Адаптация человека к экстремальной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить адаптацию человека к экстремальной ситуации.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
– определить понятие экстремальной ситуации;
– рассмотреть процесс и механизмы адаптации к экстремальным ситуациям.

Работа содержит 1 файл

Адаптация человека к экстремальной ситуации.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     Психическую адаптацию можно определить как  процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности.10 Этот процесс позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

     Психофизиологическая  адаптация человека к экстремальным  средовым условиям не может рассматриваться  без учета психологических реакций, возникающих в границах нормы.

     Крайние варианты нормы психофизиологической адаптации обнаруживаются при изучении функционирования на грани адаптационных «лимитов».

     Согласно  И.М. Давыдовскому, болезнь является формой приспособления организма к  условиям существования.11 Качественное своеобразие патологии заключается в том, что организму приходится жертвовать какой-то одной или несколькими функциями для сохранения более жизненно важных, без которых существование в создавшихся условиях оказывается невозможным. Возникновение болезни представляет собой выход организма за пределы адаптационных «лимитов», выработанных в процессе длительной эволюции для наиболее высокого уровня интеграции.

     Определенные  условия могут способствовать сужению  или расширению границ адаптивной психофизиологической нормы. У человека особо важное значение приобретают социально-психологические факторы, в частности характер мотивации.

     В психологии проблема воздействия трудных  ситуаций и последствий, какие они  вызывают, анализируется главным  образом в плане изучения последствий  фрустраций.12 Фрустрирующие события приводят к определенному типу поведения.

     Выделяют  положительные и отрицательные  реакции на фрустрацию.

     Положительные реакции представляют конструктивные разрешения, преодоление препятствия, мешающего достижению стимула. Эффект достигается путем усиления стремления, направленного на разрешение проблемы. Очевидно, многие научные открытия, успехи в развитии техники, культуры были стимулированы фрустрирующими событиями в жизни людей. В другой ситуации фрустрация способна направить энергию индивидуума по иному, но также конструктивному каналу активности.

     Отрицательные реакции фрустрации могут вызвать  также разные формы неконструктивного  поведения. К ним относятся агрессия, регрессия, фиксация, отказ, негативизм, репрессия.

     Регрессия выражается в возврате к формам реагирования, поведения, присущего человеку на более раннем этапе жизни. В качестве компенсаторной реакции происходило оживление проекций на прошедшее, возврат к выработанным ранее формам поведения, которые оправдывали себя в прежних, пережитых ранее ситуациях.

     Сравнительно  нередко можно встретить последствия фрустрации в виде фиксации. Фиксация выражается в повторении неэффективных способов поведения.

     Отказ представляет тенденцию индивидуума  не участвовать в решении касающейся его проблемы. Таким образом, развивается апатический подход к ситуации.13

     Одной из форм отрицательных реакций на фрустрацию является негативизм, для  которого характерно отрицательное  отношение не только по отношению  к непосредственно вызывающей фрустрацию ситуации, но и к другим, имеющим  с ней какие-нибудь черты сходства, проблемам.

     Репрессия характеризуется блокированием, вытеснением  из сознания неприятных ситуаций, которые  касаются требуемых для разрешения вопросов. Это нереалистическая форма  поведения, существо которой заключается  в подходе: «проблема исчезает, если о ней не думать».

     Кроме того, фрустрация может приводить  к активации так называемых защитных механизмов личности. Процесс приобретения защитных механизмов, как и их применение, недостаточно представлен в сознании.

     Роль  защитных механизмов заключается, прежде всего, в снижении эмоционального напряжения. Снятие или уменьшение напряжения в результате включения защитных механизмов не сопровождается решением возникшей проблемы. Таким образом, защитные механизмы могут рассматриваться как своеобразная полумера в трудных ситуациях.

     На  основании имеющихся в настоящее  время психологических знаний представляется возможным учитывать несколько  основных защитных механизмов: рационализация, проекция, фантазирование, вытеснение, идентификация, компенсация.

