Учение К.Маркса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:54, реферат

Описание работы

Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой.

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

     Развитию, популяризации и защите всех разделов марксистской теории были посвящены  произведения Энгельса: «Анти-Дюринг» (1876-78, Марксом была написана глава по истории политэкономии), «Развитие социализма от утопии к науке» (1880).; «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и т.д.

     Фридрих Энгельс много занимался совершенствованием материалистического понимания  истории. Создал трудовую теорию антропосоциогенеза, изложенную в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). В «Происхождении семьи, частной собственности и государства» (1884) исследовал проблемы развития и разложения первобытного общества, в ходе чего поставил вопрос о возможности рассмотрения естественного воспроизводства (воспроизводства человека) как одного из двух (наряду со способом производства материальных благ) факторов, определявших эволюцию первобытной общины. Детально разработал концепции становления и происхождения семьи, классов и государства. В цикле «Писем об историческом материализме» (к И. Блоху, Фр. Мерингу, К. Шмидту и др.) предложил более гибкую интерпретацию социальной философии марксизма, рассмотрев активность и относительную самостоятельность «надстройки» по отношению к «базису».

     Фридрих Энгельс реализовал материалистический метод в исследованиях истории различных эпох и народов: «Крестьянская война в Германии» (1850), «Революция и контрреволюция в Германии» (1851-52), «К истории первоначального христианства» (1894-95) и в рукописях «История Ирландии» (1870), «К истории древних германцев», «Марка», «Франкский период» (все три — 1881-82) и т. д., в анализе проблем внутренней и внешней политики различных государств — «К жилищному вопросу» (1872-73), «Прусская водка в немецком рейхстаге» (1876), «Иностранная политика русского царизма» (1890), «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (1894) и т. д.

     Фридрих Энгельс систематически занимался  историческими, теоретическими и техническими аспектами военного дела, что во многом было связано с предполагаемой им и Марксом близостью мировой пролетарской революции. Создал большой цикл статей, написанных в 1857-60 для «Новой Американской энциклопедии» («Армия», «Пехота», «Кавалерия», «Артиллерия», «Военно-морской флот», «Фортификация» и др.), работы «История винтовки» (1860-61), «Теория насилия» (три главы «Анти-Дюринга»), рукописи «Тактика пехоты и ее материальные основы. 1700-1870» (1877), «Роль насилия в истории» (1887-88) и т. д.

     Фридрих Энгельс написал также множество  статей, освещающих и анализирующих  ход многих войн — Крымской 1853-1856, франко-итало-австрийской 1859, Гражданской  войны в США 1861-1865, прусско-австрийской 1866, франко-прусской 1870 и др., революций  и восстаний. Исследовал состояние военного дела и вооруженных сил в различных европейских странах, военный аспект международных отношений: «По и Рейн» (1859), «Савойя, Ницца и Рейн» (1860), «Французская легкая пехота» (1860), «Английская армия» (1864), «Военный вопрос в Пруссии и немецкая рабочая партия» (1865)), «Может ли Европа разоружиться?» (1893) и др.

     Энгельс разработал концепцию обусловленности  военной сферы способом производства общества, что во многом проявляется  в детерминированности ее развитием  оружия и военной техники. Стратегия, тактика и оперативное искусство, другие аспекты военного дела определяются также обусловленными социально-экономическими отношениями формами общественного сознания — политикой, моралью, религией и т. д.

     Фридрих Энгельс полагал, что войны, милитаризм, гонка вооружений, обостряя противоречия буржуазного общества и создавая массовые армии, ведущие к вооружению народа, формируют предпосылки для социалистической революции. Сформулировал взгляд на восстание как на специфическое военно-политическое искусство. Предсказал Первую мировую войну, которая, как он полагал, повлечет за собой разорение европейских стран, социальные перевороты в них, поражение Германии и возвышение США.

     Ф. Энгельс стремился обобщить достижения современного ему естествознания и распространить диалектико-материалистический метод на познание природы. Основным результатом этих занятий была большая незавершенная рукопись «Диалектика природы» (написана в 1873-83, опубликована в 1925).

