Тоталитарный режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

И соответствии с логикой тоталитарной системы всеобъемлющая идеологизация обществ дополняется его тоталитарной политизацией, ги-пертрофированным аппаратом власти, ее проникновением во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным га-рантом идеологического контроля над населением.

Работа содержит 1 файл

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Вынужденный переход к нэпу свидетельствовал о признании неготовности России быстро построить социализм и достичь этой цели одним скачком. Однако нэп оказался недолговечен. Развитие товарно-денежных отношений и связанная с ним демократизация общества начали понемногу лишать власть ореола святости и подтачивать таким образом основы тоталитаризма. Уже к началу 30-х годов побеждает курс на реанимацию «военного коммунизма». В области экономики это означало победу идеи единого экономического уклада. Личность в стране полностью утратила экономическую свободу и на всю жизнь попала в зависимость от государства, олицетворявшегося в лице партийно-бюрократического аппарата. Восторжествовала политика материальной уравниловки.

Третий  этап тоталитаризма  в области экономики  характеризуется  достижением высшей степени насилия, и общество начинает закосневать и стагнировать. Однако ускоренное развитие современного мира, прогрессирующая взаимозависимость стран ведут к тому, что стагнация практически сразу начинает рассматриваться как деградация. Но власти, которые объявили нашу страну «маяком всего человечества», были не в силах смириться с ситуацией экономической «гонки без развития» с упором на чисто количественные показатели, что фактически отбрасывало страну еще дальше от передовых стран.

После отказа от насильственных методов управления руководители СССР с целью «уравновешивания общества» начинают «развинчивать гайки». Но так как не произошло отхода от существа тоталитарной системы, этот процесс мог идти только в одном направлении, в сторону ослабления контроля над работой и дисциплиной.

Фактически  складывается новый  механизм принуждения  личности: люди искусственно принуждаются к «ничего  неделанию», а те, кто не избавился  от иллюзий и не согласен с порочной формулой «ты делаешь  вид, что работаешь, мы делаем вид, что  платим», постепенно склоняются к алкоголизму, «уходят» в восточные верования, наркоманию и т. п. Серьезное же недовольство управленцами рассматривается как антисистемная, «антисоветская» деятельность. Создается порочный круг, выхода из которого нет.

Литература

1. Агаев С.Л. Гитлеризм,  сталинизм, тоталитаризм: реальности и понятия. //Полис-1995-№3-С.2-5

2. Вятр Е. Лекции  по политологии.  Т 1. Типология  политических режимов. - М.:Инфра-М,2001

3. Гаджиев К.С. Введение  в политическую  науку. Учебник  для ВУЗов. - М.: логос,1997г. -461с.

4. Игрицкий Ю.И. Тоталитаризм  вчера, сегодня,…  завтра? //Полис- 1998- №4 -С.5-9

5. Кравченко А.И.  Обществознание. - М.: Русское слово, 2003

6. Основы политологии. /Под  ред. В Л.Пугачева. - М.: Инфра-М, 2002

7. Политология вчера  и сегодня. / Под ред. Г.И. Иванова - М.: изд-во МГУ, 2000

8. Семыкина Т. В.  Политические режимы. - М.: Приор, 2004 
 
 
 

Содержание

Введение ……………………………………………………..……..3

1. Классификация  политических систем……………….…..……4

2. Понятие политического  режима……………………………… 5

3. Тоталитарный  политический режим. …………………..…….5

4. Демократический  политический режим………..……………  8

5. Проблема власти  в современной России…………….………10

6. Политическая  система в современной России. ……….……11

Заключение. ……………………………………………………….13

Список литературы. ………………………………………………14

Введение

Одной из доминирующих тенденций в истории человечества на всем протяжении его развития была борьба двух противоположных начал  “демократии и тирании”. Этот процесс  не обязательно имеет революционный  характер, но может происходить эволюционно, путем органического перерастания одной формы в другую, ибо, в сущности, они не являются противоположными. Более того, судьба всякой последовательной демократии, как считают ее оппоненты, а именно в том и состоит, что она перерождается в диктатуру, постепенно развивая имманентно заложенные в ней принципы. Природа этого перехода, столь часто происходившего в XX веке, на исходе нынешнего столетия указывает правомерность самой постановки проблемы отношения демократии и тирании как главного вопроса нашего времени, как заслуживающего особого внимания и объяснения. Каким образом демократические преобразования, часто предпринимавшиеся с самыми лучшими намерениями, оказывались источником более авторитарного правления, нежели то, с которым они боролись? Каким образом реализация идеалов гуманистической мысли прошлого имела своим результатом разрушение самих этих идеалов?

Теория политических режимов сложилась в середине ХХ века. Одним из ее постулатов был  тезис К. Фридриха и З. Бжезинского  о неспособности тоталитарных режимов к трансформации и их обреченность на гибель. Вместе с тем отечественные политологи полагают, что в современном мире существует тоталитарная тенденция в общественном развитии, в том числе, благодаря демократии, которая создает равные шансы всем участникам политического процесса.

