Тоталитарный политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 23:28, контрольная работа

Описание работы

В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
1. Сущность, истоки и исторические условия формирования политического тоталитаризма. Основные признаки тоталитарного режима………………………………………………...…………… 4
2. Проблемы перехода от тоталитаризма к демократии. Концепция политической модернизации. …………………………………… 10
3. Сравнение основных типов политических режимов (таблица).. 13
Заключение………………………………………………………………… 15
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

моя.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Тоталитаризм и демократия являются принципиально несовместимыми по определению, отсюда и трудности перехода от одного типа политического режима к другому, прямо противоположному.

С точки зрения теории модернизации целью политического развития является формирование нового типа взаимодействия власти и общества, создание социальных и политических механизмов, позволяющих большей части населения влиять на принятие основных решений.

Понятие «модернизация» используется в западной социологии для характеристики как социально-экономического, так и в целом общественного развития. Необходимо учитывать, что термин модернизация собирательный: он отражает, во-первых, различные ступени развития современного индустриального общества, начиная с эпохи первой промышленной революции; во-вторых, процесс превращения развивающихся стран из традиционных (или аграрных) в промышленно развитые.

Возникновение концепций политической модернизации относится                   к 50-м годам, когда встала проблема разработки политики Запада по отношению к развивающимся странам. Её основой послужила теория модернизации, которая определила: а) направление развития: от традиционного общества к рациональному; б) пути реализации этого направления: научно-технический прогресс, социально-структурные изменения, преобразования нормативных и ценностных систем. Была создана общая модель глобального процесса цивилизации. Наиболее известными представителями теорий политической модернизации являются Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, С.Хантингтон, Д.Дарендорф, Р.Даль.

Выделяя стержневое направление в рамках общей модели глобального процесса, теория модернизации учитывает специфику его проявления в различных социально-политических условиях. Эта дифференциация нашла отражение в обосновании двух типов модернизации: оригинальная модернизация – она присуща странам, которые совершают переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов;  вторичная (отраженная) – она свойственна странам, которые отстали в своем развитии и совершают «осовременивание» вдогонку.

Для обозначения ослабления способности государства проводить свою политику используется понятие кризис регулирования конфликтов, или кризис проникновения.

Итак, политическая модернизация – это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических факторов.

В заключении следует отметить, что выделяют 4 вида перехода от тоталитаризма к демократии:

1.             навязанные переходы, которые носят ярко выраженный элитный характер;

2.             пактовый переход, также элитный в своей основе, но отличающийся тем, что не навязывается одной из группировок политической элиты, а выступает как результат многостороннего элитного соглашения;

3.             реформа, на протяжении которой активными участниками политического процесса наряду с элитами выступают массы;

4.             революция, т.е. насильственное ниспровержение прежнего авторитарного режима с активным участием массовых социальных слоев.

Сегодня, когда международная ситуация формируется, прежде всего, под влиянием распада коммунистических режимов в Советском Союзе и Восточной Европе, проблемы политического перехода все заметнее выдвигаются в центр внимания политологии.

 


3.      Сравнение основных типов политических режимов по следующим критериям

Критерии

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Роль государства

Государство стремится                         к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни,                               к всеохватывающей власти

Государство устанавливает жесткий контроль за политической сферой, но при этом не вмешивается                     во внеполитические сферы жизни

Общество контролирует власть во всех её проявлениях, государство в свою очередь регулирует соблюдение прав и свобод граждан

Характер партийной системы

Господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государст­вом, во главе с харизматическим лидером-демократом. Обожествление лидера, его пожизненная несменяемость запрет оппозиционно настроенных сил

 

При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, но лишь при условии                            их подконтрольности властям

Многопартийная политическая система, в рамках которой каждая политическая партия равноправна

Развитость гражданского общества

При тоталитаризме начавшее формироваться гражданское общество

полностью подчинено власти

Государство не очень интенсивно вмешивается в жизнь гражданского общества, хотя и держит его под  контролем; гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство.

