Условия существования гражданского общества в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной темы необходимо решить ряд задач, а именно рассмотреть ряд следующих вопросов:
понятие и сущность гражданского общества;
специфика взаимосвязи гражданского общества и государства;
угроза ослабления системы управления страной и обществом;
состояние социальной структуры российского общества в контексте проблемы
гражданское общество в России;
концептуальные подходы оценки состояния гражданского общества в России.
Предметом выступает гражданское общество как политологический институт.
Объектом данной работы выступают общественные отношения, возникающие в сфере гражданского общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 5
1.1.Понятие и сущность гражданского общества 5
1.2.Специфика взаимосвязи гражданского общества и государства 10
ГЛАВА 2 УКРЕПЛЕНИЕ ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ И ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ВЛАСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ 16
2.1.Угроза ослабления системы управления страной и обществом 16
2.2.Состояние социальной структуры российского общества в контексте проблемы 19
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ 21
3.1.Гражданское общество в России 21
3.2.Концептуальные подходы оценки состояния гражданского общества в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

К.Условия существования гражданского общества 2.doc

— 221.50 Кб (Скачать)


nОГЛАВЛЕНИЕ

 



ВВЕДЕНИЕ              3

ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ              5

1.1.Понятие и сущность гражданского общества              5

1.2.Специфика взаимосвязи гражданского общества и государства              10

ГЛАВА 2 УКРЕПЛЕНИЕ ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ И ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ВЛАСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ              16

2.1.Угроза ослабления системы управления страной и обществом              16

2.2.Состояние социальной структуры российского общества в контексте проблемы              19

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ              21

3.1.Гражданское общество в России              21

3.2.Концептуальные подходы оценки состояния гражданского общества в России              23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ              36

 



 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Проблема гражданского общества  и условий его существования принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которые на протяжении многих веков волнуют лучшие умы человечества.

Гражданское общество может быть построено только в том случае, если в этом заинтересовано большинство. Обязанность государства — в создании условий

Для достижения поставленной темы необходимо решить ряд задач, а именно рассмотреть ряд следующих вопросов:

понятие и сущность гражданского общества;

специфика взаимосвязи гражданского общества и государства;

угроза ослабления системы управления страной и обществом;

состояние социальной структуры российского общества в контексте проблемы

гражданское общество в России;

концептуальные подходы оценки состояния гражданского общества в России.

Предметом выступает гражданское общество как политологический институт.

Объектом данной работы выступают общественные отношения, возникающие в сфере гражданского общества.

 

ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

1.1.     Понятие и сущность гражданского общества

Термин «гражданское общество» можно найти и у античных ав­торов, и в литературе европейского средневековья, и в трактатах Нового времени. Исходные категории в осмыслении гражданского общества заимствованы из обихода Древней Греции и Древнего Рима — «politia» (греч.) и «societas civilis» (лат.)- Однако самого этого явления в античном мире не было и быть не могло — «полития» по определению представляла собой нерасчленимо слитное существование общества и государства, гражданина и по­литика. В недрах средневекового общества уже вызревали субъек­ты будущего гражданского общества; монашеские ордены, ремес­ленные корпорации, купеческие гильдии и т.д.

Переход от средневековья к Новому времени ознаменовался формированием гражданского общества и осознанием различий между ним и государством. Как вполне различимая самостоятель­ная политическая категория гражданское общество рассматривает­ся Дж. Локком. В «Двух трактатах о государственном правлении» Локк по существу признает за государством только тот объем пол­номочий,   который санкционирован  общественным договором между гражданами, сообщающимися между собой по разумному выбору. Подобные воззрения были типичными для мыслителей Просвещения — Ш.Л. Монтескье, Д.Ж- Руссо, А. Фергюсона и др. По-разному интерпретируя положение о гражданском обще­стве, они единодушны в признании верховенства гражданского об­щества над государством.

Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества и его взаимосвязи с государством принадлежит Г. Гегелю. Граждан­ское общество, по Гегелю, появляется «посредине» между семьей и государством. Такое общество основано на частной собственнос­ти, социальной дифференциации и многообразии интересов, взаи­модействии индивидов и групп. Оно внутренне противоречиво, плюралистично, в этом обществе каждый свободный человек — для себя цель, а другие для него — ничто. Для согласования много­образных интересов требуется высший арбитр в лице государства, которое выражает всеобщий интерес. Общество становится «гражданским» в силу того, что оно управляется государством.

Данный подход воспринял К. Маркс. Он упростил сложную структуру гегелевской модели гражданского общества, сведя пос­леднее фактически к сфере труда, производства и обмена. Содержанием гражданского общества, согласно Марксу, выступают ин­ституты семьи, сословий, классов, определяемые уровнем развития материального производства. Гражданское общество в марксизме является синонимом «буржуазного общества», основанного на частной собственности.

Такая точка зрения характеризуется приматом политического, апофеозом государства — акцент ставится на политическое реше­ние общественных вопросов, т.е. решение их государством. Эта линия получила свое дальнейшее развитие в социал-демократичес­кой традиции, которой присуще стремление к справедливости и ра­венству. Государство с его властными отношениями должно участ­вовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, чтобы гарантировать их демократическое управление.

Либеральная линия развития концепции гражданского общест­ва центр тяжести переносит на свободу как высшую ценность, на саморегулятивную функцию гражданского общества как защиту от посягательств государства. Дискуссии о взаимоотношениях госу­дарства и гражданского общества продолжаются и по сей день.

Следует подчеркнуть, что гражданское общество не сводится к противопоставлению его государству. Гражданское общество до­стигает расцвета только в условиях демократии, а последняя фор­мируется, развивается и сохраняется лишь на прочной основе граж­данского общества. Чем более развито гражданское общество,"тем больше оснований для установления демократических форм госу­дарства. И наоборот, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных ре­жимов государственной власти.

Демократические начала гражданского общества характеризу­ются следующими признаками:

—отстаивается естественное право человека на жизнь и сво­бодную деятельность;

—признается равенство всех граждан перед законом;

—в общественное сознание проникает идея социальной спра­ведливости;

—отстаиваются демократические механизмы общественного
управления, которые гарантировали бы равенство возможностей
социально неравных субъектов;

— обосновывается положение о разделении властей и форми­ровании правового государства.

Гражданское общество предполагает сбалансированный взаи­моконтроль, взаимоограничение государственных и негосударст­венных органов и движений, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения негосударственных, а последние, в свою очередь, сообразовывали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства.

На основании вышеизложенного можно дать следующее опре­деление: гражданское общество — это совокупность соци­альных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства.

В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи — отноше­ния конкуренции и солидарности между свободными и равноправ­ными партнерами. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как ре­зультат раскрепощения индивидов, превращения их из подданных государства в свободных граждан-собственников.

В экономической сфере структурными элементами гражданско­го общества являются негосударственные предприятия: акционер­ные общества, товарищества, арендные коллективы, корпорации и другие добровольные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе. Подчеркнем, что экономическую основу гражданского общества составляет суверенитет индивидуальных собственников и многообразие форм собственности. Как показала история, не может быть свободы отдельного индивида там, где нет свободы экономического выбора. Такой выбор может быть обеспе­чен ограничением огосударствления экономической сферы, при со­хранении частной собственности, что в тех или иных формах харак­терно для всех стран с демократическими режимами.

Социально-политическая сфера гражданского общества вклю­чает: семьи, общественные, политические организации и движения; органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негосударственные органы массовой инфор­мации.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу слова; самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений от государственных структур.

