Власть: понятие и типология

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:21, реферат

Описание работы

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.

Работа содержит 1 файл

Введени1.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Введение.

 

 

 

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и  самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера  имеет важнейшее значение для  понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о  природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться  для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все временя занимал умы философов и писателей.

Власть является одной из важнейших  политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью  определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через  отношения власти выражается объективная  потребность людей в саморегуляции  и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.

Таким образом, властные отношения  служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных  обществ, древнейшей формой их организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Происхождение и сущность власти.

 

 

Власть возникает вместе с человеческим обществом и является его атрибутом. Вначале она носит  общественный характер, обходясь без  штатных сотрудников. Со временем власть обрастает особым аппаратом, принудительными учреждениями, вооруженными силами, отделяется от общества и становится над ним.  
 
Исторический опыт свидетельствует о том, что власть - обязательное и неизбежное условие устойчивого функционирования и успешного развития общества во всех его сферах: экономической, политической, социальной, духовной. Прежде всего, она необходима для организации общественного производства и всех других взаимоотношений в процессе жизнедеятельности общества. Властью обеспечивается реализация интересов всего общества в целом.  
 
И в политической, и в обыденной речи слово власть не имеет какого-то одного устоявшегося значения. Показательно, что почти все политические мыслители прошлого, говоря о власти, не дают ей четких дефиниций. Так, для одних теоретиков власть - это волевое влияние особого рода, для других - способность к достижению определенных целей, для третьих - возможность использования тех или иных средств, для четвертых - особое отношение между управляемыми и управляющим и т.д.  
 
Учитывая многие подходы, определение власти должно включать следующие элементы: Книги по военной технике для ознакомления. 
 
 
- во властных отношениях предполагаются субъект и объект власти, которыми могут выступать отдельные лица, а также социальные общности, организации и учреждения;  
 
- распоряжение или приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тем, над кем он осуществляет власть; распоряжение или приказ сопровождаются явным или неявным применением санкций в случае неповиновения или неисполнения;  
 
- подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто осуществляет власть, т.е. подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть.  
 
Наличие этих элементов необходимо для возникновения общественного отношения власти.  
 
Итак, власть - это способность и возможность одних субъектов оказывать определенное воздействие на социальную активность других субъектов с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, морали, права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившийся порядок и организационные действия, воплощается в них. Право действовать с использованием этого порядка и организации и означает обладание властью. При этом социальная активность субъектов проявляется в поведении, общении и деятельности, как со стороны властвования, так и со стороны подчинения.  
 
Подчеркнем, что власть не всегда двустороннее и симметричное взаимодействие. Во-первых, существует власть субъекта над самим собой. Во-вторых, она часто несимметрична из-за того, что осуществляется с "легкостью" властвования, но трудностью подчинения. Если такого подчинения нет, то нет и власти, даже если субъект обладает мощными средствами принуждения.  
 
Субъект власти воплощает ее активное начало. Им могут быть отдельный человек, организация, общность людей, институт. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к власти, которая проявляется в приказах или распоряжениях. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Для них она не является ценностью, тем более, если властвование связано с особой психологической и социальной ответственностью. Но власть открывает широкие возможности для получения различного рода благ - дохода, престижа, связей, привилегий и т.п. Поэтому стремление к власти у части граждан носит и инструментальный характер - она служит средством достижения смысложизненных целей. Помимо желания руководить и готовности брать на себя связанную с этим ответственность, субъект власти должен быть компетентным. У него должны быть способности властвования, умения и навыки использования ресурсов власти, необходимый авторитет. В реальной жизни власть имущие в разной степени наделены этими качествами.  
 
Поскольку власть не может проявиться иначе, как через отношение управляющих и управляемых, она имеет институциональный характер. Но институционализация властных отношений не может не сопровождаться и отчуждением власти от конкретного лица, группы, когда она начинает играть самостоятельную регулятивную роль в обществе.  
 
Власть иногда отождествляют с ее орудиями (инструментами) - государством, политической организацией общества, со средствами управления (или со способами) - принуждением и убеждением. Помимо этого, часто ставится знак равенства между властью и авторитетом. Оснований для подобных отождествлений нет. Власть и управление, например, взаимосвязаны, но не тождественны. Конечно, без управления невозможно осуществлять власть, а без власти невозможно управлять. Сама власть выступает в виде управления, управление - в виде власти. Но управление не есть функционирование власти, оно шире власти. Власть - элемент управления, момент его возникновения, источник силы управления. Управление - это средство, при помощи которого всякое целенаправленное непосредственное или опосредованное воздействие одних субъектов на других из возможности превращается в действительность.  
 
Нет оснований отождествлять власть с ее основными способами - принуждением и убеждением. Принуждать и убеждать может не только властитель, но и подвластный. Например, оппозиция, не входящая в правительство, может принудить его пойти на уступки, но от этого оппозиция не становится властвующей.  
 
Вряд ли оправдано отождествление власти с авторитетом. Авторитет - это качество, которым субъект власти может и не обладать. В то же время авторитет означает дополнительную власть, опирающуюся на согласие, на признание заслуг и положительных качеств властвующего. Авторитет не приемлет принуждения, являющегося важным элементом власти. Можно сказать, что авторитет является одновременно источником, критерием и результатом власти, основанной на согласии и распорядительстве.  
 
