Издательское дело в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:09, доклад

Описание работы

Книжное дело в Китае занимает одну из ведущих позиций на рынке информации и является важной статьей центрального и региональных бюджетов, несмотря на определенные изменения конъюнктуры рынка информационных технологий.

Работа содержит 1 файл

Издательское дело в Китае.docx

— 19.82 Кб (Скачать)

Издательское  дело в Китае  

Книжное дело в  Китае занимает одну из ведущих позиций  на рынке информации и является важной статьей центрального и региональных бюджетов, несмотря на определенные изменения  конъюнктуры рынка информационных технологий.

В 2004 г. общий  тираж различных газет составил 40,4 млрд. экз., журналов — 2,75 млрд. экз., книг — 6,4 млрд. экз. 

Ведущей организацией, регулирующей вопросы издательской политики в Китае, является Государственное  управление по делам прессы и печати (ГУПП). Основополагающим документом в  работе ведомства является пятилетний план по выпуску в стране книжных  изданий. Отдельные отрасли издательского  дела курируют специализированные государственные организации и ведомства. 

Формирование  конъюнктуры книжного рынка в  Китае во многом исходит из тенденций  развития китайского общества и приоритетов  китайской внутренней и внешней  политики. По данным китайских СМИ, в настоящее время наиболее важными направлениями государственной политики в области книгоиздания являются следующие.

  1. Публикации, раскрывающие основы политики модернизации сельского хозяйства.
  2. Продвижение и поощрение издательств, работа которых сконцентрирована на освещении жизнедеятельности нацменьшинств Китая. В настоящее время в рамках издательской политики по популяризации культурного достояния китайских нацменьшинств реализуются более 100 проектов, 42 из которых финансируются за счет средств центрального бюджета.
  3. Освещение итогов X пятилетки и перехода Китая в XI пятилетку.
 

Определенной  популярностью продолжают пользоваться книги, связанные с развитием  высоких технологий и машиностроения. По официальным данным, за 2005 г. в  крупных точках распространения  печатной продукции было реализовано 8384 наим. книг по этой тематике, что составило около 280 тыс. томов, общей стоимостью более 8 млн юаней (1 млн долл. США).

Большим спросом  пользуется учебная литература по иностранным  языкам, справочная литература, литература, посвященная различным отраслям производства (химия, медицина, архитектура, сельское хозяйство, электроника и  механика). 
 

Книги и периодические  издания 

В стране работают 568 издательств и 292 организации аудио- и видеопродукции. Государственные ведомства планируют издание основной литературы и премируют лучшие проекты, что способствует развитию издательского дела. Удивительными темпами развивается издание периодики. В 1949 г. в стране издавались лишь 257 наименований журналов общим тиражом 20 млн. экз., в среднем 1 экз. на 10 человек. После начала реформ и открытости в 1979 г. в стране уже издавалось 1470 наименований периодических изданий общим тиражом 1 млрд. 184 млн. экз., в среднем 1 экз. на человека. В 2003 г. общее число периодических изданий превысило 8000 наименований, общий тираж составил 2,99 млрд. экз., в среднем 2,3 экз. на человека.  

Электронные издания

По мере развития информатизации в Китае за относительно короткий срок сформировался рынок  электронной продукции, которая  все более заметно конкурирует  с печатными изданиями. По данным ГУПП, в 2004 г. в стране насчитывалось 6081 вид электронной печатной продукции. Только в первом квартале 2005 г. появилось 140 новых электронных изданий.

По числу читателей (более 10 млн чел.), производству и распространению издательской продукции в электронном виде Китай занимает лидирующее место в мире.

Создание фондов электронных изданий стало существенным дополнением политики модернизации библиотек в Китае. Начались предварительные работы по созданию банка электронных изданий в Китайской национальной библиотеке (бывшая Пекинская библиотека). 

Издания для зарубежной аудитории 

Китайская международная  издательская корпорация — крупнейшая в этой сфере, ее главная задача —  издание и распространение литературы на иностранных языках. Она играет специфическую роль во внешнем обмене и сотрудничестве в области издательского  дела. Корпорация издает четыре наименования журналов на английском, французском, испанском, арабском, японском и китайском языках — «Пекинский еженедельник», «Китай сегодня», иллюстрированный журнал «Китай», «Народный Китай». Ежегодно издаются более 20 видов печатной продукции на иностранных языках, охватывающих тысячу тем, которые распространяются в 190 с лишним странах и районах мира.  

По мере стремительного развития издательского  дела в Китае приобретают свою актуальность меры по борьбе с незаконным распространением печатных и электронных  изданий, а также контроль над  качеством выпускаемой печатной продукции. В соответствии с принятыми постановлениями «О надзоре за качеством е издательском деле», об усилении мер по надзору е печати и издательском деле» рабочими группами по надзору за качеством печатных и электронных изданий ГУПП раз в два года проводятся крупномасштабные комплексные проверки.

По данным ГУПП. в период с марта по ноябрь 2005 г. комплексные проверки были проведены  в 569 крупных и средних издательских фирмах, по результатам которых 53 издательствам  было отказано в продлении лицензии на право заниматься издательской деятельностью.  

Сотрудничество  в издательской области является одной из составных частей российско-китайского культурного взаимодействия. Сегодня  Россия является одним из ведущих  партнеров Китая в этой сфере.

Ведущей организацией в Китае, регулирующей вопросы покупки  авторских прав и издания переводной литературы, является Китайское агентство  по авторским правам. Агентство, созданное  в 1988 г., объединяет 27 издательских компаний. По неполным статистическим данным, при  посредничестве КААП было переведено с русского языка и издано около 3000 наим. книг. Компания поддерживает партнерские отношения с российскими издательскими фирмами «АСТ», «Вече», «Вагриус», и располагает действующими контрактами с 50 менее крупными издательскими агентствами.

Ежегодно при  поддержке КААП в Китае заключается  около 100 контрактов на приобретение авторских прав на издание и распространение произведений российских авторов.

Информация о работе Издательское дело в Китае