Лекции по "Редактирование отдельных видов литературы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:48, курс лекций

Описание работы

В основу классификации видов лит. взяты положения Стандарта РБ (СТБ 7.60-93) «Издания. Основные виды». В соответствии с указанным стандартом рассматриваются след. осн. виды лит.: офиц., научн., справочн., худ-я, учеб., науч-попул, общ-пол. и науч.-техн.

Работа содержит 1 файл

Редактирование отдельных видов литературы ШПОРЫ.doc

— 307.50 Кб (Скачать)
ustify">  Чел. позн-е НТ лит. обусл. потреблением науки. Такая лит. фиксируеет научн. знания, нормы исследоват. деят., станд и образы научн. знаний, опт. формы их представл.

  НТ. лит. игр. больш. роль в подготовке научн. кадров, специалистов в той или иной обл. научн. деят-ти.

  Естеств. НТ. лит рассчит. на относит. узкий круг специалистов. К ним отн.: ученые и спец. опред. сферы научной деят-ти. Чит. такой лит. - участн. научн. конференц., проф. интерес явл. одним из обязат усл-й их деят-ти и предполаг. своего рода сотворчество.

  НТ  лит. - это подгот. автором по соотв. НТ напрвлению труд в виде текста с ил., описями ил., картами, библиографией и т.д.

  НТ  изд. - это НТ лит., прошедш. ред-изд. обработку, снабж. справочн. аппаратом и полигр. оформл.

  Осн. видом НТ лит. явл. МОНОГРАФИЯ - это  научн. кн. изд., содерж. материал о всестор. иссл-и проблемы или темы и принадлежат одному или неск. авт. Традиц. формой явл. однотомн. монография. Изд. монографии и виде многотомников.

  В самост вид выдел. АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ. Это научн. изд. в виде брошюры, содерж. составл авт. реферат, провед. им иссл-я, предст. на соискание ученой степени. Автореф. ред обработке не подверг.

  ПРЕПРИНТ-это  научн. изд., содерж. мат-лы предварит. хар-ра, опублик-е до выхода в свет изд-я. Широко расп-ны в научн. книгоизд. СБОРНИКИ. Они явл непериод. изд. и по своей цел. напр. различны. Это тезисы, доклады, мат-лы предстоящих или прошедших научн. конференц. симпозиумов, форумов, опублик. в одном или неск. томах.

  Это м.б. сборники научн. трудов, соотв. научн. ислед. орг-й. В таких сб. содерж. исследоват. мат-лы по важн. научн, НТ проблемам, кот. им. принц. научн. знач. и практ. ценность. Некот. из таких сб. м.б. продолжающ. В этих выпусках предост. результ. клинич, эуксперим., биохим. иссл-й, заболеваний и т.д. Зн. часть статей  посвящ клин. заболеван. с прим совр. методов диагностики, профилактику, консерв. и хирург. лечению.

  Больш. научн. и практич. ценность им. статьи публик. в НТ период. изд. В журн.: Трение и износ, Инт.-физ.журн, диф. ур., Доклады НА Бел.. Освещ. рез-ты теор. и эксперим. иссл-й, эконом. аспекты пробл.

  Т.о. с-мы НТ изд. дает возм. оптимально отразить соврем. сост. НТ лит. как явл. подвижн. развив., реагир. на изм. норм и традиций общения, активно исп. достиж. изд. дела и полигр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

22. Особенности работы ред-ра над композицией научно-технического(Н-Т) произведения.

  Произв-я  Н-Т лит. всегда м. условно разделить  на 3 части: вводную, основную и заключительную. Осн. часть произв-я призвана отразить авт. концепцию, раскрыть тему, реализовать идею. Осн. часть служит форм-ю нового знания о предмете или явлении на основе анализа и синтеза изложен автором матер-ла. Ред-р в ходе анализа произвед-я опред-ет соотв-ет ли композиция произв-я содержанию. Осн. критериями оценки комп-й явл. целосность, системность, соразмерность и связность изложения мат-ла.

  Критерий  целостности предпол. чтобы стр-ра произв-я воспринималась как единство всех сост-х компонентов, а каждый эл-т стр-ры как часть произв-я в целом.

  Критерий  системности треб. от автора и ред-ра чтобы в произв. выявлялась единая логич. стр-ра. Очень важно, чтобы читатель был подготовлен к восприятию кажд. новой мысли, чтобы эта мысль явл. логич. продолжением, развитием сказанного ранее. Это обычно удаётся тем авторам и р-рам, кот. строго придерж-ся принципа изгот-я матер-ла от простого к сложному, от известного к неизвестному.

