Эластичность спроса и ее учет в ценообразовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:12, реферат

Описание работы

Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………3
2. Понятие эластичности и ее виды……………..………………………………….5 1.1. Эластичность спроса по цене…………………………………………………..5
1.2. Эластичность спроса по доходу………………………………………………..6
3. Перекрестная эластичность……………………………………………………....7
4.Факторы, влияющие на эластичность спроса……………………………………8
5.Учет эластичности спроса и предложения в ценообразовании……………10
6.Заключение …………………………………………………………………….....12
Список использованной литературы …………………………………….

Работа содержит 1 файл

ценообразование.docx

— 35.48 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ФГОУ ВПО  УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине: «Ценообразование»

на тему:

«Эластичность спроса и ее учет в ценообразовании» 
 
 

Студент группы 2:  Сотникова Н.Г.

Руководитель:   Мальцев Н.В. 
 
 
 

Екатеринбург 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение……………………………………………………………………………3

2. Понятие эластичности и ее виды……………..………………………………….5 1.1. Эластичность спроса по цене…………………………………………………..5

1.2. Эластичность спроса по доходу………………………………………………..6

3. Перекрестная эластичность……………………………………………………....7

4.Факторы, влияющие на эластичность спроса……………………………………8

5.Учет эластичности спроса и предложения в ценообразовании……………10

6.Заключение …………………………………………………………………….....12

Список использованной литературы …………………………………….……….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Эластичность  – одна из самых важных категорий  экономической науки. Впервые она  была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах  изменение одной переменной в  ответ на выраженное в процентах  изменение другой переменной. Понятие  эластичности позволяет выяснить, как  происходит адаптация рынка к  изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить  выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Поэтому понятие  эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую  величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в  условиях конкуренции. Обладание как  можно более полной информацией  о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять  производство и успешно конкурировать  на рынке.

В реферате рассматривается  эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет  оценить влияние перечисленных  показателей на спрос, а также  теория потребительского выбора, которая  объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими  доходы в целях максимального  удовлетворения своих потребностей.

Для фирмы при  планировании объема и структуры  производства чрезвычайно важно  знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит  от цены товара, доходов потенциальных  потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен  на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к  снижению спроса на изделия фирмы. В  то же время с ростом доходов населения  фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.ПОНЯТИЕ ЭЛОСТИЧНОСТИ И ЕЕ ВИДЫ

Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее  изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности.

Эластичность - мера реакции одной экономической переменной на изменение другой.

В экономической  теории рассматривают эластичность спроса и предложения.

Эластичность  спроса  на товар- это процентное соотношение между изменением в  цене или доходе и изменением спроса.

1.1. Эластичность спроса по цене

Она показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен, где:

E(p)- эластичность спроса по цене;

d Qd (%)- процентное изменение спроса;

d P(%) - процентное изменение цены.

При измерении  процентного изменения экономических  величин  обычный способ  вычисления не применим, т. к. одинаковое количественное изменение в другом направлении дает иное процентное соотношение. Например, если величина спроса на товар составляла 10000 единиц, а затем уменьшилась на 2 500, то произошло изменение спроса на 25%. Однако увеличение спроса на данный товар с 7500 единиц до 10000 даст 33% увеличение спроса. Поэтому в экономической теории используют более универсальный метод, названный формулой средней точки Аллена. Тогда:

х 100% , где

Q и Q1- - конечный  и начальный спрос;

Pи P- конечная и  начальная цена.

Выделяют несколько  видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента  эластичности.

E > 1 - эластичный спрос (на товары роскоши);

E < 1 - неэластичный спрос (на предметы первой необходимости);

E = 1- спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора);

E = 0 - совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты);

E - совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка).

На графике  спрос разной степени эластичности можно представить следующим  образом:

Нельзя говорить об эластичных или неэластичных кривых спроса, т. к.  эластичности  действительны для отдельных точек на кривой спроса. На каждой такой кривой спроса, как правило, имеются точки с эластичным и неэластичным спросом. В качестве исключения рассматриваются лишь совершенно эластичные и совершено неэластичные кривые спроса, на которых каждая точка представляет одну и ту же эластичность.

1.2. Эластичность спроса по доходу

Это числовой параметр, который показывает, какова реакция  потребителя на изменения в его  доходах  при неизменности цен, где

d Y (%) - процентное  изменение дохода

Значение эластичности по доходам тесно связано с  понятием нормальных товаров и товаров  низшего качества. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в  этом случае доход и спрос меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Наоборот, для товаров низшего  качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход и спрос  меняются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при  увеличении дохода, эластичность является нулевой. 
 
 
 

3. ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Она характеризует  чувствительность спроса на  один товар при изменении цен на другой, где

E (k) - перекрестная эластичность;

d Q(%) - процентное изменение спроса на один товар;

d P(%) - процентное изменение цены на другой товар.