     Согласно  Энгельсу, «единство мира состоит в его материальности», а движение есть способ существования материи. Существуют пять форм ее движения — механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Пространство и время являются формами существования материи. Развивающийся мир (природа, общество, мышление) наиболее адекватно отражаются в законах (перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей) и категориях (сущность и явление, форма и содержание, случайность и необходимость и др.) материалистически переосмысленной диалектики Гегеля.

     Фридрих Энгельс критиковал естественные науки  и естествоиспытателей за преимущественно  позитивистскую ориентацию мышления с  характерными для него господством  эмпиризма и забвением теоретических  и философских проблем. Резко возражал агностицизму во всех его проявлениях; разрабатывал диалектико-материалистическую методологическую альтернативу идеалистическим, спиритуалистическим, метафизическим и вульгарно-материалистическим парадигмам. Считал неизбежным трансформирование философии в науку о мышлении.

     Энгельс владел 12 языками, читал на 20. Предметами его исследовательского интереса были не только основные современные европейские  и мертвые языки, но и древнегерманские, скандинавские, кельтско-ирландские, шотландский, голландский, фризский, румынский, польский, болгарский, сербский, чешский, русский, персидский и др. Изучение живых и мертвых языков было для Энгельса необходимым подспорьем для его исследований по первобытной, древней и средневековой истории, а также для общения с учеными, единомышленниками и для руководства международным рабочим и социал-демократическим движением. Имел обыкновение, ведя корреспонденцию, писать на родном языке адресата.

     Фридрих характеризовал русский язык как  «один из самых сильных и самых богатых из живых языков». Был хорошо знаком с русской художественной и научной литературой, высоко ценя в особенности Александра Пушкина, Николая Чернышевского, Добролюбова (сопоставлял его с Лессингом и Дидро) и др. Сделал частичный (15 строф) перевод «Евгения Онегина» на немецкий язык.

     Фридрих Энгельс рассматривал язык как одну из сторон естественноисторической практики общества, полагал его находящимся в тесной связи с историей народа, литературой, культурой, считал язык обусловленным в конечном итоге развитием способа производства. 

          3.Исторические условия возникновения марксизма 

     Марксизм  возник в 40-х годах XIX века. В это  время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма  породивших потребность в создании научной теории.

     Доктор  философии Карл Маркс (1818 – 1883) и  немецкий предприниматель 
Фридрих Энгельс ( 1820 – 1895 ) разрешили задачу следующим образом : сформулировав радикальную научную коммунистическую теорию они вооружили рабочий класс революционной идеей. Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли.

     Важным  этапом развития капиталистической  экономики был промышленный переворот , наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX века. Он ознаменовал небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное развитие производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры к фабричной системе , основанной на широком применении машинной техники. 
Обусловив утверждение капиталистических производственных отношений. Важной исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство , что капитализм одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы , уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предыдущим способом производства , но также и противоречивость своего развития , все большее нарастание конфликта между трудом и капиталом.

     Промышленный  переворот , осуществившийся вначале  в Англии , а затем и в других странах Западной Европы , создал качественно новую основу для развития производственных сил и , следовательно , реальную перспективу резкого увеличения после социальной революции производства материальных благ для трудящихся , и увеличения свободного времени – основы всестороннего развития всех членов будущего свободного от эксплуатации общества. В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная общественная сила. Широко известны проявления активной революционной роли рабочего класса в 1831 – 1834 годах, а также чартистское движение 30 – 40-х годов в Англии.

     То  обстоятельство , что развитие капитализма  в Германии в этот период сочеталось с сохранением значительного  проявления феодальных отношений , придало этим восстаниям особо важную роль. Это явилось свидетельством того 
, что в условиях назревавшей в этой стране буржуазно – демократической революции пролетариат становился ее главной движущей силой. Острота классовых противоречий в Германии 40–х годов во многом благоприятствовала тому , что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране.
 

     4. Материалистическое понимание истории  

     Учение, разработанное Карлом Марксом совместно  с Фридрихом Энгельсом , представляло собой целостное мировоззрение, стройную систему философских взглядов.

