Власть как социально-политический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 00:14, реферат

Описание работы

Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношение власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряжённость. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Содержание

Введение
Происхождение и сущность власти. Политическая власть
Структура власти
Типология власти
Легитимность политической власти
Соотношение политической и государственной власти.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

власть как феномен.docx

— 34.29 Кб (Скачать)

      План

    1. Введение
    2. Происхождение и сущность власти. Политическая власть
    3. Структура власти
    4. Типология власти
    5. Легитимность политической власти
    6. Соотношение политической и государственной власти.
    7. Заключение
    8. Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Власть  является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с  политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

     Власть  представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношение власти выражается объективная потребность  людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряжённость. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Происхождение и сущность власти. Политическая власть.

     Власть  появилась с возникновением человеческого  общества и сопутствовала его  развитию, что нашло отражение  в различных учениях о власти.

     На  ранней степени своего развития политические воззрения в целом ещё не успели выделиться в относительно самостоятельную  область человеческого знания и  представляли собой элемент целостного мифологического мировоззрения. В  мифах древних народов господствует представление о божественном происхождении  существующих отношений власти и  порядка.  Согласно этим мифам, космос в отличии от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен присутствием и усилием богов, земные же порядки - часть мирового, космического порядка.

     Вместе  с тем, в древней мифологии  различно решается и освещается вопрос о способе и характере связи  божественного начала с земными  отношениями. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными  силами является китайский император, являясь одновременно сыном неба и отцом своего народа.

     В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян и греков боги, являясь источником власти правителя, продолжают оставаться первоначальными правителями и законодателями, верша земные дела.

     Божественный  характер власти, правила поведения, законы - всё это по тогдашним  воззрениям соответствовало божественному  порядку справедливости, получившего  позднее формулировку как «теория  естественного права».

     Рационализация  политических представлений, наблюдаемая  в I тысячелетии до н.э., означала отход от мифологической идеологии, формирование научных подходов к проблеме власти. В Китае большую роль сыграло философское учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н.э.), Лаоцзы (VI - V вв. до н.э.) - основоположника даосизма, идеи легизма (Шан Ян, 390 - 338 гг. до н.э.), в Индии - учение Будды, в Персии - Заратустры.

     Радикальным и плодотворным был процесс рационализации первоначально религиозно-мифологических воззрений на власть и политику в Древней Греции (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др.). Для древнегреческой политической мысли было характерно анализировать различные формы государственного устройства. Так, для Платона идеальное государство как правление лучших и благородных - аристократическое государство. Самой же правильной формой государства по Аристотелю является политика, в котором большинство правит в интересах общей пользы. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всём: в правах - целеустремлённость, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. По мнению Цицерона простые формы власти как царская власть, воля аристократии и народная власть не являются благом для общества в силу их односторонности и неустойчивости.

     Важной  проблемой более позднего времени  была борьба за верховность власти между церковной властью и  светской. Отрицание божественного, сверхприродного происхождения власти, святости её институтов, низведение их до уровней земных, обыденно-житейских дел, до «грешной» природы человека выступала для мыслителей Возрождения как оружие в борьбе за автономизацию социально-политического процесса, входило в комплекс основных идей гуманизма. Так, Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.) стремился отделить реальную политическую деятельность от религиозных оснований, исследовал всласть как отношение властвующих и подвластных, её устройство, учреждение законов. Симпатии Н. Макиавелли на стороне умеренной республики, или «смешанной» формы государства, которая сочетает демократический, аристократический и монархический элементы власти и является более прочной по сравнению с «простыми» формами.

     К вопросам власти, её источникам обращались представители западноевропейской мысли Т. Гоббс (1588 - 1679 гг.) и Д. Локк (1632 - 1704 гг.). Власть государства по Гоббсу есть следствие общественного договора, который раз и навсегда ограничивает гибельное стремление людей к  осуществлению своей индивидуальной власти. Это власть, отчуждаемая  от «естественного человека» и приобретающая  самостоятельное существование, продукт  не природных, а сознательных человеческих установлений.  Идею общественного  договора принимал и Ж.-Ж. Руссо, наделяя, однако, властью, не единоличного государя-суверена, а народную ассоциацию выражающую общую волю всего народа как равнодействующую частных воль людей. Д. Локк, в отличие от Гоббса, рассматривал власть как средство к обеспечению такого гражданского состояния, которое в наибольшей мере соответствует естественной природе человека.

