Власть как социально-политический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Власть - весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен.

Работа содержит 1 файл

контр.работа (ПОЛИТОЛОГИЯ0.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки

ФГБОУ ВПО Уральский  государственный экономический  университет

Центр дистанционного образования

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Политология

  • «Власть как социально-политический феномен»

                   Исполнитель: студент       

   Направление: Управление

 качеством 

Группа: УК-10П                

Ф.И.О: Соболев А.В.         

 

Екатеринбург

2012

  • 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСЬ: ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

  • 1.1 Политическая власть как объект политологического анализа

  • Власть - весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем  феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих  функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование  общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей. Реализация всех этих функций связана с механизмами функционирования власти в обществе, и особенно ее основного вида - власти политической, или государственной.

    Существует  множество определений власти. Приведем некоторые из них.

    Власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.

    Власть - это политическое господство над людьми.

    Власть - это система государственных органов.

    Власть - это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

    Власть - это способность или потенциальная возможность принимать и приводить в исполнение решения, оказывающие воздействие на поведение и действия людей.

    Власть - одно из центральных понятий современной политической науки. Однако сам феномен власти выходит за пределы собственно политической сферы. Он встречается в различных областях общественной жизни: экономике, культуре, науке, образовании, семейной сфере, а также и за пределами общественной жизни - в животном мире. Самое простое общепризнанное определение власти принадлежит немецкому политологу М. Веберу, который видел в ней способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида. Иначе говоря, это способность субъекта А так влиять на объект В, чтобы последний сделал то, что никогда бы не стал делать по собственной воле.

    Власть служит основой, объектом и движущей силой  политики. Борьба за власть является характерной  чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.

    Американский  политолог Г. Саймон определяет власть таким образом: "А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В".

    Фрейд З. объясняет  стремление к власти и обладание  ею, как компенсацию на подавленное  либидо (половое влечение).

    Однако предметом  политики является не всякая власть, а только власть в публичном смысле слова. Еще Аристотель стремился отделить авторитет политического лидера в ассоциации (полисе) от других форм власти: хозяина над рабом, мужа над женой, родителей над детьми.

    Вебером М. сформулирована позитивистско-социологическая концепция определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность отношений между политическими субъектами в обществе. В связи с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С.

    Таким образом, можно определить политическую власть как способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики.

    Концентрированным выражением власти являются отношения  принуждения-исполнения.

    Принуждение - это характерный признак и  функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах.

    В Конституции  Российской Федерации утверждается, что "...Россия есть демократическое федеральное правовое государство...". Задача правового государства - строго выдерживать меру между позитивными стимулами и принуждением. Это и есть политика властвовать, политика миротворчества, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными движущими силами и социальными интересами.

    Характерные признаки власти:

    • доминирование властной воли;
    • наличие особого аппарата управления;
    • суверенитет органов власти;
    • монополия на регламентацию жизни общества;
    • возможность принуждения в отношении общества и личности.

    Конституция Российской Федерации (ст.3) определяет, что "Носителем суверенитета и  единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный  народ".

    Политическая  власть использует различные средства своего осуществления. К основным из них можно отнести:

    • право;
    • авторитет;
    • убеждение;
    • традиции;
    • манипуляции;
    • принуждение;
    • насилие.

    В чем же заключается  необходимость политической власти?

    Во-первых, власть инклюзивна (от лат. "инклюзере" - включать), проникает и функционирует во всех сферах общественной жизни.

    Во-вторых, власть регулирует общественные отношения (между государством и партиями, между группами людей и т.д.).

    В-третьих, власть необходима для организации общественного производства.

    В-четвертых, власть подчиняет всех членов общества (государства) единой воле.

    В-пятых, поддерживает целостность и единство общества как социального образования.

    В-шестых, власть выполняет роль связующей компоненты людей и социальных групп внутри общества.

    Власть, как  общественное явление, выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции. В системном виде можно выделить также следующие основные функции власти:

    • анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций;
    • определение собственной стратегии и частных, тактических задач;
    • репрессивная функция - надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения;
    • присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными - воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т.д.);
    • распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т.п.);
    • преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики.