Развитое гражданское общество, признание народа в качестве субъекта власти

Соблюдение прав и свобод человека

Доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства.

Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям, но он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. Законы на стороне государства, а не личности. Политические права и свободы граждан ограничены.

Государство гарантирует основные права и свободы человека

Отношение к рыночным экономическим механизмам

Командно-административная система управления экономикой, практически полное огосударствление экономики

Ограниченное вмешательство                 в экономику, хотя имеется возможность влиять и на стратегию экономического развития,                        не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования

Рыночная экономика, ограничение вмешательства государства                       в деятельность экономических субъектов

Идеологическая ситуация

Функционирует официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения.

Принудительная идеологизация всех сторон общественной жизни

 

Политический лидер определяет идеологию. Доминирует официальная идеология, но допускаются и другие идейные течения. Культ личности вождя, который и определяет идеологию.

Диалог народа с властью, политический плюрализм (от лат. разные мнения)

 

 

 


Заключение

Тоталитарный режим чаще возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.

Носителями мифологии тоталитаризма являются люди как принадлежащие, так и не принадлежащие к властной элите. Основными элементами тоталитарной картины мира являются:

1. Вера в простоту мира — это центральная характеристика тоталитарного сознания. Вера в «простой мир» не позволяет почувствовать ни собственную индивидуальность, ни индивидуальность близкого человека. Эта вера приводит к распространению негативной установки по отношению к знанию вообще и к интеллигенции как его носителю в частности. Если мир прост и понятен, то вся работа ученых является бессмысленной тратой народных денег, а их открытия и выводы — лишь попытка заморочить людям голову. Иллюзия простоты создает и иллюзию всемогущества: любая проблема может быть решена, достаточно отдать верные приказы.

2. Вера в неизменный мир. Все элементы общественной жизни — лидеры, институты, структуры, нормы, стили — воспринимаются как застывшие в неподвижности. Новации быта и культуры игнорируются до тех пор, пока не будут импортированы в таких количествах, что станут восприниматься как давно известные. Изобретения не используются, открытия засекречиваются. Вера в неизменность мира влечет недоверие к переменам.

3. Вера в справедливый мир. Царство справедливости осуществляется в каждом тоталитарном режиме. Коммунизма еще нет — построить его мешает окружение, но социальная справедливость уже достигнута. Озабоченность людей справедливостью по своей силе и всеобщности трудно сравнить с каким-нибудь другим человеческим мотивом. Именем справедливости совершались самые добрые и самые чудовищные дела.

4. Вера в чудесные свойства мира. В ней проявляется оторванность тоталитарного сознания от реальности. Осуществляя индустриализацию, власть была заинтересована в создании культа техники. Чудесам прогресса придавались магические свойства. Однако кредит этой веры не бесконечен. Вот уже трактора есть в каждом колхозе, а изобилия не видно. Власти приходится обещать новые чудеса.

Мы застали этап перерождения веры, когда уже и власть, и техника, и официальная культура не только потеряли свою чудотворную силу, но вообще перестали привлекать к себе внимание и надежды. Распад тоталитарного сознания в брежневскую и постбрежневскую эпоху был отмечен необыкновенным расцветом иррациональных верований.
Список использованной литературы

1.      Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М.: ЦентрКом, 1996.

2.      Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990.

3.      Громыко А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. – М.: Прометей, 2003.

4.      Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2003.

5.      Работяжев Н.В., Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма: политическая теория и исторические метаморфозы. – М.: Наука, 2005.

6.      Семенихин И.А. Российский тоталитаризм: социально-философский анализ. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.

7.      Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма в политической мысли России и Запада. – М.: ИМЭМО, 1997.

8.      Тоталитаризм в Европе ХХ в. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. – М.: Памятники ист. мысли, 1996.

9.      Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М.: Фирма «Интерпракс», 1995.

 

 

 

 

 

3

 



Информация о работе Тоталитарный политический режим