Учитывая опасности, которые исходят от тоталитаризма  в современном обществе, следует  отметить, что в развитии человечества определяются более мощные демократические  тенденции. Они отвечают потребностям глобального перехода к информационно - коммуникативному обществу.

1. Классификация политических  систем.

Изучение политической системы включает в себя не только выявление существенных признаков, общих черт, но также анализ различий, индивидуальных особенностей политической системы, развивающихся в конкретно - исторических условиях. Для этого рассмотрим классификацию политических систем.

Типология систем, созданная на основе марксистского  подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально - экономической структуры. Соответственно, выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Отличительной особенностью данной типологии является довольно жесткая противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.

Достаточно распространенная классификация политических систем на традиционные, в их основе лежит  неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей. И модернизированные, в них существуют развитое гражданское общество и диверсификация политических ролей обоснования власти.

Типология, предложенная Г. Алмондом, опирается на различные  политические культуры с выделением 4 - х типов: англо - американской, континентально - европейской, доиндустриальной, тоталитарной политических систем.

Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, автократические  и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим как совокупность средств  и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества и личности.

Многообразие  типологий политической системы  свидетельствует о многомерности  политического мира, о возможности  анализа с позиции самых разных критериев, что делает познание политических явлений более глубоким и разносторонним.

3. Тоталитарный политический  режим.

Исследователи тоталитаризма едины в том, что  в многообразии причин его становления  важную роль играет кризисное состояние  общества, ухудшение условий жизни  значительной части общества. В числе  основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, резко расширившую возможность СМИ в формировании массового сознания и обеспечении контроля над ним.

Через средства массовой информации тоталитарные режимы осуществляют главным образом распространение и внедрение различного рода политических мифов и стереотипов. Наиболее типичным при этом являются следующие два. Во-первых, миф о явном превосходстве данной общественной системы над всеми другими прошлыми и настоящими общественными системы как в экономическом и социальном, так в политическом и в духовном отношениях. И, во-вторых, миф о ее особом предназначении в современном и будущем мире, состоящем в том, чтобы установить если и не "царство божье", то, по меньшей мере, "идеальное общество" на земле. Для обоснования указанных мифов средства массовой информации наделяются фактически правом полной свободы в выборе аргументации, даже если эта аргументация противоречит здравому смыслу.

Какими бы путями ни происходила трансформация тоталитарных режимов в демократические, перед ними неизбежно встают следующие проблемы. Во-первых, это проблема экономическая, связанная с постепенным вхождением в систему новых хозяйственных отношений. Во-вторых, это проблема социальная, требующая от реформаторов всестороннего учета социально-групповых, этнических, национальных и прочих интересов людей. В-третьих, проблема государственно-правовая, заключающаяся в разумном разделении власти, как по вертикали, так и по горизонтали. И, в-четвертых, проблема теоретико-идеологическая, суть которой состоит не только в готовности организованных сил разрушить старую общественную систему, но и в умении построить новую систему, основанную на исторической преемственности и творческом развитии.

Заключение

Итак, из данной работы понятно, что демократия и  тоталитаризм абсолютно противоположны. Вот их основные отличия: во-первых, тоталитаризм - это диктатура государства, а демократия - народовластие. Во-вторых, тоталитаризм связан с утопической идеей и претендует на вечное существование, а демократия подразумевает идеальное государство. В-третьих, при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль над обществом, при демократии существует равноправие и суверенитет народа.

Подлинная демократия наступает тогда, когда граждане обладают не только политическими, но и социально-экономическими правами. К числу важнейших прав личности относится право на труд и свободный выбор работы и профессии.

Демократизация  же и современная демократия по своей  сути есть соединение всех возможных и так или иначе испытанных форм политического опосредования действий и форм организации. Эту идею несколько парадоксально заострил У. Черчилль, выступая в британском парламенте 11 ноября 1947 года. "Демократия, - сказал он, - самая плохая форма правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергались проверке". Демократия плоха своей всеядностью (плюрализмом, толерантностью). Это влечет множество неизбежных издержек, например, многократное дублирование функций, проработку множества альтернатив и т.п. В результате система по определению не может быть достаточно эффективной для того, скажем, чтобы "догнать и перегнать" или "осуществить радикальную реформу", за пару лет втиснув страну в рамки капитализма образца К.Маркса. Для эффективного решения таких задач как раз и годится тоталитаризм.

Список  литературы

1. Буренко В.  И. Шпаргалка по политологии:  учебное пособие. - М.: Издательство  «Экзамен», 2006. - 48 с.

2. Каменская  Е. Н. Политология: Учебное пособие. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 304 с.

3. Политология:  Учебное пособие для вузов/Научный  редактор А. А. Радугин. - 2-е  изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2000. - 336 с.

4. Советский  энциклопедический словарь/Гл. редактор  А. М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 1600 с., ил.

 

Информация о работе Тоталитарный режим