Автоматизация автосервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка модели программного продукта, который предназначен для автоматизации обработки заявок на обслуживание автомобилей. Данная модель должна рассчитывать предварительную стоимость на обслуживание и ремонт автомобилей и обрабатывать данные заявок, поступающих от клиентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выполнить технико-экономическую оценку объекта автоматизации.
Провести системный анализ, разработать схему документооборота.
Обосновать проектные решения по информационному и программному обеспечению комплекса задач.

Содержание

I Aнaлитичeскaя чaсть 6
1.1 Тeхникo-экoнoмичeскaя хaрaктeристикa прeдмeтнoй oблaсти и прeдприятия. Aнaлиз дeятeльнoсти OOO «Aльфa-М» 6
1.1.1 Хaрaктeристикa OOO «Aльфa-М» и eгo дeятeльнoсти 6
1.1.3 Прoгрaммнaя и тeхничeскaя aрхитeктурa ИС OOO «Aльфa-М» 13
1.2 Хaрaктeристикa кoмплeксa зaдaч, зaдaчи и oбoснoвaниe нeoбхoдимoсти aвтoмaтизaции 14
1.2.1 Выбoр кoмплeксa зaдaч aвтoмaтизaции и хaрaктeристикa сущeствующих бизнeс прoцeссoв 14
1.2.2 Oпрeдeлeниe мeстa прoeктируeмoй зaдaчи в кoмплeксe зaдaч и ee oписaниe 23
1.2.3 Oбoснoвaниe нeoбхoдимoсти испoльзoвaния вычислитeльнoй тeхники для рeшeния зaдaчи 27
1.2.4 Aнaлиз систeмы oбeспeчeния инфoрмaциoннoй бeзoпaснoсти и зaщиты инфoрмaции 31
1.3 Aнaлиз сущeствующих рaзрaбoтoк и выбoр стрaтeгии aвтoмaтизaции «КAК ДOЛЖНO БЫТЬ» 32
1.3.1 Aнaлиз сущeствующих рaзрaбoтoк для aвтoмaтизaции стaнций тeхничeскoгo oбслуживaния aвтoмoбилeй 32
1.3.2 Выбoр и oбoснoвaниe стрaтeгии aвтoмaтизaции стaнции тeхничeскoгo oбслуживaния aвтoмoбилeй OOO «Aльфa-М» 37
1.3.3 Выбoр и oбoснoвaниe спoсoбa рaзрaбoтки ИС для aвтoмaтизaции стaнции тeхничeскoгo oбслуживaния OOO «Aльфa-М» 40
1.4 Oбoснoвaниe прoeктных рeшeний 40
1.4.1 Oбoснoвaниe прoeктных рeшeний пo инфoрмaциoннoму oбeспeчeнию 40
1.4.2 Oбoснoвaниe прoeктных рeшeний пo прoгрaммнoму oбeспeчeнию 42
1.4.3 Oбoснoвaниe прoeктных рeшeний пo тeхничeскoму oбeспeчeнию 45
II Проектная часть 48
2.1 Разработка проекта автоматизации 48
2.1.1 Этапы жизненного цикла проекта автоматизации 48
2.1.2 Ожидаемые риски на этапах жизненного цикла и их описание 55
2.1.3 Организационно-правовые и программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности и защиты информации 57
2.2 Информационное обеспечение задачи 58
2.2.1 Информационная модель и её описание 58
2.2.2 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации 61
2.2.3 Характеристика результатной информации 68
III Обоснование экономической эффективности разработки базы данных для автоматизации станции технического обслуживания ООО «Альфа-М» 72
3.1 Выбор и обоснование методики расчёта экономической эффективности 72
3.2 Расчёт показателей экономической эффективности 77
Заключение 83
Приложение 1 85
Приложение 2 87
Приложение 3 96
Приложение 4 100
Приложение 5 102

Работа содержит 1 файл

Полностью 53532.docx

— 9.24 Мб (Скачать)

На подэтапе «Разработка программного обеспечения» основной риск заключается в некорректной разработке программы. Необходимо учитывать  также то, что программные модули будут тестироваться на этапе  внедрения.

