Типы избирательных систем. В чем заключаются основные тенденции развития российской избирательной (электоральной) системы за последнее д

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:20, реферат

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть типы избирательных систем.
Предмет исследования – типология. Объект исследования – избирательная система.
Задачи, поставленные в работе:
• рассмотреть сущность избирательной системы; • рассмотреть виды избирательных систем; • рассмотреть особенности избирательной системы РФ и основные тенденции развития российской электоральной системы.

Содержание

Введение 4
1. Понятие и сущность избирательной системы 6
2. Типы избирательных систем: базовые характеристики 10
3.Избирательная система: российская реальность 13
Заключение 16
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 88.50 Кб (Скачать)


 


 

       САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет международных отношений

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Политология»

на тему:

«Типы избирательных систем. В чем заключаются основные тенденции  развития российской избирательной (электоральной) системы за последнее десятилетие?»

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Санкт-Петербург

2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Заключение 

Список использованной  литературы 19

 

 

Введение

 

Избирательная система. Каково её предназначение? Каковы наиболее часто используемые типы электоральных систем и в чем заключаются их особенности? Значимость избирательной системы в политической жизни любого демократического государства неоспорима. Именно при помощи избирательной cиcтемы производится отбор и найм представителей политической элиты, руководителей высших постов в государстве, т.е. лиц, определяющих внутреннюю и внешнюю политику страны, оказывая неоценимое и обширное влияние на ее социальное и экономическое развитие. Избирательная система имеет прямое влияние как на качественные (уровень профессионализма, склонности), так и на количеcтвенные характеристики руководcтва страны, она выполняет роль ориентира для тех, кто желает сделать карьеру в политике. Методы взаимодействия политического деятеля с ниже- и вышестоящими коллегами, с госслужащими, с иной социальной базой зависят в том числе и от способа отбора в органы государственной власти.

 

Цель исследования – рассмотреть типы избирательных систем.

Предмет исследования – типология.

Объект исследования – избирательная система.

 

Задачи, поставленные в работе:

• рассмотреть сущность избирательной системы;

• рассмотреть виды избирательных систем;

• рассмотреть особенности избирательной системы РФ и основные тенденции развития российской электоральной системы. 

 

 

 

 

Исследование состоит из введения, трех глав, каждая из которых посвящена теоретическим или практическим аспектам изучаемой проблемы, заключения и списка использованной литературы.

Методологической базой  исследования являются исторический и  сравнительный методы, а также  методы анализа и синтеза.

Информационной базой  исследования являются  монографии, учебная литература, периодическая  литература, справочники.

 

1.  Понятие и сущность избирательной системы

 

Прежде чем исследовать типы и разновидности избирательных систем, следует разобраться непосредственно с определением избирательной системы. Ключевым элементом каждой избирательной системы является само понятие «выбор», а точнее - «выбор политический». Выбор - это предпочтение одного из вариантов при наличии альтернативных (обычно нескольких). В жизни нам практически постоянно приходится осуществлять выбор. Как спланировать выходные, что съесть на обед, какую рубашку надеть? – все мы ежедневно сталкиваемся с необходимостью подобного выбора, вся наша жизнь является чередой актов выбора, в каждом из которых мы сначала мысленно определяем, что в данном случае для нас лучше, а затем действуем соответственно принятому решению.

 

 

 Процедура бытового выбора настолько  доведена до автоматизма, что не всегда позволяет ощутить два важнейших  условия совершения этого акта: количество существующих альтернатив и их соразмерность. В теории во время обеда мы имеем выбор из практически безграничного множества вариантов (от филе цыпленка до жареных каштанов), но на самом деле таковых  гораздо меньше. Мы сравниваем альтернативы между собой по соотношению достоинств и недостатков. Этот метод не исключает ошибки и выбора не самого лучшего варианта (выбор зачастую осуществляется импульсивно, в последнюю секунду). Соразмерность подразумевает, что мы не станем выбирать: что лучше вареный картофель или вельветовый пиджак.