  Критерий  соразмерности даёт возм-ть уст-ть соотв-е объёма того или иного фрагмента произв-я, его смысл. значимости. Этот принцип также сп-т оценке стр-ры произв-я с т.зр. соотв-я особ-тям чит. восприятия текста.

  Критерий  связности треб. от автора посл-сти изгот-я. Довольно распространённый недостаток многих рукописей — это от-е взаимосвязей м/у отд. частями текста. Бывает, что задача композицион. построения р-си в общем решена правильно. Материал достаточно полон и расположен в логич. послед-ти, но каждый раздел. восприн. как сам. независ. часть произв-я, несвяз. с др. частями. При чтении такого произв-я внимание чит-ля отвлекается поисками связ-х звеньев, что затрудн. восприятие материала. Чтобы исправить полож-е, часто бывает дост-но дать в конце раздела 1-2 перек. фразы, а в кратком введении к след. разделу, указ. на связь с предыд. и отметить знач-е вопроса в объёме исследования.

  Одним из ср-в выраж-я причинно-следств. зав-ти и взаимосвязи отдел. частей произв-я явл. связующие слова и словосочетания: следовательно, несмотря на это, кроме того. Они выраж. разл. смысл. зав-ти. Поэтому ошибаются те ред-ры, кот. стремятся устранять всякого рода связующие слова. Другое дело, что нередко авторы злоупотребляют связующими словами и словосочетаниями, прим. их там, где уже и без того ясна смысл. и стил. связь.

  При анализе Н-Т произв-я ред. должен учитывать тип изложения. Повествоват. тип излож. даёт возм-ть адекватно отразить в произв. причинно-следств. и времен. связи предметов и явлений. Изложение материала в таких работах даётся в хронолог. порядке. Начинается повествов. тексты об. указаний причины, повода тех или иных изм-й, событий. Хар-ка предмета или явления наиб. точно выраж. в описат. тексте. Описание предл-я др. типов излож-я материала (рассуждения). Такой тип излож-я фиксир-т проц. науч. док-ва или опровержения.

  Стр-ра Н-Т произв-я д.б. безупречной с  т.зр. законов формальной логики: з-на тождества, з-на достат. основ-я, з-на противоречия, з-на искл. третьего.

  Рассужд-я  в Н-Т лит. м. строится как по дедукт. методу (от общ. к частному), так и по индукт. (от частн. к общ.). Преимуществом рассужд. от общ. к частн. явл. то, что уже в нач. произв. не вникая в детали чит-ль м. ознакомится с осн. мыслью автора и решить нужно ли знак-ся с произв-ем о всех подробностях или нет. Это особенно важно, если учесть, что далеко не кажд. чит-ль дочитывет до конца произв-я, когда он не уверен в его полезности для себя. Однако в научн. работах иногда полезно вести рассужд. от част. к общ., т.е. подводить чит-ля к осн. выводу логикой частн. решений конкр. примеров. Т.О. выбор дедуктив. или индукт. метода рассужд. опр-ся хар-ром матер-ла. если общ. мысль не выз. затруднений для восприятия, то предпочт-н сп-б построения от общ. к частн.

  Бол. влияние на ясность излож-я оказ. прав. деление текста на абзацы. Однако некот. авторы при разбивке текста на абзацы руков-ся не столько логич. сообр-ми сколько формальными, т.е. делят текст на приемлимые р-ру куски, не обращая внимания на то, что этим они наруш. логич. нить излож-я вносят путаницу, а иногда некот. смысл.

  Работа  чит-ля над произв. значительно облегчается, если автор правильно решил вопрос о рубрикации. Хорошо продум-я с-ма рубрикации предаёт изложению ясность, повышенную доступность материала, чётко вырис-ся место и знач-е кажд. отд. вопроса в решении гл. задачи. Знач-но затрудн. восприятие материала ошибки в рубрикации, нарущающие взаимосвязь и соподчинённость отдел. частей произв-я. Очень часто в сборниках м. встретить большие по объёму статьи с многочисленными рубриками, напр., одним шрифтом. Какова взаимосвязь м/у отд. частями, что главное, а что второстепенное из рубрикации не видно.

  К композ. ошибкам след. отнести случаи, когда автор для более углубл. ознакомления читателя с текстом  или с её отдел. вопросами вводит в текст вспомогат. справ. материал, загромождая им произв-е, затрудняя восприятие осн. содерж-я. Поэтому статистич-й и вспомомгат-й расчетный материал, а также сравн. и сводные данные не обяз-ные для усвоения сути произв-я, но необходимые для практич. пользования или подтверждения рез-тов работы во многих случаях целесообразно выносить в приложение.

  В целом и автором и ред-м необх. помнить, что излож-е бывает простым и доходчивым только тогда, когда авт. ни на минуту не забывает о читателе, когда ред-р, подобно опытному экскурсоводу ведёт чит-ля от одной мысли к др., задерживаясь на главном, всквозь упоминая о второстеп-м, проходя мимо ненужного.

