Разработка программы оценки и мониторинга стоимости предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Возможность расчета стоимости предприятия не только при оценке инвестиционного проекта, но и как показателя деятельности компании за любой период является его существенным преимуществом в сравнении с традиционными показателями, такими как доход или рентабельность. Это преимущество обусловлено тем, что концепция расчета стоимости базируется на комплексном подходе к трем основным сферам менеджмента:
1) составление капитального бюджета;
2) оценка эффективности деятельности подразделений или компании в целом;
3) разработка оптимальной справедливой системы премирования менеджмента

Содержание

Введение 4
ГЛАВА 1 Аналитическая часть 7
1.1 Экономическая сущность задачи 7
1.2 Анализ методов оценки и управления стоимостью компании 10
1.2.1 Общая характеристика подходов к оценке стоимости компании 10
1.2.2 Методика расчета темпов роста на основе модели А.Дамодорана 17
1.2.3 Расчетные формулы методов оценки стоимости компании 19
1.2.4 Пример расчета темпов роста на основе модели А.Дамодорана 29
1.3 Постановка задачи 33
1.3.1 Цель и назначение автоматизированного варианта решения задачи 33
1.3.2 Общая характеристика организации решения задачи на ЭВМ 34
1.4 Обоснование проектных решений по видам обеспечения 35
1.4.1 По техническому обеспечению 35
1.4.2 По информационному обеспечению 35
1.4.3 По программному обеспечению 37
ГЛАВА 2 Обоснование экономической эффективности проекта 45
2.1 Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности проекта 45
2.2 Расчет трудоемкости обработки информации 46
2.3 Расчет себестоимости обработки информации 48
2.4 Расчет единовременных затрат 52
2.5 Расчет показателей экономической эффективности 58
Заключение 61
Список используемых источников 63

Работа содержит 1 файл

Богомолов.docx

— 192.79 Кб (Скачать)

 

Тема: Разработка программы оценки и мониторинга стоимости предприятия.

Содержание

Введение 4

ГЛАВА 1 Аналитическая часть 7

1.1 Экономическая сущность задачи 7

1.2 Анализ методов оценки и управления стоимостью компании 10

1.2.1 Общая характеристика подходов к оценке стоимости компании 10

1.2.2 Методика расчета темпов роста на основе модели А.Дамодорана 17

1.2.3 Расчетные формулы методов оценки стоимости компании 19

1.2.4 Пример расчета темпов роста на основе модели А.Дамодорана 29

1.3 Постановка задачи 33

1.3.1 Цель и назначение автоматизированного варианта решения задачи 33

1.3.2 Общая характеристика организации решения задачи на ЭВМ 34

1.4 Обоснование проектных решений  по видам обеспечения 35

1.4.1 По техническому обеспечению 35

1.4.2 По информационному обеспечению 35

1.4.3 По программному обеспечению 37

ГЛАВА 2 Обоснование экономической эффективности проекта 45

2.1 Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности проекта 45

2.2 Расчет трудоемкости обработки информации 46

2.3 Расчет себестоимости обработки информации 48

2.4 Расчет единовременных затрат 52

2.5 Расчет показателей экономической эффективности 58

Заключение 61

Список используемых источников 63

 

 

 

 

 

Введение

«Вы не можете управлять  тем,  
что не можете оценить». 
William Hewlett.

Возможность расчета стоимости  предприятия не только при оценке инвестиционного проекта, но и как  показателя деятельности компании за любой период является его существенным преимуществом в сравнении с  традиционными показателями, такими как доход или рентабельность. Это преимущество обусловлено тем, что концепция расчета стоимости  базируется на комплексном подходе  к трем основным сферам менеджмента:

  1. составление капитального бюджета;
  2. оценка эффективности деятельности подразделений или компании в целом;
  3. разработка оптимальной справедливой системы премирования менеджмента.

Преимущества применения концепции в первых двух сферах связаны  с адекватным и нетрудоемким определением степени достижения подразделением, фирмой или отдельным проектом цели по увеличению рыночной стоимости.

Целесообразность создания системы премирования на базе EVA можно  оценить на следующем примере. Широко применяемым критерием поощрения  менеджеров подразделений является рентабельность инвестиций (ROI). Менеджер подразделения, ROI которого равно 2%, будет  стараться реализовать любой  инвестиционный проект, который позволит хотя бы немного поднять рентабельность инвестиций (почти не учитывая значение net present value, NPV, чистую настоящую стоимость). Наоборот, менеджер подразделения с высоким ROI будет проявлять некоторый консерватизм из-за опасения снижения этого показателя. Ситуация, когда менее прибыльные подразделения "агрессивно" инвестируют, в то время как наиболее успешные инвестируют слишком осторожно, очевидно, не желательна для акционеров.