С помощью коэффициента   эластичности можно определить следующие виды перекрестной эластичности:

а) E (k) > 0  для товаров-субститутов;

б) E (k) < 0 для товаров- комплементов;

в) E (k) = 0 для индифферентных (независимых) товаров.

Эластичность  предложения товара (по цене) - это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения.

Одним из определяющих элементов эластичности предложения  какого-либо товара или услуги является мобильность  факторов его производства и выпуска, т.е. легкость с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор - это время. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию  увеличиваться на долгосрочных временных интервалах. Частично это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит  и от применяемых технологий, состояния производственной базы и т.д. С течением  времени адаптация производителей к рыночным условиям  улучшает конъюнктурные возможности соответствия выпуска их продукции возросшему спросу, что приводит к  повышению эластичности предложения.

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная  налоговая политика, а также политика в области  занятости.

4.ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного  конкретного продукта в случае повышения  его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос  на хлеб относительно неэластичен. В  то же время спрос на отдельные  сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос  на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам  сигарет, сортам мыла и т.п., то она  будет значительно выше.

Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым  отдельной фирмой. Если на рынке  присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или  близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы  будет относительно эластичным. В  условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар  каждой отдельной фирмы будет  абсолютно эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую  эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его.

Кроме того, к  следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих  случаях, в долгосрочном периоде  эластичность выше.

Такая тенденция  изменения эластичности во времени  объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет  возможность изменить свою потребительскую  корзину, найти товары-заменители.

Различия в  эластичности спроса объясняются также  значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении  цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и  сейчас, при снижающемся уровне жизни  населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов  средней российской семьи. 
 
 
 
 
 
 
 

 

5.УЧЕТ  ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

Эластичность  спроса в зависимости от изменения  цены используется: 
• Для характеристики степени, меры реализации величины спроса исследуемого товара в зависимости от изменения цены на этот товар. Соответственно, эту зависимость можно квалифицировать как эластичную, неэластичную, с единичной эластичностью. При этом получаются пригодные для практического использования качественные оценки и количественные величины эластичности. 
• Для характеристики изменения общей выручки (р * q) при повышении и снижении цены на товар. При эластичном спросе снижение цены вызывает такое изменение спроса, что общая выручка возрастает. При неэластичном по цене спросе уменьшение цены сокращает общую выручку, так как потери от цены не компенсируются приростом величины спроса. Единичная эластичность характеризует положение, при котором снижение цены полностью компенсируется ростом объема сбыта, и общая выручка не меняется. 
•В сочетании с оценкой издержек производства и реализации товара анализ эластичности позволяет сделать принципиальные выводы об изменении суммы прибыли, получаемой при разных уровнях цены, издержек и объема выпуска продукции. 
• Для анализа предельных норм замещения продуктов или ресурсов, используемых предприятием. 
• Как для анализа прошлой деятельности предприятия, так и для прогнозирования цен на выпускаемую продукцию и на используемые ресурсы. 
Для характеристики спроса на исследуемый товар в зависимости от изменения цены на этот товар и дохода потребителя полезно знать следующее. 
Коэффициенты эластичности обычно различны в краткосрочном и долгосрочном периодах. Для многих товаров спрос тем эластичнее, чем больше период времени для принятия решений, т.е. спрос более эластичен по цене для длительного периода, нежели для короткого. Например, рост цен на топливо может не сразу сказаться на его экономии (спрос неэластичен). Однако постепенно, по мере замены или переоборудования топливных систем (например, на потребление газа) спрос уменьшится. На другие товары спрос может быть более эластичен для краткосрочного, а не для долгосрочного периода. Так, повышение цен на товары длительного пользования может более резко сказаться на их приобретении в краткосрочный период, но впоследствии действующий парк этих товаров потребует замены, и влияние цены на спрос смягчается. 
В зависимости от продолжительности периода различается также эластичность спроса от доходов по отдельным товарным группам, что похоже на поведение ценовой эластичности спроса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев тему по данному реферату , мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность.

Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей  и другим параметрам) позволяет фирме  выбрать верную стратегию поведения  на рынке.

Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения  дают возможность определить положение  кривых спроса и предложения и  прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны  к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения  цены на величину общей выручки от продажи продукции.

Если цена и  общая выручка изменяются в противоположных  направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной  эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество доступных  товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или  роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это  факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность  предложения зависит от трудности  перераспределения ресурсов между  альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность  ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

Практическое  значение коэффициента эластичности заключается  в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы  на процветание и расширение, а  какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре  экономики. Небольшой положительный  или, еще хуже, отрицательный коэффициент  указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание  автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические  затруднения в этой отрасли. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эластичность спроса и ее учет в ценообразовании