     Большую роль в развитии учения о власти сыграл Ш. Монтескье (1685 - 1775 гг.).  В  его книге «О духе законов» была сформулирована идея разделения властей, развиваемая в теорию, обосновывающую принципы законности, политической свободы  и придания роли праву истинного  регулятора взаимоотношений между  государством и гражданами.

     Своеобразие в анализе проблемы власти обнаруживается И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, русских  мыслителей А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Соловьёва, Н. Бердяева и др.

     Кроме того, уже в раннюю эпоху истории  политической мысли была замечена и  обратная сторона феномена власти. Аристотель, а позднее и Монтескье, указывал на опасность злоупотребления  властью лиц, ею наделённых, использования  ими властных возможностей для своей  частной пользы, а не для общего блага.

     В политической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Т. Гоббс считал, что власть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смертью. М. Вебер определил власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р. Даль полагал, что власть даёт возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы. В то же время Х. Арендт считала, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно.

     При всём многообразии определений власти можно выделить следующие важнейшие аспекты её трактовки.

     1. Телеологические (с точки зрения  цели) определения характеризуют  власть как способность достижения  поставленных целей, получения  намеченных результатов. «Власть  может быть определена как  реализация намеченных целей», —  пишет Бертран Рассел . Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром — в этом смысле говорят, например, о власти над природой.

     2. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти.

     3. Психологические интерпретации  власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей.

     4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является ее системная трактовка. Если первые два направления требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивидов к обществу, руководствуясь реально наблюдаемыми в эмпирическом опыте ее проявлениями, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей.

     5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения

     6. Реляционистские (от французского слова « relation » — отношений) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

     Несмотря  на различия в подходах учёных к  определению сущности власти, выделяются и общие её характеристики. Власть включает в себя понятие о способности  и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, как  без власти нет подчинения. Проявлением  власти является действие, которое  побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради достижения определённой цели. Поэтому, как замечает Гидденс, власть по своей природе не является угнетением, она просто есть способность выбирать образ действий или возможность добиваться результатов. Власть не является препятствием на пути к свободе, а как раз служит для неё посредником, промежуточным звеном.

     Наиболее  важным видом власти является политическая власть. Само словосочетание «политическая  власть» своим происхождением также  обязано древнегреческому полису и  буквально означало власть в полисном сообществе. Современный смысл понятия «политическая власть» отражает тот факт, что всякое политически, т. е. государственно, организованное сообщество людей своим основополагающим началом предполагает наличие среди его участников отношений господства и подчинения и связанных с ними необходимых атрибутов – законов, полиции, судов, тюрем, налогов и т. п. Иными словами, власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. Именно поэтому политические отношения можно назвать политико-властными отношениями.

     Таким образом, политическая власть – это  присущая политически организованному  сообществу людей форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов  политики подчинять своей воле деятельности других субъектов с помощью государственно-правовых средств.

     Политическая  власть характеризуется следующими чертами:

    • Суверенитетом, под которым понимается независимое существование от каких-либо сил, распространённость на всю территорию государства;
    • Полититическая воля – наличие у субъекта политики способности, готовности и решимости добиваться её осуществления;
    • Авторитет власти – признание народом этой власти;
    • Принуждение, которое присутствует в любой системе  политической власти.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Структура политической власти 

        Политическая власть имеет следующую структуру:

  • Субъект власти;
  • Объекты власти;
  • Функции власти;
  • Источники власти;
  • Ресурсы власти.

        Последовательно рассмотрим каждый из структурных компонентов.

Субъектами  власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы  государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами более высокого уровня – политические элиты и лидеры.  Как правило, субъекты власти должны обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти, готовность брать  на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом.

Информация о работе Власть как социально-политический феномен