Тоталитаризм как политический режим: прошлое, настоящее и будущее

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Политический режим включает в себя как политические институты, так и методы осуществления государственной власти; объем прав и свобод человека; методы выработки политических решений; характер взаимоотношений между государством и гражданским обществом. Наряду с этим режим указывает на социальную природу власти: положение личности в обществе, какие группы господствующего класса находятся у власти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.

Содержание

Введение
1. Прошлое тоталитарного режима
1.1 Истоки тоталитарного режима и основные разновидности
1.2 Предпосылки установления тоталитарных режимов
2. Настоящее тоталитарного режима
2.1 Содержание тоталитарного общества и структура власти
2.2 Тоталитарные системы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ Прошлое и настоящее тоталитарного режима.doc

— 90.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тоталитаризм  как политический режим: прошлое, настоящее  и будущее 

 

      Содержание 

Введение 

1. Прошлое  тоталитарного режима 

1.1 Истоки  тоталитарного режима и основные  разновидности 

1.2 Предпосылки  установления тоталитарных режимов 

2. Настоящее  тоталитарного режима

2.1 Содержание  тоталитарного общества и структура  власти 

2.2 Тоталитарные  системы 

Заключение 

Список  использованной литературы  

 

      Введение 

     Политический  режим включает в себя как политические институты, так и методы осуществления  государственной власти; объем прав и свобод человека; методы выработки политических решений; характер взаимоотношений между государством и гражданским обществом. Наряду с этим режим указывает на социальную природу власти: положение личности в обществе, какие группы господствующего класса находятся у власти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.

     Исследование  политического режима позволяет  составить реальное представление  о политической власти в конкретной стране в определенный период времени. Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких понятиях как демократия, авторитаризм и тоталитаризм.

     Тоталитаризм  — это феномен XX в. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации.

     Исходя  из этого, основная цель контрольной  работы – изучить прошлое и  настоящее тоталитарного режима. При этом в работе раскрываются следующие  задачи:

     -выявить  истоки тоталитарного режима;

     -отразить  сущность и признаки тоталитарного  режима;

     -охарактеризовать  тоталитарное общество и систему;

     -сделать  соответствующие выводы по теме.

     При написании работы была использована монографическая, учебная и периодическая  литература. 

 

      1. Прошлое тоталитарного  режима 

     1.1 Истоки тоталитарного  режима и основные  разновидности 

     Тоталитаризм  — это политический режим, в котором  осуществляются полный контроль и жесткая  регламентация со стороны государства  всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающиеся преимущественно силовыми средствами, в том числе средствами вооруженного насилия. С этой точки зрения тоталитаризм можно рассматривать как определенную форму диктатуры - режима правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых.

     Диктатура возникла давно и имела множество  исторических форм. Первоначально в  республиканском Риме (V—I вв. до н. э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное лицо, назначаемый на срок не более шести месяцев для организации защиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан в своих полномочиях и сроках пребывания у власти правовыми нормами. Однако постепенно характер диктатуры менялся. Во время наделения Юлия Цезаря диктаторскими полномочиями диктатор стал неподвластен праву, неподотчетен народу и изменял законы в своих интересах. В средние века разновидностью диктатуры выступает абсолютизм.

     Тоталитаризм  представляет собой специфическую  новую форму диктатуры, возникшую в XX веке. Одно из важнейших принципиальных отличий состоит в том, что если в прежних формах диктаторского режима власть основывалась на традиционных структурах и находилась по отношению к ним в подданническом положении. Каждый индивид был замкнут на традиционные общественные структуры: общину, семью, церковь и находил в них опору и поддержку. Тоталитаризм разрывает традиционную социальную ткань общества, выбивая индивида из традиционной социальной сферы, лишая его привычных социальных связей и заменяя общественные структуры и связи новыми.

     Социальной  базой тоталитаризма являются маргинальные социальные группы: люмпен-пролетариат, люмпен-интеллигенция города и люмпенизированное крестьянство. Для этих маргинальных групп характерны социальная аморфность, дезорганизованность, непримиримость, ненависть к стабильным, добившимся успеха в жизни социальным слоям общества. Исследователи выдвигают ряд основных причин возникновения тоталитарного режима:

     Первая  половина XX века характеризуется тем, что во многих странах развертывается процесс конвертной индустриализации, который неизбежно ведет к ломке прежнего уклада жизни, социальных связей, ломке старых стереотипов, массовая культура становится главной опорой для человека, утратившего связь с традиционной патриархальной жизнью города и деревни.

     Растущее  разделение и специализация индустриального  труда разрушили традиционные формы  жизни и сделали личность беззащитной  перед миром рыночной стихии и  конкуренции. Усложнение социальных отношений  потребовало усиления роли государства как универсального регулятора и организатора взаимодействия индивидов. Во многих странах государство потеснило гражданское общество. Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обусловило также создание разветвленной системы массовых коммуникаций. Возникли технические возможности для идеологического и политического контроля, за личностью.

