Внешняя политика СССР в послевоенные годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 14:05, реферат

Описание работы

После 1945 г. Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 (в довоенный период) до 52.1 Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы стало обеспечение безопасности страны, борьба против возрождения фашизма. СССР подтвердил свое намерение решать крупные международные проблемы только с США.

Работа содержит 1 файл

история 1.docx

— 22.90 Кб (Скачать)

4. Внешняя политика  СССР в послевоенные  годы. 
 

     После 1945 г. Советский Союз стал признанной великой державой на международной  арене. Число стран, установивших с  ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 (в довоенный период) до 52.1 Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы стало обеспечение безопасности страны, борьба против возрождения фашизма. СССР подтвердил свое намерение решать крупные международные проблемы только с США. Усилиями советских и американских дипломатов удалось создать такие основополагающие структуры политического и экономического порядка, как ООН, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и др. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН (наряду с США, Англией, Францией, Китаем).

     Наметившееся  после войны потепление международного климата оказалось недолгим. С 1946 г. происходит обострение отношений  между ведущими странами мира. Главной  осью конфронтации стали отношения  между двумя сверхдержавами - СССР и США. Коренные различия в социально-политическом строе, системе ценностей и идеологии, а также геополитические интересы держав, расширение сферы влияния  СССР в мире определили формирование двух противостоявших друг другу  блоков и их военно-политическое противоборство.

     Имевшиеся между СССР, США и Великобританией  противоречия вспыхнули с новой  силой. США выступили с претензией на мировое господство, используя  для давления на СССР и другие страны имевшуюся у них монополию  на атомное оружие. 1946 год стал поворотным в процессе создания новой системы  международных отношений: от политики сотрудничества бывшие союзники перешли  к конфронтации. Считается, что с  речи У. Черчилля в Фултоне (США) в  международной политике началась эра  «холодной войны» — идеологического, политического и военно-стратегического  противостояния капиталистической  и социалистической систем.2 Это противостояние проявилось уже при решении германской проблемы: создании на территории Германии двух государств — ФРГ и ГДР (1949), и даже еще раньше — в связи с обращением президента США Г. Трумэна к Конгрессу (доктрина «сдерживания и отбрасывания коммунизма») и «планом Маршалла» (оказание экономической помощи странам Европы). Этот план поставил под угрозу влияние СССР в странах Восточной Европы, чего сталинское руководство не могло допустить. Оно дало понять этим странам, что их присоединение к «плану Маршалла» будет рассматриваться СССР как враждебное действие. Развязывание «холодной войны» привело к созданию в 1949 г. Организации Североатлантического договора (НАТО), а затем, в 1955 г., — Организации Варшавского Договора (ОВД), к участию СССР в корейском конфликте. Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгие годы стали отношения между двумя сверхдержавами — СССР и США. Противостояние между ними определяло приоритеты экономической политики, выделение значительных ресурсов на военные цели. В 1949 г. в СССР была создана атомная бомба. Это сыграло решающую роль в изменении соотношения сил в мире. Все послевоенные годы Советский Союз неизменно заявлял о том, что он осуждает пропаганду новой войны и выступает за запрещение производства и хранения атомного оружия. 12 марта 1951 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира; пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества.3 СССР навязывал восточноевропейским социалистическим странам свою модель преобразований. Любое противодействие или отклонение от этой модели воспринималось сталинским руководством явно враждебно. По этой причине произошел полный разрыв отношений с Югославией (1948). Только летом 1953 г., уже после смерти Сталина, были предприняты первые шаги по нормализации советско-югославских отношений.

     С 1950 г. СССР вынужден был начать субсидировать  союзные государства (в 1945-1952 гг. одних  долгосрочных льготных кредитов было предоставлено на сумму 3 млрд. долларов). Материальная помощь оказывалась этим странам в том числе через  СЭВ (1949 г.). В целях поддержки зарубежных левых партий, рабочих и общественных организаций в разных странах  мира постановлением ЦК ВКП(б) от 1952 г. при ВЦСПС был создан Фонд помощи левым рабочим организациям, средства в который поступали из отчислений коммунистических партий социалистического  лагеря (при этом отчисления ВКП(б) составляли 50%)4.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Послевоенное  устройство мира отличается целым рядом  особенностей. Мировое сообщество, пережив самую кровопролитную за всю историю войну (более 50 млн. погибших) и сумев объединить усилия в борьбе против фашизма, рассчитывало на мир  и процветание. Однако победа над  фашизмом вскоре обернулась расколом мира и угрозой новой мировой войны. Для объективного анализа сложившейся ситуации необходимо дать оценку международной ситуации. Из войны 1941–1945 гг. СССР вышел с чрезвычайно возросшим авторитетом, что было проявлением признательности многих народов за освобождение от фашизма. Претензии на лавры «страны-победительницы» имелись и у США, что диктовалось созданной за годы войны мощной экономической базой. Монопольное обладание ядерным оружием давало возможность этой стране действовать «с позиции силы» в отношениях с потенциальным противником. Постепенно складывается двухполюсная картина международных отношений: формировался блок просоветски ориентированных государств (социалистический лагерь) и противостоящих им западных стран, вступивших в союзнические отношения. Антигитлеровская коалиция с ее детищем – ООН была поставлена под угрозу. Общество втягивалось в «холодную войну». В США утверждалось мнение, что ХХ век – век Америки и нужно перестраивать мир по своему подобию.