Полной противоположностью приведенного примера можно считать  построение системы управления компанией  на основе EVA. Целевая установка бизнеса  — создание EVA, что закладывается  в оценку инвестиционных решений  и эффективности работы подразделений, в определение размеров премии менеджеров. Консалтинговая компания Stern Stewart & Со разработала систему расчета бонусов на основе EVA за несколько минувших периодов, которая успешно используется ведущими компаниями для определения результативности работы управленцев и соответствующего вознаграждения.

Каждый руководитель предприятия  рано или поздно сталкивается с проблемой  оценки своего бизнеса. Причин для этого  много, главная - не зная стоимости почти невозможно принимать взвешенные решения по реализации прав собственника, т. к. именно стоимость компании наиболее полно отражает результаты ее деятельности.

Знание стоимости бизнеса  поможет в решении следующих  вопросов:

  1. Повышение эффективности управления предприятием;
  2. Обоснование инвестиционного решения;
  3. Разработка плана развития (бизнес-план);
  4. Реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение и т.д.);
  5. Определение текущей рыночной стоимости предприятия в случае его частичной или полной покупки или продажи, при выходе одного или нескольких участников из обществ и т.д.;
  6. Определение стоимости ценных бумаг предприятия, паев, долей в его капитале в случаях проведения различного рода операций с ними;
  7. Определение кредитоспособности предприятия и величины стоимости залога при кредитовании;
  8. Выявление реальной рыночной стоимости имущества при проведении страховых операций;
  9. Налогообложение предприятия (при определении налога облагаемой базы необходимо провести объективную оценку предприятия);
  10. Переоценка активов предприятия для целей бухгалтерского учета;
  11. Внесение в уставной капитал вкладов учредителей;
  12. Выкупа акций у акционеров;
  13. Обжаловании судебного решения об изъятии собственности, когда возмещение от изъятия бизнеса необоснованно занижено;
  14. Определении величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;
  15. Эмиссии акций обществом.

В настоящее время все  большую актуальность приобретает  концепция управления стоимостью компании. Value-Based Management (наиболее подходящий перевод данного термина - управление, нацеленное на создание стоимости) – концепция управления, направленная на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации усилий всех лиц, принимающих решения, на ключевых факторах стоимости. Из всего множества альтернативных целевых функций в рамках концепции VBM выбирается максимизация стоимости компании. Т.е. все устремления компании, аналитические методы и приемы менеджмента должны быть направлены к одной общей цели: помочь компании максимизировать свою стоимость, строя процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости.  Стоимость же компании определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.

 

 

 

 

 

 Глава 1 Аналитическая часть

 

    1. Экономическая сущность задачи

 

Оценка - систематический сбор и анализ данных, необходимых для определения стоимости различных видов имущества (бизнеса) и ее оценки на основе действующих законодательства и стандартов.

Объект оценки - движимое и недвижимое имущество, нематериальные активы и финансовые активы предприятия или бизнес в целом.

Оценка бизнеса - акт или процесс выработки заключения или расчета стоимости бизнеса или предприятия либо доли в них.

Каждый руководитель предприятия  рано или поздно сталкивается с проблемой  оценки своего бизнеса. Причин для этого  много, главная - не зная стоимости почти невозможно принимать взвешенные решения по реализации прав собственника, т. к. именно стоимость компании наиболее полно отражает результаты ее деятельности.

Знание стоимости бизнеса  поможет в решении следующих  вопросов:

  1. Повышение эффективности управления предприятием;
  2. Обоснование инвестиционного решения;
  3. Разработка плана развития (бизнес-план);
  4. Реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение и т.д.);
  5. Определение текущей рыночной стоимости предприятия в случае его частичной или полной покупки или продажи, при выходе одного или нескольких участников из обществ и т.д.;
  6. Определение стоимости ценных бумаг предприятия, паев, долей в его капитале в случаях проведения различного рода операций с ними;
  7. Определение кредитоспособности предприятия и величины стоимости залога при кредитовании;
  8. Выявление реальной рыночной стоимости имущества при проведении страховых операций;
  9. Налогообложение предприятия (при определении налога облагаемой базы необходимо провести объективную оценку предприятия);
  10. Переоценка активов предприятия для целей бухгалтерского учета;
  11. Внесение в уставной капитал вкладов учредителей;
  12. Выкупа акций у акционеров;
  13. Обжаловании судебного решения об изъятии собственности, когда возмещение от изъятия бизнеса необоснованно занижено;
  14. Определении величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;
  15. Эмиссии акций обществом.

В настоящее время все  большую актуальность приобретает  концепция управления стоимостью компании.

Value-Based Management (наиболее подходящий перевод данного термина - управление, нацеленное на создание стоимости) – концепция управления, направленная на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации усилий всех лиц, принимающих решения, на ключевых факторах стоимости. Из всего множества альтернативных целевых функций в рамках концепции VBM выбирается максимизация стоимости компании. Т.е. все устремления компании, аналитические методы и приемы менеджмента должны быть направлены к одной общей цели: помочь компании максимизировать свою стоимость, строя процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости.  Стоимость же компании определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала. В силу огромной практической значимости, вопросы в рамках концепции управления стоимостью получили широкое отражение в научных и практических исследованиях.

