Ведущие политические концепции XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.
В политической науке существуют различные подходы к определению политической системы, политических режимов, политической власти.
В данной контрольной работе, анализируя основные определения, теории и концепции, можно попытаться определить, что обозначают эти понятия.

Содержание

Введение ….…………………………………………………………………..
1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау.
2. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд…………………….
2.1 Модель политической системы Д. Истона………………………….
2.2 Концепции политических систем в свете теории Г. Алмонда…….
3. Концепции политических режимов и их классификации: Х. Арендт, Р. Арон………………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..

Работа содержит 1 файл

политология готова.doc

— 155.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Управление персоналом организации»

На тему: «Ведущие политические концепции XX века»

 

Вариант  ___

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнил:  Коптяков А.Г.

                                                                                       группы УЗ-10 СР

 

                                                                             Проверил:  ________________

                                                                                                                                                 (должность, звание)                    

                                                                                 __________________________

  

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

Содержание

Введение ….…………………………………………………………………..

3

1. Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау.

4

2. Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд…………………….

9

     2.1 Модель политической системы Д. Истона………………………….

9

     2.2 Концепции политических систем в свете теории Г. Алмонда…….

11

3. Концепции политических режимов и их классификации: Х. Арендт, Р. Арон………………………………………………………………………...

14

Заключение……………………………………………………………………

19

Список использованной литературы………………………………………..

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.

В политической науке существуют различные подходы к определению политической системы, политических режимов, политической власти.

В данной контрольной работе, анализируя основные определения, теории и концепции, можно попытаться определить, что обозначают эти понятия.

Для этого в данной работе используются концепции разных политических деятелей, например, определение политической власти по М. Веберу, Г. Лассуэлу, Г. Моргентау. Также будут рассматриваться теории политических систем: Д. Истона, Г. Алмонда.

После всего рассмотренного материала по данной тематике сложиться представление о политических взглядах XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Концепции политической власти: М. Вебер, Г. Лассуэл, Г. Моргентау 

1. Политическое учение Макса Вебера.

Макс Вебер (1864—1920) является крупнейшим немецким социологом, социальным философом, историком. В современной политической науке его авторитет высок, главным образом, благодаря разработанной им теории политической власти, рассмотревшей  вопрос о принципах ее легитимности, теории господства рациональной бюрократии в современном сложноорганизованном обществе, теории «плебисцитарной» демократии, снимающей издержки господства формального права в современных демократиях, чреватого неизбежной бюрократизацией и обезличенностью процессов руководства, наконец, благодаря его анализу современного капитализма как воплощения принципа рациональности[1].

Веберовский анализ капитализма представляет большой интерес для граждан современной России. Не только потому, что о капитализме большинство из нас знает главным образом благодаря марксистской трактовке, в которой он представлен как весьма сомнительная ценность. Но потому, что под видом капитализма гражданам России могут преподнести все, что угодно, только не современный его вариант, позволяющий на основе роста производительности труда и строгой законности улучшить материальное положение народа и решить, наконец, больную для России проблему бедности.

Главной идеей веберовского анализа капиталистического общества, в отличие от анализа, предпринимавшегося К. Марксом или В. Зомбартом (один из основоположников теории «организованного капитализма»), является последовательно проведенная идея рациональности. Для Вебера, последователя теории организационной структуры, капитализм как строй формируется только тогда, когда при помощи организации становится возможным обуздать стремление к легкой наживе, которое присутствует в поведении чиновников-взяточников и кокоток, посетителей игорных домов и нищих, разбойников и крестоносцев. Полноценное капиталистическое общество основано на принципах полезности и рентабельности, которые определяют поведение настоящего буржуа. Вебер писал: «...несомненной фундаментальной особенностью капиталистического частного хозяйства является то, что оно рационализировано на основе строгого расчета, планомерно и трезво направлено на реализацию поставленной перед ним цели; этим оно отличается от хозяйства живущих сегодняшним днем крестьян, от привилегий и рутины старых цеховых мастеров и от «авантюристического капитализма», ориентированного на политическую удачу и иррациональную спекуляцию»[2].

По М. Веберу, особенность современного западного капитализма, существующего на промышленной основе, состоит в том, что это рационально организованное общество: в экономике — рациональное ведение хозяйства, рациональное денежное обращение, позволяющее добиться предельной экономической эффективности; в политике — это общество с рациональным правом и государственным управлением (рациональная бюрократия); с рациональной религией (протестантизмом); с рациональной деятельностью в сфере культуры (наука).

2. Политическая психология Гарольда Лассуэлла.

Г. Лассуэлл (1902— 1978) является еще одним виднейшим представителем чикагской школы, учеником Ч. Мерриама, сторонником бихевиористского подхода к политической науке. Он был почетным профессором права Иельского университета, одним из директоров Центра политических наук в Нью-Йорке, возглавлял Американскую ассоциацию политических наук. Лассуэлл стремился к созданию такого интегрированного политического знания в рамках политической науки, которое было бы ориентировано на полевые исследования, широко использовало методы социальной психологии и психоанализа при изучении политического поведения. В работе «Психопатология и политика» им исследовалось влияние скрытых, подсознательных побуждений на политическую активность личности.