 

Схожим образом с основным понятием выбор В. С. Грехнев определяет понятие политический выбор. В своей работе1 он дает ему следующее определение: “политический выбор как предпочтение чего-то оптимального из ряда имеющихся возможностей представляет собой своеобразное звено между сознанием и действием, переход субъективного (стремлений) в объективное (актуализация, утверждение стремлений в одном из его вариантов)”. Но и в политике выбор далеко не всегда бывает рациональным. Некоторые исследователи полагают, что активный статус индивида в современном обществе приводит к предпочтению быстрым решениям, а не оптимальным.

Выбор имеет общий коллективный характер в социуме в целом, в  организациях, в местах объединения  людей. Он является суммой индивидуальных актов выбора представителей данного социума, поэтому носит название “выборы” (мн. ч.). Определение наилучшего варианта осуществляется путем применения  процедуры голосования, причем каждый из представителей коллектива может выбрать один из имеющихся вариантов или предложить собственный. Последняя возможность есть лишь  в немногих коллективах, при выборах в органы государственной власти граждане вынуждены ориентироваться на уже существующие альтернативы. Большое значение имеет механизм выдвижения альтернативных кандидатов, процесс их выдвижения. К несчастью, во время анализа избирательных систем этому часто не уделяется достаточно внимания, несмотря на то, что механизм этот чаще всего определен и формально задокументирован.

В мире существует два основных типа голосования: открытое и тайное. В первом случае можно проследить за тем, кто совершил какой выбор, а во втором  голосование происходит анонимно. При относительно крупных  выборах, таких как выборы кандидатов в местные и центральные органы публичной власти, чаще всего используется голосование при помощи избирательного бюллетеня, содержащего все возможные варианты, причем в некоторых случаях имеется возможность подать свой голос против всех имеющихся в списке кандидатов. Выборы в органы государственной власти в большинстве используют тайное голосование, т.е. голосующие граждане указывают на бюллетене каких-либо личных данных (исключение – США, Индия).

Для признания выборов  действительными требуется достижение минимальной явки избирателей (кворум). Это количество определяется сопоставлением со списком тех, кто имеет право голоса. В среднего размера организациях и организованных мероприятиях (собрания, конференции, съезды) кворум обычно определен в уставе и чаще всего равен 2/3 или 1/2  состава. В случае более масштабных выборов, такие как выборы в органы государственной власти РФ, кворум определяется федеральным законодательством или законодательством субъектов Федерации. В Федеральном законе “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” значится, что минимум явки составляет 25 процентов из списка избирателей2.

После завершения голосования  производится подсчет голосов. Если их количество достигает необходимого минимума, то происходит определение варианта, набравшего большинство голосов. Существуют три основных вида большинства:

- простое, в случае, когда кандидату (партии, политику, деятелю) для победы требуется набрать наибольшее количество голосов, обогнав таким образом все хотя бы на один голос каждый из остальных вариантов, включая опцию против всех;

- абсолютное, в случае, когда варианту для победы требуется набрать большее число голосов, чем сумма голосов за все остальные варианты;

-квалифицированное, когда  варианту для победы требуется набрать 2/3 (или более) голосов от общего числа голосов.

Так, в уставах некоторых общественных объединений значится, что для самороспуска требуется 2/3 голосов представителей при наличии кворума (чаще всего 2/3 от общего состава).  К примеру, для объявления импичмента Президенту РФ Государственной Думе, согласно ст. 93 Конституции РФ, потребовалось бы  2/3 голосов от списочного состава3.

Выборы в органы власти бывают прямыми и многоступенчатыми. К многоступенчатым относятся выборы Президента в Соединенных Штатах Америки, где результат определяют по количеству голосов выборщиков, а не избирателей. Однако, выборщики в каждом штате ориентируются на мнение местных избирателей. В Российской Федерации выборы на государственные должности являются прямыми. Кроме того, таковыми являются выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы и депутатов законодательных органов субъектов Федерации. В условиях прямых выборов население имеет возможность избирать кандидатов без каких бы то ни было посредников.