Риск  на этапе «Внедрение» это некорректное тестирование технического обеспечения  программных модулей. Риск предотвращается  использованием лицензионного стендового оборудования, а устраняется двойным  тестированием. На этапе «Сопровождение»  основные риски это поломка оборудования, моральное устаревание ПО и ПС. Первый риск предотвращается регулярным мониторингом состояния оборудования. Второй риск предотвращается посредством гибкости разработанной ИС и своевременной доработкой программной архитектуры.

2.1.3 Организационно-правовые  и программно-аппаратные средства  обеспечения информационной безопасности  и защиты информации

Создание  систем информационной безопасности в  ИС основывается на следующих принципах: системный подход, принцип непрерывного развития системы, разделение и минимизация  полномочий, полнота контроля и регистрация  попыток, обеспечение надежности системы  защиты, обеспечение контроля функционирования системы защиты, обеспечение всевозможных средств борьбы с вредоносными программами, обеспечение экономической целесообразности.

В результате решения проблем безопасности информации разрабатываемая ИС должна обладать следующими основными признаками:

  • наличием информации различной степени конфиденциальности;
  • иерархичностью полномочий субъектов доступа к компонентам ИС;
  • обязательным управлением потоками информации, как в локальных сетях, так и при передаче по каналам связи на далекие расстояния;
  • наличием механизма предотвращения несанкционированного доступа;
  • обязательной целостностью программного обеспечения и информации.

В основу нормативно-правового обеспечения  входят нормы и регламенты деятельности компании, служб и средств, реализующих  функции защиты информации, различного рода методики, обеспечивающие деятельность пользователей при выполнении своей  работы в условиях жестких требований соблюдения конфиденциальности.

Любая информационная система потенциально подвержена угрозам  безопасности – кража данных или  нарушение работы системы. Поэтому  разработчики ИС её пользователи должны позаботиться о её безопасности.

Комплексная защита информации в сетях ЭВМ  предполагает реализацию четырех уровней  защиты:

  • правовой (юридические нормы, законы; преследуется незаконное использование секретных данных или информации, составляющей объект авторского права);
  • административный/организационный (определяется, кто и какую информацию может собирать и хранить; устанавливаются способы доступа к ней и условия ее распространения, права и обязанности работников, их компетенция и ответственность; должностные инструкции);
  • аппаратно-программный (применяется процедура идентификации пользователя, которая открывает доступ к данным и программным средствам). Аппаратная защита может быть выполнена в виде кодовой карточки, ключа и т.п. Самое слабое место в системе защиты информации – это персонал. Люди обычно отказываются от использования любых дополнительных средств защиты, создающих им неудобства в работе. Поэтому применение аппаратных средств защиты требует административной поддержки;
  • криптографический (шифрование данных для скрытия от злоумышленника их смысла). До тех пор пока пользователь не идентифицирован по ключу, смысл данных ему недоступен.

2.2 Информационное  обеспечение задачи

2.2.1 Информационная  модель и её описание

На данном этапе проектирования необходимо выделить сущности и связи  между объектами. Ранее были выделены и описаны следующие сущности:

Avto (Код автомобиля, марка авто, регистр. знак, тех. паспорт, цвет авто, год выпуска, двигатель №, кузов №, примечание);

Owners (Код владельца, фамилия, имя, отчество, паспорт №, права №, телефон, примечание);

AOrders (номер заказа, код автомобиля, код владельца, дата поступления, примечание);

OrderWork (номер заказа, код работы);

PutInPart (номер заказа, код автозапчасти);

АWork (код работы, стоимость работы, срок выполнения, вид работы, гарантия);

NewPart (код автозапчасти, наименование, стоимость, гарантия).

Рассмотрим  связи между ними:

Таблица AOrders содержит ключевые поля всех остальных таблиц и является связующей между ними.