Среди функций, характеризующих гражданское общество, выде­лим следующие:

—продуцирование норм и ценностей, которые государство
затем закрепляет своей санкцией;

—образование среды, в которой формируется развитый соци­альный индивид;

—обеспечение свободного развития личности на экономичес­кой основе разнообразных форм собственности, многоукладной ры­ночной экономики;

—обязательное регулирование взаимоотношений частных лиц,
групп и всех других составляющих элементов гражданского обще­ства посредством гражданского права, что позволяет преодолевать
возможные конфликты и вырабатывать общую политику в интере­сах всего общества;

—всеобъемлющая защита интересов каждого человека, его
естественного права на жизнь, свободу, создание разветвленной
системы механизмов такой защиты и ее четкое функционирование;

—осуществление широкого самоуправления во всех сферах и
на всех уровнях общественной жизни.

Исторически гражданское общество зародилось в Западной Ев­ропе. Однако его нормы и повседневная практика распространи­лись за ее пределы этого региона. Формы групповых отношений в неевропейских цивилизациях, безусловно, весьма отличаются от западных (иной тип политической культуры, религии, общинный ха­рактер отношений). Например, в Китае и африканских странах в до-индустриальный период широкое распространение получили обще­ства заговорщиков. В дальневосточном регионе и в Индии малые группы нередко образовывались по модели «учитель — ученик», своеобразной автономией в обществе могли обладать религиозные организации (например, буддийские монастыри). На фоне многих стран третьего мира стабильным характером политической демо­кратии выделяется Индия, и здесь есть все основания говорить о достаточно развитом гражданском обществе. В него входят различ­ные политические партии, организации предпринимателей, крес­тьянские организации, ассоциации ученых и др., которые обладают сравнительно большой независимостью от государства. В Индии получили также распространение добровольные общества на низо­вом уровне, которые можно рассматривать как попытку подключе­ния к социальной и политической жизни массовых слоев.

И все же процесс создания гражданских обществ во внезапад-ных ареалах начался в самые последние десятилетия. Но очевидно, что этот процесс будет иметь свои особенности, и гражданское об­щество на Востоке будет значительно отличаться от гражданского общества на Западе.

Для появления гражданского общества требуются целенаправ­ленная политика со стороны государственной власти и определен­ные нормы частной жизнедеятельности. Развитию гражданского общества способствуют:

—классовое, профессиональное или групповое сознание;

—готовность участвовать в коллективных акциях;

—развитие договорных начал;

—формирование рациональной модели социального поведения
(ориентация на выгоду и последствия социальных действий).

1.2.Специфика взаимосвязи гражданского общества и государства

 

Проблема взаимосвязи и взаимодействия гражданского общества и государства - это "отраженный свет" проблемы взаимосвязи воли властителя и воли подданных. Еще Аристотель в своей "Политике" обосновал тезис о том, что вне полиса человек не может быть человеком, ибо "по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек..."[1]. Перспективу имеет только среднее положение, исключающее и эгоистическое своеволие, и абсолютную волю авторитета власти, обретающую форму права как воли, возведенной в закон для подданных (подвластных).[2]

В сознании российских граждан глубоко укоренилось убеждение в необходимости сильного государства. Государственный склад ума стал отличительной чертой русской ментальности.[3]

Без государства (государственных органов и иных институтов государственной власти) не существовало бы гражданского общества (его институтов) в его современном понимании. Ведь гражданское общество обретает силу и способность к развитию именно во взаимодействии (диалоге и партнерстве) или противостоянии (конфликте) с государством; это отнюдь не означает, что институты гражданского общества функционируют по своим законам, отличным и не зависящим от национальной системы законодательства, политического режима. Вместе с тем гражданское общество не может оставаться гражданским, если политическими методами в него не привносится порядок. Только государственная власть - государство, управляемое посредством легитимной верховной власти с помощью действующего в стране законодательства - может стать эффективной защитой от несправедливостей самого гражданского общества и синтезировать его частные интересы во всеобщее политическое сообщество.

Информация о работе Условия существования гражданского общества в России