 

Вернемся к названию нашей работы и попробуем разобраться, что же, собственно, это такое – избирательная система? В самом общем виде это -  процесс выбора в органы публичной власти, законодательно обозначенная процедура выдвижения и избрания кандидатов в государственные органы. Иными словами, избирательная система – это юридически определенный порядок действий при отборе в органы власти. Система диктует кандидатам одинаковые правила, требует от них выполнения (или, наоборот, невыполнения) определенных действий, влияет на заключаемые между кандидатами (партиями, индивидами) союзы и договоренности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любой избирательной системе  присущ набор принципов, позволяющих  ей быть именно системой выборов, а  не системой назначения под их видом.  Всего исследователи выделяют 7 принципов, которые обычно имеют под собой юридическую основу:

 

1. Обязательность.

2. Периодичность.

3. Открытость.

4. Гласность.

5. Свобода участия.

6. Альтернативность.

7. Равное избирательное право.

 

Стоит отметить, что официально в любой демократической стране (в том числе и РФ) официально соблюдаются основные принципы избирательного права.  На функционирование избирательной системы влияет и сам способ отбора, т.е. тип системы.4

 

                 2.    Типы избирательных систем: базовые характеристики

 

 Существует большое  разнообразие типов и подвидов  избирательных систем. Причинами  этого служит необходимость учитывать  и отражать особенности данного  конкретного общества, стремление  законодателей улучшать и совершенствовать  процедуру отбора,  желанием правящих кругов использовать такую избирательную систему, которая бы обеспечила бы им фору на следующих выборах. Примером может послужить Индия, где английским правительством была разработана крайне сложная комплексная избирательная система, способная учитывать конфессиональные, кастовые, территориальные, расовые, имущественные и другие социальные деления индийского общества. В Японии используется собственная многопредставительская система, приводящая к тому, что партии выставляют по несколько кандидатов в одном избирательном округе. Тем не менее, несмотря на разнообразие избирательных систем по всему миру, исследователи склонны выделять три наиболее популярные. Их мы рассмотрим поподробнее, поскольку в той или иной мере они использовались или используются в современной России.

 

1. Мажоритарная система. Существует два основных подвида этой системы -  простого большинства и абсолютного (о различных видах большинства я уже писал ранее). Для избрания по первой системе кандидату достаточно достигнуть большинства голосов избирателей, т.е. большего числа голосов, чем наберет любой другой соперник. Мажоритарная система абсолютного большинства означает, что в случае неудачи в получении каким-либо кандидатом более 50% от суммы голосов, полученных его соперниками в первом туре, то проводится второй тур, в котором участвуют только два кандидата, которые набрали в первом туре самое большое количество голосов. Обычно, в этом случае кому-нибудь из двух кандидатов удается набрать более 50 процентов голосов. Подобным образом в России избирают Президента РФ. В  случае использования мажоритарной системы, необдуманные или лоббирующие криминал предложения депутата, слабость его позиций при обсуждении вопроса и голосовании по решениям, всегда будет легкой мишенью. Как и любая другая, эта система подвержена такой проблеме, как подкуп избирателей.

2. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что граждане не имеют возможности за отдельного кандидата, а подают свой голос за имеющее предпочтение для них избирательное объединение, чаще всего партию или партийное объединение. Поэтому пропорциональную избирательную систему используют только для выборов в представительные органы власти. Все места в законодательном органе распределяются в соответствии с процентами набранных голосов и распределяются между избирательными объединениями.  Для ограничения вхождения в парламент представителей малопопулярных партий устанавливается заградительный барьер. В таких странах, как ФРГ, Украина, Россия (с 2016 - 5%), существует минимальный процент голосов, который необходимо набрать избирательному объединению, чтобы иметь возможность иметь своих представителей в законодательных органах. Избирательные объединения, набравшие минимальный процент голосов или больше, получают места в представительном органе, а все прочие – выходят из выборной гонки. Партии, не набравшие минимума, пропорционально делятся между объединениями, преодолевшими заградительный барьер (это же обычно происходит в дальнейшем и с голосами, поданными за вариант против всех). Таким образом, повышается значимость для избирательного объединения каждого голоса избирателей.  Пропорциональная система в идеале обеспечивает примерно равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте. Недостатком данной системы является частичная утрата связи депутатов с избирателями и с конкретными регионами, а также то, что если в парламенте представлено большое количество партий, затрудняется формирование правительства, которое, как правило, нестабильно.

Информация о работе Типы избирательных систем. В чем заключаются основные тенденции развития российской избирательной (электоральной) системы за последнее д