     Ответным  шагом со стороны СССР была жесткая  пропагандистская кампания против Запада, форсированное продвижение коммунистических идей в страны Восточной Европы и  завершение работ по созданию ядерного оружия (в 1949 г. была испытана советская  атомная бомба). Таким образом, шансов на развитие сотрудничества, дальнейший поиск его цивилизованных форм с  учетом общечеловеческих ценностей  практически не оставалось. Таким  образом, в истории международных  отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых  держав – СССР и США, в основе которого лежали глубокие идеологические противоречия по вопросам общественного  устройства. Приоритет общечеловеческих ценностей и идея мирового единства были отодвинуты на задний план.

     Внутреннее  положение Советского государства  было не менее противоречивым. Его  определяющие факторы: - чувство гордости за одержанную победу, возросший авторитет  страны подпитывали идею исключительности социалистической державы; - материальные и моральные потери, человеческие жертвы порождали, наоборот, пессимизм, неверие, утраченное чувство перспективы; - «холодная война», обострение международной  обстановки провоцировали экстремальную  обстановку с акцентом все на тот  же энтузиазм; - в обществе зрела  «критическая масса» (вернувшиеся с  фронта, из лагерей, интеллигенция), в  центре внимания которой был вопрос и системе и необходимости  ее пересмотра. К тому же общая угроза сблизила народы и понятие «система»  потеряло смысл. Победа предоставила Советскому государству выбор: развиваться  с цивилизованным миром, или по прежнему искать «свой путь». Основным направлением развития в послевоенные годы опять  становится форсированное развитие тяжелой промышленности. Высокими темпами развивались наука и техника. Крупных достижений добилось отечественное ракетостроение, авиастроение, радиотехника. Социальные проблемы решались медленнее. Однако уже в 1947г. была отменена карточная система и одновременно проведена денежная реформа, обеспечившая стабилизацию денежной системы. Высокие темпы восстановления и развития промышленности обеспечивались за счет изъятия средств из сельского хозяйства, что сказывалось на положении крестьян. Доходы крестьян оставались в 4 раза ниже доходов рабочих и служащих.

     Сложной оставалась политико-идеологическая ситуация в стране. «Эйфория победы» утвердила  мысль об идеальности советской  системы. В 1947-1951 гг. были проведены  погромные «дискуссии» по философии, языкознанию, политэкономии, истории, физиологии, в ходе которых насаждались  единомыслие и административно-командный  стиль в науке.

     Только  скоропостижная кончина И. Сталина 5 марта 1953 г. изменила обстановку в  стране. С его кончиной закончилась  целая эпоха в жизни страны. Самой серьезной проблемой для  наследников Сталина было решение  вопроса о сохранении созданной  ими системы. Но каждый из них понимал, что оставить ее без изменений  было уже невозможно.

     Советская директивная экономика, в силу ее сверхцентрализованности, отсутствия инициативы и предприимчивости в различных хозяйственных структурах, оказалась неспособной к широкому внедрению научно-технических разработок в производство (кроме военно-промышленного комплекса) и стала стремительно отставать от стран с рыночной экономикой. Предпринимаемые попытки реформирования командно-административной системы не привели к положительному результату. Но поскольку руководство СССР инициировало только реформы в определенных пределах, в конечном итоге все это оказалось бесплодными попытками совершенствования административно-командной системы. Изучая данный период экономической истории России, приходится констатировать, что советское руководство, приступая к реформам, не имело комплексной перспективной программы дальнейшего развития страны. Этим объясняются многочисленные, лишенные здравого смысла, повороты в экономической политике. Это приводило к поспешности и в определении сроков достижения намеченных целей, и в выборе методов их осуществления, что зачастую обесценивало положительный эффект от нововведений5.

     Общественно-политическая обстановка в СССР в послевоенные десятилетия характеризовалась  двойственностью. С одной стороны, народ-победитель заслуженно ожидал значительных перемен и либерализации режима, с другой, происходило окончательное  укрепление сталинизма, достигшего в  этот период своего апогея. Произошел  возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой. Разрастание административно-бюрократической  системы, ставка на экстенсивный путь развития и возвращение к методам  довоенных репрессий, а также  международная изоляция отрицательно сказались на жизни общества, вели к дальнейшему его отставанию от общецивилизационного ритма развития. 

     ЛИТЕРАТУРА 

  1. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. - М., 1992.
  2. Внешняя политика Советского Союза. - М., 1990.
  3. Гайдар Е. Государство и эволюция. СПб, 1997.
  4. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История Советского Союза от 1917 года до наших дней. Кн.2. – М., 1995
  5. История России. ХХ век /А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. – М.: Изд-во АСТ, 1996.
  6. История Отечества. Очерки истории Советского государства. - М., 1991.
  7. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века : учеб. пособие / Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина и др.; под ред. В.В. Керова. — М.: ACT: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
  8. Медведев Р. Н.С. Хрущев: Политическая биография. - М., 1990
  9. СССР и холодная война. Документы. - М., 1995.
  10. Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917-1991. - М., 1993.
  11. Ханин Г. И. Советский экономический рост: анализ западных оценок. Новосибирск, 1993.
  12. Ханин Г. И. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск, 1991.
  13. Явлинский Г. А.. Экономика России: наследство и возможности. // «Октябрь», 1995, № 7, С. 163.
  14. http://kursach37.com
  15. Яременко Ю. В. Приоритеты структурной политики и опыт реформ. М., 1999.

Информация о работе Внешняя политика СССР в послевоенные годы