Лассуэлл разработал типологию политических личностей, определил типы политиков. При изучении вопросов власти, которые согласно бихевиористскому подходу, рассматривались как определенный тип поведения, когда одни индивиды командуют, а другие подчиняются, он высказал гипотезу о «воле к власти» политиков как субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Рассматривая власть на любом уровне как производную от индивидуальных отношений, Лассуэлл пересмотрел свои ранние представления об элитах как главных субъектах политики и пришел к выводу, что главная фигура в политике — политические личности, и межличностные отношения между ними изучать важнее, чем абстрактные институты и организации. В работе «Политика: кто получает, что, когда и как» Лассуэлл видит главную задачу политической науки в том, чтобы исследовать вопрос о распределении ценностей в обществе, ибо к этому вопросу сводится специфика политической деятельности. Если в экономической сфере общества производятся материальные ценности, а в сфере культуры - духовные, то в политической сфере ценности не производятся, а распределяются. Тот, кто распределяет ценности, тот и обладает властью. «Кто, что, когда и как получает» — это, согласно Лассуэллу, коренной вопрос при анализе политических действий и политического процесса.

Концепция власти, разработанная Лассуэллом, нашла много сторонников и была развита в 50—60 гг. в системном направлении в политологии в  работах Д. Истона «Политическая система», «Системный анализ политической жизни». Лассуэлл рассмотрел вопросы пропаганды и роли средств массовой коммуникации в оформлении, распространении и воспроизводстве политической власти. Он одним из первых исследовал проблему количественного контентанализа политической коммуникации, предложил рассматривать «акт коммуникации» как ответ на вопрос «кто — сообщает что — по какому каналу — кому — с каким эффектом». Пропаганду Лассуэлл трактовал как продуманный отбор символов, распространяемых с целью оказать влияние на поведение масс.

3. Исследования в области международных отношении.

Исследования в области международных отношений и конфликтов представляют одно из направлений в развитии политической научной мысли XX в. Классиком американской политической мысли в этой области является Ганс Моргентау (1904—1982). Его научная карьера связана с Чикагским университетом, где он в течение 20 лет возглавлял Центр по изучению внешней и военной политики. Он является одним из отцов-основателей школы «политического реализма». Главная концепция, разработанная Моргентау, - «Концепция «интереса», определяемого в терминах силы (влияния). Эта концепция «вносит рациональность в политическую науку, делая возможным теоретическое осмысление политики. Она выявляет во внешней политике удивительную целостность; таким образом, американская, британская или российская политика, последовательная сама по себе, предстает как рациональная, понятная цепь событий, независимо от различных мотивов, предпочтений, интеллектуальных и моральных качеств сменяющих друг друга государственных деятелей»[3].

Международная политика, как и любая политика, считал Моргентау, есть борьба за влияние. Эта борьба универсальна во времени и пространстве, что неопровержимо вытекает из опыта. Любая политика стремится либо к сохранению мощи, либо к усилению мощи, либо к демонстрации мощи. Этим трем образцам политики соответствуют и три типа международного поведения (сохранение статус-кво, политика империализма и политика поддержания престижа).

Элементом мощи нации является дипломатия. Дипломатия должна быть в состоянии обеспечить национальные интересы мирными средствами. Четыре основных правила дипломатии таковы: 1) нужно быть свободным от доктрин, способных вызвать дух войны, от одержимости абстрактными идеями; 2) внешнеполитические цели должны формулироваться через призму национального интереса и быть поддержаны адекватной мощью; 3) дипломатия должна видеть политическую ситуацию с точки зрения других стран; 4) страны должны быть готовы к компромиссу по всем вопросам, которые не являются для них жизненно необходимыми[4].

Моргентау разработал классификацию национальных интересов — от основополагающих до мелких, локальных. Он назвал систему факторов, определяющих мощь государства. К их числу он отнес в первую очередь качество дипломатии, а также географическое положение, природные ресурсы, военный и промышленный потенциал, численность населения, национальный характер и мораль. В 50-е гг. в США проводилась дискуссия между «политическими реалистами», выступавшими с позиций первенства в политике национальных интересов, и «политическими идеалистами», выступавшими с позиций общечеловеческих интересов. В 80-е гг. дискуссии были возобновлены. Несмотря на сближение позиции двух сторон, в дискуссии отмечалось, что при несовпадении подходов, базирующихся на общечеловеческих ценностях, с национальными интересами долг руководства — поставить национальные интересы на первое место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Теории политических систем: Д. Истон, Г. Алмонд

Понятие «Политическая система общества» получило распространение в ХХ веке. В разработку теории политической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, и др.

 

2.1 Модель политической системы Д. Истона

Первым наиболее систематическое изложение данной теории предложил Д. Истон в работах «Политическая система», «Системный анализ политической жизни» и др. Теория Д. Истона рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.

Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика - относительно самостоятельная сфера, основное значение которой- распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами.

Д. Истон пытается выстроить целостную теорию, основывающуюся на изучении «прямых» и «обратных» связей между собственно политической системой и ее внешней средой, в известном смысле заимствуя кибернетические принципы «черного ящика» и «обратной связи», и используя тем самым в ходе концептуализации системный подход и элементы общей теории систем. Для построения теоретической модели Истон привлекает четыре базовые категории: 1) «политическая система»; 2) «среда»; 3) «реакция» системы на воздействие среды; 4) «обратная связь», или воздействие системы на среду (рисунок 1).

В соответствии с этой моделью механизм функционирования политической системы включает четыре фазы. Во-первых, это «вход», воздействие внешней среды (социальной и внесоциальной, природной) на политическую   систему   в   форме   требований и поддержки. Например, это

Информация о работе Ведущие политические концепции XX века