Дальше  идет непосредственное построение ER – диаграммы с учетом всех необходимых сущностей и связей между ними (рис.14).


 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 


 

Рисунок 14 – ER-диаграмма

Цель инфологического моделирования  – обеспечение наиболее естественных для человека способов сбора и  представления той информации, которую  предполагается хранить в создаваемой  базе данных. Поэтому инфологическую модель данных пытаются строить по аналогии с естественным языком (последний не может быть использован в чистом виде из-за сложности компьютерной обработки текстов и неоднозначности любого естественного языка). Основными конструктивными элементами инфологических моделей являются сущности, связи между ними и их свойства (атрибуты).

Сущность – любой различимый объект (объект, который мы можем отличить от другого), информацию о котором необходимо хранить в базе данных. Сущностями могут быть люди, места, самолеты, рейсы, вкус, цвет и т.д. Необходимо различать такие понятия, как тип сущности и экземпляр сущности. Понятие тип сущности относится к набору однородных личностей, предметов, событий или идей, выступающих как целое. Экземпляр сущности относится к конкретной вещи в наборе. Например, типом сущности может быть ГОРОД, а экземпляром – Москва.

Атрибут – поименованная характеристика сущности. Его наименование должно быть уникальным для конкретного типа сущности, но может быть одинаковым для различного типа сущностей (например, ЦВЕТ может быть определен для многих сущностей: СОБАКА, АВТОМОБИЛЬ, ДЫМ и т.д.). Атрибуты используются для определения того, какая информация должна быть собрана о сущности.

Абсолютное различие между типами сущностей и атрибутами отсутствует. Атрибут является таковым только в связи с типом сущности. В  другом контексте атрибут может  выступать как самостоятельная  сущность. Например, для автомобильного завода цвет – это только атрибут  продукта производства, а для лакокрасочной  фабрики цвет – тип сущности.

Ключ – минимальный набор атрибутов, по значениям которых можно однозначно найти требуемый экземпляр сущности. Минимальность означает, что исключение из набора любого атрибута не позволяет идентифицировать сущность по оставшимся.

Связь – ассоциирование двух или более сущностей. Если бы назначением базы данных было только хранение отдельных, не связанных между собой данных, то ее структура могла бы быть очень простой. Однако одно из основных требований к организации базы данных – это обеспечение возможности отыскания одних сущностей по значениям других, для чего необходимо установить между ними определенные связи. А так как в реальных базах данных нередко содержатся сотни или даже тысячи сущностей, то теоретически между ними может быть установлено более миллиона связей. Наличие такого множества связей и определяет сложность инфологических моделей.

2.2.2 Характеристика  нормативно-справочной, входной и  оперативной информации

Программа состоит из пяти модулей, каждый из которых содержит реализацию отдельной формы приложения с соответствующим программным кодом.

Далее приведено описание основных модулей.

Модуль  «Главная форма» Unit1.pas – главная форма приложения. Содержит элементы выбора действий.

Модуль  «Регистрация клиентов» Unit2.pas – форма для просмотра всех клиентов Автосервиса, а также есть возможность регистрации новых.

Модуль  «Заказы»  Unit3.pas – форма для создания заказа.

Модуль  «Просмотр заказов»  Unit5.pas – форма для просмотра, редактирования и печати заказов.

Модуль  «Услуги автосервиса» Unit4.pas – форма для отображения базы данных по услугам и запчастям, есть возможность редактирования.

Логическая  структура автоматизированной системы  «Автотехсервис» представлена на рисунку 15.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 15 – Логическая структура системы  «АВТОТЕХСЕРВИС»

 

Под входной  информацией понимается вся информация, необходимая для решения задачи, и расположенная на различных  носителях: первичных документах, машинных носителях, в памяти персонального  компьютера. С этой целью составляются перечень входной информации и состав реквизитов каждого вида входной  информации, расположение реквизитов входной информации, описание полей (реквизитов) входных документов.