 

23.Особенности  работы ред-ра над содержанием научно-технической литературы (НТЛ)

  Редакторский  анализ произведения любого вида литературы начинается с оценки темы и ее разработки. Причем общими критериями такой оценки являются: актуальность тематики; способ подачи материала; его достоверность.

  Понятие актуальности определяется научным  и народно-хозяйственным значением произведения, современностью. Редактору порой сложно ее определить. Редактору существенную помощь может оказать общественность: ред-рские или научно-технические советы издательств, конференции писателей, использование научных консультантов и др. формы участия общественности в подготовке тематики плана выпуска. Затем — целесообразность издания кн. на данную тему, т.е. маркетинговый анализ:

  - в какой мере необходимо освещение данной темы в печати

  - обязательно ли на эту тему выпускать книгу / брошюру, нельзя ли обойтись др. формой публикации

  - правильно решить вопрос о целесообразности конкретного издания на определенную тему в данное время можно лишь глубоко изучив то, что вышло на эту и близкие темы в эти годы в своем и др. издательствах, как был удовлетворен спрос читателей и не намечается ли выпуск подобной кн..

  Очень часто в практической работе по выпуску  НТЛ мы сталкиваемся с фактом, когда  тема сама по себе представляет интерес  и имеет право на существование. Издание на данную тему не является целесообразным. Кн. — не единственная форма фиксации и пропаганды результатов труда ученого.

  Научное исследование может быть опубликовано в виде сообщения в журнале, статьи в сборнике и только в том случае, когда работа имеет особо важное значение и представляет общественный интерес, она имеет основание стать книгой. Зрелость ред-ра должна проявиться в том, чтобы выбрать такую форму издания, кот. соответствовала бы значению темы и, гарантируя информацию о научных исследованиях, была бы экономически оправдана.

  При оценке темы и ее разработке важно определить, насколько полно автор отразил результаты своей работы, насколько правильно им отображен материал, при этом излишне подробное или сжатое изложение одинаково вредно влияет на ясность и доступность изложения. Но ясность и доступность — понятия относительные, т.к. то, что для узкого специалиста ясно, может оказаться малодоступным и недостаточно ясным для читателя, не являющегося специалистом.

  Читателей НТЛ можно разделить на 3 категории: узкие специалисты; специалисты с определенной подготовкой в данной области; специалисты др. области, читающие данную литературу для ориентации

  Узкая литература: определение физических процессов / явлений, обоснованных результатов; обычно сжата по изложению, почти нет ориентируемых мнений, мало пояснительных материалов, не всегда дается введение, а там, где оно есть, автор ограничивается простым объяснением того, чем была вызвана эта работа и каков подход к решению задачи. Все ранее опубликованные сведения даются в виде ссылок на источники. В ней обычно нет элементарных сведений, но присутствует много деталей, кот. могут оказаться непонятными и ненужными для специалиста с широким профилем работы.

  Для того, чтобы специалист, имеющий  подготовку в данной области, мог  усвоить мат-л для узкого специалиста, часто достаточно изложить во введении предысторию вопроса, раскрыть малоизвестные понятия, дать пояснения. Они учитываются для специалистов широкого круга, упрощая изложение, вводя элементарные сведения с точки зрен. специалиста.

  В обилии подробностей часто теряется то главное, чему посвящена кн.. Излишняя подробность может привлечь внимание, заставить искать в ней скрытый смысл, что замедлит и затруднит чтение текста. С др. стороны, излишней сжатостью изложения часто страдают рукописи высококвалифицированных специалистов. Ориентируясь на узкий круг специалистов, примерно своей подготовки, многие из них в своей работе, представляющей интерес, излагают лишь основные этапы на пути исследования и конкретизируют результаты исследования. При этом они исходят из предположения, что исходные данные хор. известны читателям, а бол-во промежуточных результатов легко себе представить. Поэтому даже специалист в данной области с трудом разбирается в заинтересовавшем издании.

  Вопрос  о том, насколько подробно изложить материал, — труден.

  Редактору полезно для полноты охвата темы своевременно подсказать малоопытному автору при подготовке текста ответить на вопросы: создан ли необходимый фон, т.е. все ли сделано для общей  ориентировки читателя в материале; достаточно ли выпукло изложена главная мысль; достаточно ли четко выражены основные факторы; понятна ли методика и можно ли ее использовать; оговорены ли недостатки и условия применимости их в полученных результатах; какова степень согласования их с уже известными результатами; изложены ли преимущества и недостатки работы; достаточно ли обоснований.

Информация о работе Лекции по "Редактирование отдельных видов литературы"