Условия появления тоталитарных режимов в 20 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:28, реферат

Описание работы

Политический результат “большого скачка” - окончательное утверждение тоталитарного режима. Тоталитарный политический режим в СССР имел те же черты, которые присущи тоталитаризму вообще: отсутствие гражданского общества, монополия одной политической партии и одной идеологии, насилие как главное средство политики.

Работа содержит 1 файл

Условия появления тоталитарных режимов в 20 веке.docx

— 31.61 Кб (Скачать)

     РГПУ им. А.И.Герцена,ФФЧ

      2 курс, специальность – Культурология

     Артюхов Максим Игоревич 
 
 
 
 
 
 
 

     Условия появления тоталитарных режимов  в 20 веке 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Социально – политические истоки тоталитаризма 

     Политический  результат “большого скачка” - окончательное  утверждение тоталитарного режима. Тоталитарный политический режим в  СССР имел те же черты, которые присущи  тоталитаризму вообще: отсутствие гражданского общества, монополия одной политической партии и одной идеологии, насилие  как главное средство политики.

     Феномен тоталитаризма   стал одним  проявлением противоречивости развития мира в XX в. Тоталитаризм подверг величайшему испытанию либеральные ценности как основу западной, европейской цивилизации. Конфликт между тоталитаризмом и демократией стал действительно конфликтом века. Наиболее известными тоталитарными режимами были коммунистический в СССР и фашистский в Германии. Первый просуществовал 70 лет, а второй – 12.

     Для тоталитарных режимов характерна всеохватывающая  идеология, обращённая не к разуму, а к инстинктам, монолитная массовая партия как носитель этой идеологии  и одновременно безличная машина власти над всеми сферами жизни  общества; наделяемый сверхъестественными  способностями вождь; аппарат непрерывного массового террора.

     Тоталитарные  режимы отрицали представительскую  демократию, либерализм, гуманистические  ценности. Тоталитаризм отрицал абсолютную ценность личности и рассматривал человека как момент в движении к некой  коллективной цели (Ф. Хайкер).

     Экономические истоки тоталитаризма кроются в  стремлении в экстремальных условиях решать экономические проблемы путём  централизации управления и контроля над народным хозяйством. Конкретно  исторические условия формирования тоталитарных режимов в тех или  иных странах различны,но между ними есть и общее. Тоталитарные режимы, как правило, возникали на почве нищеты, страданий, растерянности масс, были своеобразной реакцией на нестабильность выбитого из колеи “маленького человека”. Тоталитарные режимы создавались для достижения целей, вытекающих из определённых идеологических установок, были результатом социальной инженерии, социального моделирования.

     Тоталитаризм  представляет собой как бы обратную сторону прогресса цивилизации:

     1. индустриализация, научно-технические  перевороты подрывают натуральное  хозяйство с присущим ему консерватизмом  жизненного уклада, ведут к значительному  росту социальной мобильности,  увеличению численности маргиналов. А это, в свою очередь, сопровождается  усилением социальной и политической  нестабильности в обществе;

     2. вера во всесилие разума, его  безграничные возможности (подкрепляемая  величайшими научно-техническими  изобретениями эпохи индустриальной  цивилизации) порождает идеи реконструкции  общества по образу индустриального  производства (фабрики, подчинённые  единой воле руководителя);

     3. индустриальная цивилизация создаёт  и инструментарий для широкого  распространения идей социального  моделирования - средства массовой  информации, партийные системы и  т.п.;

     4. первая мировая война - детище XX века - показала возможность концентрации  ресурсов в руках государства,  милитаризации экономики и, таким  образом, управления всеми социально-политическими  процессами.

     Как видно, тоталитаризм XX в. (государственный  строй, осуществляющий полный, тотальный  контроль над всеми областями  общественной жизни) - явление, в значительной мере порождённое индустриальной цивилизацией, точнее, особенностями её становления  в отдельных обществах. Ибо, по мнению многих учёных, зрелое индустриальное общество (а это интеллектуализация и индивидуализация трудовой деятельности, развитие такой сферы, как производство знаний, замена “армии наёмного труда” автоматикой и т.п.) в принципе несовместимо с тоталитаризмом.