     Все это — общие объективные социально-экономические  и технологические предпосылки  возникновения тоталитаризма. Эти  предпосылки могут быть реализованы лишь при определенных политических и культурных предпосылках. Опыт показывает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают при чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обществе, глубокого кризиса, охватившего все стороны жизни, при необходимости решения стратегической задачи, исключительно важной для страны. Тяжелейшее экономическое и социальное положение, которое сложилось в большинстве стран Европы после первой мировой войны, прошедшие в этих странах революции создали экстремальную ситуацию, которая сформировала предпосылки для установления тоталитарных политических режимов.

     Следует подчеркнуть, что объективные предпосылки  для формирования тоталитарных политических режимов в первой половине XX века существовали во многих странах мира. Но там, где были крепки традиции, развита демократическая культура, государство лишь потеснило гражданское общество, но не ликвидировало его институты и организации, оно не стремилось монополизировать свою власть. Ярким примером, как ответило общество с глубокими демократическими традициями на вызов времени в 30- - 40-х годах, является «новый курс» президента Ф. Рузвельта. Противоположная реакция была в странах, не имевших демократических традиций и развитых институтов гражданского общества, являются Германия и Россия (СССР). Именно в этих странах в 30-х — 40-х годах установились тоталитарные режимы.

     Формированию  тоталитаризма в немалой степени  способствует выход на политическую авансцену массовых движений, которые, разрушая прежние политические институты, создают «поле» для становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцами» являются самые широкие народные массы, против которых он оборачивается.

     Духовными истоками тоталитаризма являются различные концепции «общей воли», которая должна воплотиться в одном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам человека, хилиастические утопии о построении нового общества.

     Термин  «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 г. газета «Тайме» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализма».

     В 1956 г. два американских политолога —  К. Фридрих и 3. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима.

     1. Однопартийная система.

     2. Наличие официально господствующей  идеологии.

     3. Монополия на средства массовой  информации.

     4. Монополия на все виды вооруженной  борьбы.

     5. Система террористического полицейского  контроля.

     6. Система централизованного контроля и управления экономикой.

     Среди перечисленных признаков наибольшее значение имеют первые два — официальная  идеология и монополия единой массовой партии на власть. Тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.

     Принято выделять две разновидности тоталитаризма  — «левый» и «правый». «Левый»  тоталитаризм основывался на идеологии  марксизма-ленинизма, утверждающей: возможность  построения коммунистического общества, в котором будут полностью  удовлетворяться потребности всех индивидов; необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; ведущую роль пролетариата; необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; возможность построения коммунизма в каждой стране.

     «Правый»  тоталитаризм в лице германского  фашизма основывался на идеологии  национал-социализма. Эта идеология  представляла собой смесь этатистских  и националистических лозунгов. Последние  опирались на расистские идеи Чемберлена о германцах, как ядре «высшей» арийской расы и утверждения Ж. Гобино о ее упадке, связанном с кровосмешением. Именно из этих постулатов родилась идея нацизма о превосходстве немецкой нации и стремление, к мировому господству. 

     1.2 Предпосылки установления  тоталитарных режимов 

     Вопрос  о корнях тоталитаризма является сложным. Исследователи не дают однозначного ответа на этот вопрос. Ниже приведены  наиболее типичные подходы, объясняющие  феномен тоталитаризма.

     Согласно  первой версии потенциальная возможность  тоталитаризма кроется в расширении функции государственного контроля и регулирования. Уже сам по себе госкапитализм, появившейся на рубеже ХIХ-ХХ вв., представлял собой авторитарную тенденцию. Если же процесс регулирования со стороны государства заходит достаточно далеко, то общество теряет способность к самоконтролю и обрекает себя на тоталитаризм.

     Среди других причин можно отметить концентрацию ресурсов в руках государства  в период Первой мировой войны, что  потенциально усилило возможности  государства в управлении другими общественными процессами.

     Тоталитаризм  выводится из победы тоталитарных идеологий. Духовную предпосылку подобных идеологий  ХХ в. исследователи пытаются вывести  из идей прошлого, в частности, из политической философии Платона, Т. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Гегеля. Устанавливается генетическая связь тоталитаризма с социалистической теорией К. Маркса и В.И. Ленина. "Вина" возлагается и на философию Просвещения XYIII в., которая, борясь с религией, создала культ разума и мифологизирована саму рациональность. Просветители обвиняются в том, что способствовали возникновению социальных утопий, претендующих на переустройство мира на началах здравого смысла и гармонии.

     Более распространен подход, выводящий  тоталитаризм из объективных тенденций  развития современной цивилизации, в частности, из ее технизации. Этот подход прослеживается в работах Н. Бердяева, который считал, что техническая эра, порожденная торжеством рационального мировоззрения, означала установление особого господства не только над природой, но и над человеком. По мысли философа, техника превращает целостного индивида в отдельную рабочую функцию, делает его поведение легко контролируемым и управляемым. Вслед за Н. Бердяевым ряд исследователей под техникой понимают не просто власть машин, а особый способ организации манипулирования людьми.

Информация о работе Тоталитаризм как политический режим: прошлое, настоящее и будущее