     Проанализировав западноевропейский капитализм на его  индустриальном этапе развития, процесс  все большего углубления противоречий между производительными силами и производственными отношениями , между общественным характером производства и частнособственническим присвоением их результатов , он сформулировал материалистическое понимание истории , теорию прибавочной стоимости и политическую концепцию диктатуры пролетариата. Выделив производственные отношения как основные , такие , что определяют комплекс общественных отношений , он утверждал , что в истории решающую роль играют народные массы , что капитализм имеет переходное значение в истории , поэтому его должен заменить новый коммунистический строй , который является неизбежным и закономерным результатом революционного решения противоречий капитализма .

     В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение  существующего миропорядка. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности, который, как отмечал впоследствии Ф. Энгельс, необходимо следует за развитием крупной промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением — призвание пролетариата; уничтожение частной собственности — путь к освобождению. 
Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества.

     К. Маркс исходил из того , что государство  и право в развитии общества есть продукт материальных отношений , это  было совершено новой позицией относительно теорий природного права и общественного договора тех времен.

     В чем же состояла принципиальная новизна  идей Маркса? Как неоднократно поясняли основоположники марксизма, домарксовский  философский материализм (в том  числе и фейербаховский) ограничивался  констатацией зависимости человека, ею практической и познавательной деятельности от природы. Человек есть часть природы, «живет природой» и потому не является нейтральным носителем «чистого самосознания», или «духа» В «Экономическо- философских рукописях 1844 года» Маркс неоднократно возвращался к мысли об общественной! (социальной) сущности человека. Развитие этой мысли, определив направление, в котором Маркс преобразовывает материализм. Уже в «Тезисах о Фейербахе» (1845) утверждается, что жизнь людей, в которой и обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический характер. Человек не просто «находится» в природе, а практически преобразовывает, изменяет ее. Еще раньше, как мы помним, Маркс заключил, что трудовая деятельность — родовая для человека, то есть подлинно человеческая. В обществе отчуждения она извращена, перевернута, искажена. 
Отчужденный труд является проклятием, утратой человеческой сущности.

     Основная  идея социально – политических взглядов К. Маркса была в том, что в результате внутреннего развития капитализма будут разрушены узкие рамки классовых и национальных отношений , создадутся условия для раскрепощения человека. Продвижение к освобождению человека осуществляется через классовую борьбу и революцию , уничтожение одного класса другим , через установление власти рабочего класса , что остаточно приведет к исчезновению деление общества на социальные классы и возникновению однородного , социально справедливого общества.

     Проблема  освобождения человека , формирование целостного , гармонического , всесторонне развитого человека – главная идея К. Маркса. 
Уже в своих ранних трудах Маркс писал про необходимость установления принципиально нового общественного строя , который бы сделал исходящим моментом развития именно человека.

     Чтобы лучше понять суть марксистской политической концепции , необходимо глубже присмотреться к научным работам К. Маркса. 

     5.Политическая концепция К. Маркса 

     Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получения степени  доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защиту интересов «бедной, политически и социально обездоленной массы...».

     Начиная еще с 1842 года, он изучает новое для Германии общественное движение — социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социалистической и коммунистической традицией Франции и Англии, анализирует первые выступления немецких социалистов и коммунистов.

     Первая  попытка разработки целостного мировоззрения  осуществлялась 
Марксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно и результатом была именно философская концепция. Она была создана тогда же, летом 1844 года. К сожалению, рукописи Маркса были опубликованы только в 
1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года». 
Основное в работе — идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего.

     Учение  об отчуждении и присвоении человеком  собственной сущности, то есть об экономических  причинах и возможностях устранения эксплуатации и порабощения людей, явилось огромным шагом на пути создания целостного мировоззрения. Однако перспективы будущего, а также история общества были нарисованы в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» в обобщенной, абстрактно-образной философской форме. А именно, почти не просматривался практический «путь к будущему» и не объясненным оставался «путь из прошлого» — причины, механизмы , источники отчужденного труда. Получалось, что для практической реализации идеалов, ярко и полно намеченных в философской картине «целостного человека», недоставало подлинной научной основы понимания того, каким образом эти идеалы достижимы.

Информация о работе Учение К.Маркса