     Экономической основой тоталитарного режима в  СССР стало полное - с ликвидацией  частных хозяйств - огосударствление собственности. Монополия госсобственности, ликвидировав рыночные отношения и  заменив их распределительными, повлекла за собой складывание мощного  социального слоя, выполняющего распределительные  функции, - номенклатуры.

     Вопрос  об истоках тоталитарного режима в СССР до сих пор остается дискуссионным. Конечно, дорогу к нему торили марксистские доктринальные установки - диктатура  пролетариата (насилие одного класса над другим), ликвидация частной  собственности. Но дело, видимо, не только в социальной инженерии большевиков - трудно предположить подобный социальный эксперимент, например, в США.

     Утверждение в конце 20-х - начале 30-х гг. тоталитарного  режима в СССР в значительной мере опиралось на тоталитарные тенденции  в развитии российского государства  в предшествующие периоды, особенно со II половины XIX в., отсутствие прочных традиций демократии в России. Т.е. почва для тоталитаризма подготавливалась и в историческом прошлом.

     При рассмотрении обстоятельств, приведших  к утверждению тоталитаризма  в СССР, следует также иметь  в виду те социальные процессы, которые  происходили в стране. Это была очередная - не первая! - ломка хозяйственных  структур, сопровождавшаяся гигантской маргинализацией общества, ломкой стереотипов сознания. По данным отечественного учёного и публициста О.Лациса, только в 1928 -1933 гг. в промышленность влилось 12,5 млн. человек, из них 8,5 - из деревни. Социально-психологическая характеристика маргиналов общеизвестна. Их настроения в значительной мере подпитывали сталинский “большой скачок”.

     У нас после смерти Сталина произошло  много перемен, но они были недостаточно кардинальны, и поэтому теперь, в  ходе «перестройки», мы все еще вынуждены  преодолевать наследие сталинского  «тоталитаризма». В сфере идей только теперь была наконец осознана необходимость плюрализма (многообразия) и возвращения к общечеловеческим ценностям. Инакомыслие из слова бранного стало словом хвалебным. Со временем, наверное, и у нас вполне утвердится мысль, что высшая ценность и главное богатство общества - это свободная человеческая личность. В экономической сфере уже осознана нерациональность и неэффективность полной централизации и административно-бюрократического планирования. Осознана и роль права, законности; реабилитировано понятие «правовое государство». Уже допущена определенная свобода информации. Происходят перемены и во взглядах на политические институты: растет понимание того, что наряду с общественным контролем за средствами производства необходим и общественный контроль за средствами власти, что бесконтрольная власть, какие бы благие цели она ни провозглашала, есть зло. Вряд ли кто-нибудь может предсказать, как будет развиваться наша страна в ближайшие годы и десятилетия, но хотелось бы надеяться, что возврат к «тоталитаризму» - и по объективным, и по субъективным причинам - невозможен. 

     2. Психологические истоки тоталитаризма 

     Постановка  и изучение проблемы психологического объяснения становления тоталитарных режимов, причин прихода к власти тоталитарных лидеров связано с  проведением исследований по психологии нацизма. Германия периода 20-х - 40-х гг. является одной из популярных среди американских психоисториков эпох. (В.Лэнгер, Г.Бичевский, П.Левенберг, Р.Бинион, П.Вэйт, Г.Гилберт). 

     Уже в первых исследованиях, посвященных  психологическому объяснению прихода  к власти Гитлера, причин его популярности признается необходимость изучения психологических характеристик  населения Германии, психологического анализа нацистской идеологии, социально-психологического анализа ситуаций общений “вождя” с массами (Ф.Нойман, Ф.Шуман, Г.Гилберт, Г.Бичевский).