    К отличительным признакам политической власти относятся:

    • легальность в использовании силы;
    • верховенство - обязательность ее решений для всех индивидов и институтов в пределах данной территории;
    • публичность, что означает обезличенность власти, некоторую дистанцированность и обособленность от других общественных институтов;
    • моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений; это отличает политическую власть от экономической власти, у которой центров принятия решений практически столько, сколько и субъектов экономических отношений.

     

    1.2 Принципы  организации и функционирования  государственной власти в современном  обществе

     

    Государственная власть в современном обществе базируется на совокупности изложенных ниже принципов:

    1. В юридической и политической практике представления о демократическом правовом государстве неотделимы от принципа разделения властей. Следует избегать упрощенного и догматического толкования этого принципа как механического разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.

    Смысл идеи разделения властей — не допустить злоупотребления  властью, ее монополизации, концентрации в пределах одной ветви. А вот  конкретные пути достижения такого результата (в чем и заключается содержание принципа разделения властей) в разные эпохи и разными мыслителями предлагались различные.

    Современное смысловое содержание разделения властей, как принципа организации и функционирования государственной власти включает:

    • четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений и должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами;
    • независимость и самостоятельность оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции;
    • обеспечение в системе государственной власти механизма взаимного уравновешивания, сдерживания всех ветвей власти и контроля;
    • гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации;
    • социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.

    2. Другой, не менее значимый принцип организации и функционирования государственной власти — ее подчиненность Праву, регулируемость законами.

    3. Если государственная власть организуется и осуществляет свои полномочия в силу (и на основе) правовых норм, то отсюда следует еще один важный принцип — ее безличность. Российскому обществу еще предстоит преодолеть персонифицированное отношение к власти, политике, этот своего рода традиционализм политической культуры, проявляющийся в том, что власть воспринимается только как персональная, как власть конкретной личности, которой эта личность наделена, обладает.

    В правовом демократическом  государстве должны властвовать  не лица, а правовые нормы, общие  правила. Лица, обладающие властью, подчинены этим правилам одинаково с лицами, не имеющими власти, они являются исполнителями предписаний, которые отражены в Конституции, законах и кодексах.

    4. Основополагающие начала правового демократического государства включают и такой принцип организации государственной власти, как ограниченность, предельность влияния на общество, очерчивание заданных масштабов государственных задач и функций, количества видов государственно-властных структур и органов государственного аппарата.

    5. Концентрированным выражением всех указанных принципов организации и отправления государственной власти, своего рода началом, условием и критерием состоятельности власти является принцип легитимности, который принято отождествлять с законностью происхождения власти, выборностью, занятием должности на основе норм Права. Однако легитимность выходит за пределы такого понимания.

    Не являясь  правовым процессом и не обладая  поэтому юридическими функциями, легитимность власти основана на взаимодоверительности отношений: народ признает власть и добровольно следует ее установлениям, власть, в свою очередь, обязуется выполнять делегированные ей народом функции. В этом смысле легитимной может считаться и абсолютная монархия, в той мере, в какой она соответствует общепринятым нормам и представлениям о власти, характерным для данного общества.

    М. Вебер в  зависимости от мотивов подчинения власти выделяет три основных типа легитимности:

    • традиционная (основана на обычаях и традициях, привычке повиноваться власти, вере в священность существующих порядков; власть носит личный характер, передается по наследству, освящается традиционными нормами и религией, она сакральна);
    • харизматическая (ее источником являются качества личности — харизматического лидера). Этот тип легитимности обладает меньшей устойчивостью и запасом прочности, так как основывается на эмоционально-личностном отношении вождя и массы (любая ошибка власти может привести к утрате ее харизмы, доверия народа к ее представителям);
    • рационально-легальная (основана на формально-рациональных процедурах и законах, на рациональнопонятом интересе, побуждающем людей подчиняться решениям правительства).

    Информация о работе Власть как социально-политический феномен