     Рационализация является частым защитным механизмом. Ее сущность заключается в подборе рационального, логически обоснованного, не вызывающего явных возражений, объяснения собственного пассивного поведения. Действительная же причина скрывается перед другими или даже перед самим собой. Сообщаемое объяснение направлено на то, чтобы вызвать у слушателей благоприятную картину, содержит значительный элемент конформизма. Нередко вина за неудачу приписывается злой воле других людей, их неадекватному отношению, несправедливости, неведению, стечению обстоятельств.

     Проекция  выражается в приписывании другим людям  собственных отрицательных качеств. Проекции сочетаются с отсутствием  критики к собственному поведению.

     Фантазирование  представляет защитный механизм, выражающийся в усилении воображения. Активизируются образы, содержание которых отражает исполнение желаний, достижение успеха, что не соответствует реальной действительности. В английском языке пользуются термином «сны наяву» (day dreams), что представляет элемент аутистических переживаний. Все препятствия устраняются, трудности исчезают. Механизм фантазирования для некоторых людей оказывается настолько типичным, что почти совершенно вытесняет реальные подходы, приводит к пассивности, бездействию.

     Впрочем, по наблюдениям, в условиях нормы возможно своеобразное сочетание жизни в мире реальности и фантазирования. В этих случаях отмечается усиление фантазирования при встрече с трудностями, что, однако, не мешает осуществлению реальных подходов. В целом, однако, выраженность фантазирования (пассивного воображения) свойственна незрелым личностям и отражает элемент страха перед встречей лицом к лицу с реальностью.

     Вытеснение  проявляется в пропуске, «незамечании», забывании определенных событий  неприятного характера. Человек  защищается от болезненной конфронтации с самим собой своими поступками, поведением, которое в глазах общепринятой морали носит неэтичный характер. Нередко вытесняются неприятные воспоминания, конфликты, поступки, приводящие к угрызению совести. Механизм вытеснения в ряде случаев оказывается крайне хрупким. Вытесненные отрицательные эмоции прорываются в сферу сознания, особенно в периоде после дополнительных стрессовых воздействий, новых затруднений.

     Идентификация проявляется в частичном удовлетворении поставленных перед собой целей, в случаях, если полное достижение признается невозможным.

     Компенсация заключается в стремлении достичь  успеха в какой-то области в случае невозможности добиться успеха в  направлении основной деятельности. Компенсация может быть результатом определенного недостатка, например физического дефекта, заикания и др.

     В 60-е годы по отношению к внутренним конфликтам стала применяться концепция  когнитивного диссонанса, предложенная Фестингером. Фестингер пользуется терминами «согласованность» и «диссонанс», обозначающими степень гармонии между двумя аспектами: с одной стороны, подходами, убеждениями, мнениями; с другой — поведением в определенной ситуации.14

     Диссонанс возникает в тех случаях, когда  по каким-либо причинам имеется значительное несоответствие между элементами ситуации, несовместимость.

     Обычной реакцией на диссонанс является стремление к его устранению, к уменьшению его влияния. Здесь возможны такие  реакции, как выработка толерантности  к несоответствию; тщательное рассмотрение фактов, несовместимых со сформировавшимися мнениями или поведением, усиление действий в выбранном направлении при восприятии их в более выгодном свете; обесценивание в сознании отброшенного выбора.

     Фестингер рассматривал наличие диссонанса как  почву для возникновения мотивации с целью его устранения. Успешное устранение диссонанса представляет собой награду, т.е. является стимулом. В то же время нельзя не учитывать возможности того, что диссонанс способен увеличивать активность. Другие авторы показывают, что на промышленных предприятиях лица, отрицательно относящиеся к непосредственному начальнику, могут быть значительно активными и продуктивными в выполнении работы. Диссонанс способен приводить и к конструктивным, и к нежелательным действиям. К отрицательным последствиям диссонанса относится развитие апатии, нежелание принимать какое-либо решение. Такой подход особенно губителен в экстремальных условиях. Диссонанс с развитием апатического состояния может возникать при экстремальных состояниях в условиях значительной сенсорной депривации. При этом наблюдается усиление пассивного воображения с одновременным появлением различных альтернатив, ни одной из которых не отдается предпочтение.