     Например, в статье Э.Эриксона “Образ Гитлера и германский народ”, опубликованной в 1942 г. помимо психоаналитического описания личности Гитлера анализируются особенности психологического воздействия фюрера на массы, исследуется его влияние на различные социальные группы. Изучив материалы выступления Гитлера, а также, психологические характеристики его аудитории, Э.Эриксон выделяет четыре группы населения, испытавших идеологическое влияние Гитлера: 

     1. молодые преступники - рецидивисты, не слишком многочисленные, они были заместителями нацистских лидеров, они жили и умирали за порядок, который легализовал их тип и способствовал их процветанию;

     2. толпы, подчас хороших и дружелюбных  немцев, в которых никто не  заподозрил бы отравляющий комплекс  подавленного юношеского бунта:  Гитлер освободил их;

     3. массы ни хороших, ни плохих  людей, которые хотели хлеба  и зрелищ, слепо верили в догмат  подчинения. Когда этот мир потерпел  поражение  (имеется ввиду поражение  Германии в Первой мировой  войне, и поражение социалистической  революции 1918 - 1919 гг.), их революционная  энергия была парализована, они  не могли убивать аристократов, Гитлер дал им взаимен евреев (имеется ввиду направленность  агрессии в сторону от истинного  источника фрустрации, как правило в таких случаях массовая агрессия направляется политическими силами на группы населения, имеющие отличия от основной массы населения, например, этническое меньшинство);

     4. маленькая, но влиятельная группа, система ценностей членов которой  протестует против нацистского  спектакля. Однако ее представители  не осмеливаются поднять руку  на лидера, отождествляемого с  образом немецкого барона.

     Теоретическим результатом исследований, посвященных  психологии нацизма, является разработка американскими учеными концепции авторитарной личности и авторитарного характера, объясняющих индивидуальное и групповое поведение в условиях тоталитарного режима (Э.Фромм, Т.Адорно, Г.Дикс, Ю.Литвин, Е.Шилз и др.)

     В 1950 году выходит книга “Авторитарная  личность” Т.Адорно, Э.Френкеля - Брюнсвика, Д.Левинсона, посвященная конкретному эмпирическому исследованию социальных установок, выражающих позиции антисемитизма, этноцентризма, авторитаризма, являющихся свойствами авторитарной личности. В этом исследовании формируется гипотеза о “фашизоидном ” типе личности, характерном не только для нацистской Германии, но и для послевоенного периода.

По мнению авторов авторитарная личность характеризуется следующим комплексом свойств:

  • конвенционализм - или тщательное соблюдение принятых ценностей среднего класса;
  • авторитарное подчинение, некритичное отношении к авторитетам собственной группы;
  • авторитарная агрессивность в отношении тех , кто нарушает принятые нормы;
  • авторитарная оппозиция по отношению ко всему тому, что кажется субъективным, уязвимым и основано на воображении;
  • вера в предрассудки, мышление с помощью стереотипов, вера в мистическое предопределение собственной судьбыкульт силы и твердости, преувеличенная концентрация внимания на различиях между господством и подчинением, силой и слабостью;
  • деструктивность, цинизм, враждебность и неприязнь к людям;
  • проецирование собственных страхов на внешний мир, который в результате “наполняется “дикими и страшными вещами;

     преувеличенная  концентрация внимания на вопросах пола.

     Массовое  распространение идеи тоталитаризма, как правило, происходит посредством отдельных личностей, которые являются “эмоциональными лидерами” массовых движений. Именно в момент массовой психической эпидемии на первый план выдвигаются личности, способные быть выразителем массового состояния. К.Г.Юнг называет таких людей, реактивность которых имеет патологический характер, “латентными психотиками”: “Их душевное состояние соответствует коллективному возбуждению группы людей, охваченных эмоциональными предрассудками и фантастическими чаяниями. В этой среде они чувствуют себя на высоте, они знают язык таких состояний и умеют говорить на нем”. В такие моменты психопатизированные личности становятся вождями массовых движений и могут оказывать существенное влияние на массовое поведение. К.Г.Юнг приводит как пример феномена популярности Гитлера, объясняя его соответствием Гитлера массовой одержимости под действием бессознательных сил (архетипов): “В феномене современной Германии особенно впечатляет то, что человек, который сам по себе явно “одержим”, заразил весь народ до такой степени, что все пришло в движение навстречу неминуемой гибели”.

Информация о работе Условия появления тоталитарных режимов в 20 веке