Но, как известно, для того чтобы  управлять чем-либо необходимо уметь  это измерять. В приложении к VBM это  означает, что необходим инструмент, позволяющий  оценить отдачу от инвестированного в компанию капитала. Таким образом, мы можем выделить основные факторы, влияющие на стоимость компании, которые обязательно должны учитываться в показателе, отражающем создание стоимости – затраты на собственный и заемный капитал и доходы, генерируемые существующими активами (при этом доход может выражаться в различных формах: прибыль, денежный поток и т.д.).  В 80-х – 90-х годах появился целый ряд показателей (на основе некоторых из них в дальнейшем возникли даже системы управления: например, EVA и EVA-based management), отражающих процесс создания стоимости. Наиболее известные из них – EVA, MVA, SVA, CVA и CFROI.

Большой вклад в популяризацию  стоимостного подхода к управлению внесли сотрудники консалтинговой компании McKinsey. Книга партнеров компании Тома Коупленда (Tom Copeland), Тима Коллера (Tim Koller) и Джека Мурина (Jack Murrin) "Стоимость компаний: оценка и управление" “Valuation: Measuring and Managing The Value of Companies” стала бестселлером деловой литературы во многих странах мира, в т.ч. и в России. Также можно говорить о формировании ряда школ, представленных разными консалтинговыми компаниями, пропагандирующими свои собственные системы управления стоимостью. Оборот этих консалтинговых компаний (Stern Stewart&Co, Marakon Associates, McKinsey&Co, PriceWaterhouseCoopers, L.E.K. Consulting, HOLT Value Associates и др.) Обороты компаний измеряются сотнями миллионов долларов, а число клиентов многими тысячами по всему миру, тратятся огромные средства на исследования проблем управления стоимостью. Все это способствует еще большому росту популяризации концепции управления стоимости как ключевой управленческой парадигмы нашего времени.

 

    1. Анализ методов оценки и управления стоимостью компании

 

      1. Общая характеристика подходов к оценке стоимости компании

 

Основными факторами, определяющими рыночную стоимость предприятия, являются: настоящая и будущая прибыль, время получения доходов, затраты на создание подобного предприятий, соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты, риск получения доходов, степень контроля над бизнесом и ликвидность активов. Большое значение при оценке играют неосязаемые активы предприятия (фирменное имя, знаки, патенты, технологии, маркетинговая система и др.).

Таким образом, известная  формула А=П+СК, где А-активы, П-пассивы, СК-собственный капитал, при рыночной оценки приобретает вид: А+НА=П+СК, где  НА-неосязаемые активы.

В случае, если балансовая оценка собственного капитала не совпадает  с его реальной (рыночной стоимостью), то скрытый капитал может быть определен из разности между рыночной и балансовой оценками активов, а  также при учете вне балансовых позиций активов, которые в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета не подлежат внесению в баланс.

В международной профессиональной практике, которую используют и российские оценщики, выделяют три основных подхода  для оценки стоимости предприятия.

 

        1. Затратный подход

Затратный подход рассматривает стоимость  предприятия с точки зрения понесенных издержек. Обычно балансовая стоимость  активов предприятия не соответствует рыночной стоимости. Поэтому задача состоит в их переоценке. После определения реальной (рыночной) стоимости всех активов из нее вычитается текущая стоимость всех его обязательств, тем самым рассчитывается оценочная стоимость собственного капитала. Собственный капитал равен активам за вычетом обязательств.

Затратный подход к оценке предприятий объединяет следующие  методики: накопления активов предприятия; скорректированной балансовой стоимости (или методику чистых активов); замещения; расчета ликвидационной стоимости  предприятий. Все эти методики оценки объединены в затратный подход по одному основному признаку: они основаны на определении в текущих ценах  стоимости отдельных видов имущества  предприятия или затрат на строительство  аналогичного предприятия (методике замещения) и вычитании задолженностей предприятия. 
Все методики затратного подхода базируются на одной информационной базе — балансе предприятия и позволяют рассчитать различные виды стоимости предприятия: методика накопления активов — рыночную стоимость; методика замещения — стоимость замещения; методика ликвидационной стоимости — ликвидационную стоимость предприятия. Эти виды стоимости имеют различные количественные выражения, и их расчет необходим для принятия различных управленческих решений. Например, при продаже предприятия его рыночную стоимость определяют с помощью методики накопления активов; при страховании имущества предприятия чаще используется методика определения восстановительной стоимости; при ликвидации предприятия методика ликвидационной стоимости позволяет определить его ликвидационную стоимость; при обосновании строительства нового предприятия применяется методика замещения. 
Обобщение практики применения методик затратного подхода к оценке позволило установить, что основные сферы их использования — это:

Информация о работе Разработка программы оценки и мониторинга стоимости предприятия