В связи  с тем, что постоянная информация составляет до 75% общего объема информации, циркулирующей в системе управления, от правильной ее организации во многом зависит эффективность функционирования всей системы управления. Созданием  системы постоянной информации достигается  централизация хранения данных, повышения  их достоверности, устранение дублирования, сокращение объема работ по подготовке и вводу их в ЭВМ, что повышает эффективность использования постоянной информации. Входная оперативная  информация представляет собой заполнение и ввод в базу данных экранных форм первичных документов по проектам. Как правило, работа с любой задачей начинается с заполнения справочников. В дальнейшем по мере работы с программой справочники также пополняются и изменяются.

После чего загрузится главная форма программы (рис. 16). Есть кнопки «Регистрация клиентов», «Заказы», «Просмотр заказов», «Услуги автосервиса» и стандартная кнопка завершения работы приложения.

 

Рисунок 16 – Главная форма АСУ ООО «АЛЬФА-М»

 

«Регистрация  клиентов», на которой Работник СТО - пользователь системы может просмотреть, а также зарегистрировать клиента СТО. Используя кнопку «Добавить клиента» поля очищаются и пользователь заносит новые данный по клиенту. Есть возможность «Редактировать» существующие записи, а также «Удалить» либо «Сохранить» новые данные (рис. 17).

Рисунок 17 - Регистрация клиентов

При нажатии кнопки «Добавить автомобиль» предлагается ввести данные автомобиля (рис. 18, рис. 19). Также имеется возможность «Сохранить» новые данные, «Удалить», «Редактировать», или «Вернуться к просмотру».

Рисунок 18 – Форма для внесения данных автомобиля

 

Рисунок 19 – Заполненные данные автомобиля

При нажатии  на кнопку «Закрыть» возвращаемся на главную форму системы (рисунок 16). Нажимаем кнопку «Заказы» переходим на форму оформления заказа, где клиенту предоставляется возможность подобрать работы и запасные части к его автомобилю (рис. 20).

Рисунок 20 – Оформления заказа

Для связи  заказчика с автомобилем (это  сделано для того, что один заказчик может иметь несколько автомобилей), из таблицы «ФИО заказчика, телефон» по фамилии выбираем курсором заказчика, ниже в поле отображается его код. Из таблицы «Данные автомобиля»  выбираем нужный автомобиль, вводим в  поле код заказа и нажимаем кнопку «Создать заказ» (рис. 21).

Из таблицы «Виды работ» пользователь выбирает требуемую работу для клиента и нажимает на кнопку «Выбрать вид работы» и так до тех пор пока не выберет перечень необходимых работ. Если клиент согласен то по аналогичной схеме производиться заказ автозапчастей.

Нажимаем на кнопку «Просмотр» для предварительного заказа на выполнение работ (рис.22).

Программа предложит пользователю сделать  предварительный заказ автозапчастей для клиента. Отображается фамилия и автомобиль заказчика, а также выбранные работы и запчасти и общая стоимость заказа. При нажатии кнопки «Сохранить», данные занесутся в базу, если выбрать «Назад» программа вернется на окно формирования заказа, данные потеряются.

 

Рисунок 21 – Выбор видов работ и  автозапчастей

2.2.3 Характеристика результатной информации

Результатная  информация является важнейшей информацией, так как ради нее и создаются  системы подобного класса. Результатная информация представлена в виде следующих  документов и отчетов:

ДОКУМЕНТЫ:

  • Справка о приеме автомобиля в ремонт;
  • Наряд на выполнение ремонтных работ;
  • Акт выполненных работ.

ОТЧЕТЫ:

  • Отчет о результатах деятельности компании (за период);
  • Отчет о результатах деятельности мастера (за период).

Кнопка «Просмотр заказов» на главной  форме. Это форма управления заказами, при выборе кнопки «Выполнен», заказ  считаеся выполненным и в поле «статус» в таблицу заносится  метка (рис. 23).

Информация о работе Автоматизация автосервиса