных обязанностей.  Главной целью в проводимой психологической работе  было  -  не  допустить возникновения у потерпевшего чувства одиночества.

            В чем нуждается  ¦

            ветераны войн   ¦

            -----------------

      Важно заметить,   что  отсутствие  специальных  подразделений, должностных  лиц и целостной системы  по  оказанию  психологической помощи не позволяет в полной мере исцелить пострадавших военнослужащих от негативных психологических последствий боевого стресса. А если  они  имели место и накопились в подсознании военнослужащего, то рано или позже (имеются примеры  их  проявления  через  десятки лет)  они будут накладывать свой отпечаток на поведение военнослужащего, а может быть и гражданского человека. Война в Чечне закончилась, а борьба с ее психологическими последствиями можно сказать еще только планируется.  По прогнозам специалистов полтора ближайших  года  более 10<N>тысяч военнослужащих,  возвратившихся из Чеченской республики в пункты постоянной дислокации, будут иметь явные признаки отсроченных психологических последствий.

      В войсках накапливается определенный опыт организации психореабилитационной работы. Создаются комнаты психологической разгрузки,  центры  психологического  консультирования,  реабилитационные пункты.  По мере возможности воинам пережившим боевой стресс,выделяется  жилье,  оказывается  материальная  помощь,  осуществляется обеспечение льготными путевками в санатории и дома отдыха.  Только в  1996  году  реабилитационные мероприятия позволили восстановить силы и обеспечили возвращение к использованию служебных обязанностей более 20 тысяч человек.

      В настоящее  время  создается система  комплексной реабилитации военнослужащих на трех уровнях:  в воинских частях силами психологов  и медицинских работников;  на базе военных санаториев,  домов отдыха,  туристических баз,  реабилитационных центров  ветеранских организаций;  на  базе  государственных и негосударственных региональных реабилитационных учреждений.  Работа эта  имеет  государственную значимость.  В США сегодня насчитывается более 200 различных Центров медико-психологических реабилитации. В России подобные центры  имеются в подмосковье - "Русь",  под Иркутском - "Байкал", центр в Ростове-на-Дону и центр в Зеленограде.

      В настоящее время большинство  бывших военнослужащих,  особенно срочной службы, проходивших службу на территории Чеченской республики уволились из Вооруженных Сил и других силовых структур.  Но в психологической  помощи они нуждаются не меньше,  чем военнослужащие, которые остались в кадрах. В этой связи назрела необходимость срочной  разработки  общегосударственной  программы оздоровления в целом молодежи,  создания в субъектах Российской федерации центров психологического здоровья,  а в рамках этих центров - служб психологического консультирования.

Информация о работе Адаптация и реабилитация