Власть, определяемая как возможность одного человека убеждать или принуждать другого к совершению какого-либо действия, представляется как бы встроенной в человеческую сущность. Однако почему же одни люди обладают властью, а другие нет? В чем причины повиновения одних другим? Наверное в том, что другой или сильнее, или умнее и опытнее, или является начальником. Итак, в основе подчинения лежит неравенство.  
 
Ресурсы власти представляют все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти. Ресурсы представляют собой либо важные для властвования ценности (деньги, предметы потребления, социальный статус, престиж и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно является жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           2.Легитимность и легальность власти. 
 
За всю историю существования человеческого общества были созданы тысячи разнообразных государства, а государственная власть составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства. Политическая власть - способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Базовым элементом существования  и функционирования власти, а также  закрепления её в обществе, является легитимность и легальность власти. Власть, являющаяся легитимной и легальной, будет самой правильной для общества.

Степень легальности  государственной власти и ее легитимности является подвижной величиной, особенно это относится ко второй. Первая более устойчива, поскольку зависит  от юридических факторов (наличие  конституции или отсутствие ее, демократические, недостаточно демократические или совсем недемократические способы принятия конституции, оформляющей эту власть, соответствующие международным стандартам прав человека действия государственных органов или нарушающие эти стандарты и т.д.), тогда как вторая связана иногда с быстрой реакцией людей на те или иные действия государственных органов, удачные или неблаговидные поступки представителей власти.

Если власть опирается  только на принуждение (физическое, материальное, психологическое), то возможности ее достаточно ограниченны. По природе  своей властные отношения основываются на взаимосвязи принуждения и согласия. Двойственность власти состоит в том, что она может быть не только результатом принуждения кого-либо над кем-либо, но и результатом согласия населения добровольно подчиняться. Противоречивое единство внутри властных отношений обеспечивается авторитетом власти, ее легитимностью.

Легитимность - убеждение  в том (прежде всего моральное), что  принятый политический порядок справедлив и законен.

Легитимность - это символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан. Оно проистекает из убеждения, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые ее граждане должны выполнять.

Этимологически слово  «легитимность» ведет свое начало от латинского legalis - законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами. Ее использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпируемой. Тогда же это слово приобрело и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне.

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться  в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности.

Легальность (законность) власти - политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями, тогда как его моральное содержание (поддерживаемое или не поддерживаемое большинством) считается вторичным (характерно для демократий).

Поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой хотя бы части населения, легитимность, характеризующая опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, т.е. о признании его правомочности всем населением в целом. В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других - легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в третьих - и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола.

В широком смысле легитимность - это принятие власти населением страны, признание ее права управлять  социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.

Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства  властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        3.Функции политической власти.

 

 

Проявление власти естественно  для человека и заложено в биологических, природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение — два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности — властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д.

Координация этих отношений и относится  к общественным функциям политической власти. Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Власть управляет делами общества и государства на разных уровнях:

- макроуровне высших центральных  политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций;

- среднем уровне ("мезоуровне"), который образуют учреждения  регионального, областного и районного  масштабов;

- микроуровне, охватывающем непосредственное  политическое общение людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая культура, складываются мнения, убеждения людей. Этот уровень не является низшим, он составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти.

От функционирования политической власти во многом зависит тип политического  режима в обществе, открытость или закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.

Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:

- поддержание общественного порядка и стабильности;

- выявление, ограничение и разрешение  конфликтов;

- достижение общественного согласия (консенсуса);

- принуждение во имя социально  значимых целей и сохранения  стабильности;

  • управление делами общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Заключение.

 

Власть - это специальный  социальный институт, который упорядочивает  социальные отношения и поведение  индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд).

Итак, власть - это способность  и возможность одних субъектов  оказывать определенное воздействие  на социальную активность других субъектов  с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, морали, права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившийся порядок и организационные действия, воплощается в них. Право действовать с использованием этого порядка и организации и означает обладание властью. При этом социальная активность субъектов проявляется в поведении, общении и деятельности, как со стороны властвования, так и со стороны подчинения.  
Если власть опирается только на принуждение (физическое, материальное, психологическое), то возможности ее достаточно ограниченны. По природе своей властные отношения основываются на взаимосвязи принуждения и согласия. Двойственность власти состоит в том, что она может быть не только результатом принуждения кого-либо над кем-либо, но и результатом согласия населения добровольно подчиняться. Противоречивое единство внутри властных отношений обеспечивается авторитетом власти, ее легитимностью.

Легитимность - убеждение  в том (прежде всего моральное), что  принятый политический порядок справедлив и законен.

Легитимность - это символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан. Оно проистекает  из убеждения, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые ее граждане должны выполнять.

К наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:

- поддержание общественного порядка  и стабильности;

- выявление, ограничение и разрешение  конфликтов;

- достижение общественного согласия (консенсуса);

- принуждение во имя социально  значимых целей и сохранения стабильности;

Информация о работе Власть: понятие и типология