     Представляющие  фрустрацию психологические и социально-психологические  факторы в случае их большой интенсивности могут приводить к развитию психологического стресса.

     Селье понимал под стрессом симптомокомплекс физиологических реакций, представляющих неспецифическую реакцию систем на повреждающий фактор (стрессор).15 Вначале в качестве стрессоров рассматривались различные внешние физические или химические факторы, повреждающие ткань. Концепция стресса исходила из того, что физиологические реакции, вызываемые воздействием на организм стрессора, имеют защитный характер и полезны для организма. В дальнейшем эта точка зрения подвергалась пересмотру в плане того, что стрессовые реакции оказываются также вредными для организма.

     В словаре психологических терминов под стрессом понимаются экстремальные  физические и психические нагрузки различного происхождения.16 Ответ организма на них проявляется в адаптационном синдроме, имеющем 3 стадии (по Селье): I стадия — реакция тревоги; II — стадия сопротивления; III — истощения.

     В современной психологии трудно найти  точные границы понятия психологического стресса. Некоторые авторы пользуются термином «экстремальные ситуации», «конфликтные ситуации» и др.

     Стрессовые  ситуации рассматриваются как факторы, вызывающие чрезмерную нагрузку на систему  психологического саморегулирования  и приводящие к развитию эмоционального напряжения. Состояние стресса определяется как эмоциональное возбуждение и сопутствующие ему изменения в других сферах психологического функционирования. К последствиям стресса относятся также временные или постоянные изменения в поведении человека.

     Ситуации, вызывающие психологический стресс, имеют чрезвычайно разнообразный  характер. К ним относятся, в частности, экстремальные условия в особенности  у не привыкших к последним  людей, опасности физической природы, катастрофы, землетрясения, ураганы, наводнения, пожары. Длительные, часто повторяющиеся фрустрации могут вызвать состояние стресса. Следует иметь в виду, что стрессогенный характер того или иного воздействия обусловливается часто не только его содержанием, но и психологическими особенностями человека. Степень сопротивляемости человека к различным воздействиям неодинакова.

     Анализу влияния длительного эмоционального напряжения на организм посвящены исследования авторов — специалистов в области  социологии, психологии и физиологии. Прежде всего, в таких ситуациях нужно учитывать возможность нормальной положительной адаптации к фрустрациям. Человек, которому часто приходится находиться в трудных ситуациях, способен выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций. Возможно обучение разным способам элиминации страха. Такую адаптацию можно видеть на различных примерах.

     В ряде случаев, однако, длительная экстремальная  ситуация оказывает крайне неблагоприятное  влияние на человека, вызывая нарушения  поведения, конфликтность, социальные девиации.

     Сопротивляемость  стрессу заключается в способности  переносить трудные ситуации без  дезорганизации поведения. Под сопротивляемостью  или толерантностью понимают нереагирование эмоциональным возбуждением в условиях стресса, т.е. трудные и неприятные ситуации не вызывают значительных отрицательных эмоций, страха, гнева, тревоги.

     В то же время сопротивляемость может  определяться как способность к  сохранению организации поведения  в условиях стресса. Несмотря на возникновение под влиянием стресса эмоционального напряжения не происходит дезорганизации поведения, основные цели продолжают реализоваться, сохраняется, например, рациональное мышление в ситуациях катастрофы, правильно проводятся в жизнь необходимые схемы, сохраняется мотивация.17

Информация о работе Адаптация человека к экстремальной ситуации