Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:29, доклад

Описание работы

В данной работе описаны территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, даны основные их виды, принципы деятельности и понятия

Работа содержит 1 файл

maxreferat110088.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти.

 

В зависимости от того, из какого бюджета  финансируются органы (а это совпадает  с их подчиненностью), можно различать федеральные ОИВ и ОИВ субъектов Федерации.

Федеральные делятся на две группы: центральные (министерства, государственные комитеты, агентства, службы, надзоры) и территориальные. Центральные органы обладают полномочиями на всей территории России, а территориальные федеральные органы – только на части её территории (например, облвоенкомат).

Территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти – важнейший элемент единой системы федеральной исполнительной власти. Законодательные основы подобных исполнительных органов вытекают прежде всего из конституционного определения совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). В соответствии с этим ст. 78 Конституции РФ закрепляет право федеральных органов исполнительной власти для осуществления своих полномочий на создание своих территориальных органов и назначение соответствующих должностных лиц. Основы конституционного статуса территориальных органов закреплены в части 1 статьи 78 Конституции, в соответствии с которой они создаются в субъектах Федерации по инициативе соответствующего федерального органа исполнительной власти. Деятельность территориальных федеральных органов исполнительной власти может осуществляться на территории нескольких субъектов Федерации, городов, районов (в пределах пограничного, таможенного, военного округа, например) или на территории одного субъекта Федерации, либо в рамках одного муниципального образования (города, района). Иными словами, они могут быть межрегиональными, региональными, местными. К примеру, существуют областные (краевые, окружные, республиканские) военкоматы, налоговые инспекции.

Правовому положению территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации и посвящается моя работа.

Территориальные федеральные органы исполнительной власти – это органы, входящие в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти и во взаимодействии с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

Общие вопросы деятельности многочисленных территориальных федеральных органов  урегулированы постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 мая 1993 г. "О порядке создания и  деятельности территориальных органов  министерств и ведомств Российской Федерации".

Было подчеркнуто, что названные территориальные органы входят в систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих органов федеральной исполнительной власти. По вопросам, входящим в компетенцию субъектов РФ, они должны взаимодействовать с соответствующими органами исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Территориальные органы в своей деятельности руководствуются прежде всего актами федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию исполнительных органов субъектов РФ, также и их правовыми актами. (НПА)

Создание, реорганизация  и ликвидация территориальных органов производится федеральными органами исполнительной власти по согласованию с администрацией субъектов РФ. На территории автономных округов данный вопрос должен решаться по взаимному согласию сторон. По согласованию с администрацией субъектов Российской Федерации соответствующие федеральные органы исполнительной власти осуществляют назначение на должность и освобождение от должности руководителей своих территориальных органов.

Финансирование деятельности территориальных органов осуществляется, как правило, за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, а также соответствующих бюджетов субъектов Федерации и других источников финансирования, установленных законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации оказывают необходимую помощь территориальным органам в выделении им помещений и создании необходимых условий для их работы и социального развития.

В случаях передачи центральными органами федеральной исполнительной власти части своих полномочий на региональный уровень или передачи органами исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга части своих полномочий на федеральный уровень условия финансирования и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих территориальных органов определяются на основе взаимных соглашений.

Основные задачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих ведомств Российской Федерации с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность. Территориальные органы, в частности:

- принимают участие в соответствии  с профилем их деятельности  в выработке мер и способов  государственного регулирования  социально-экономического развития  субъектов, в анализе межрегиональных программ, разработке вариантов межрегиональной кооперации и подготовке других вопросов, входящих в компетенцию соответствующих ведомств;

- участвуют в совместной работе  с органами исполнительной власти  субъектов Федерации по разработке  и реализации мероприятий, касающихся сферы их деятельности;

- систематически информируют министерства и ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими работе в регионах.

Территориальные органы имеют право:

а) представлять соответствующие ведомства Российской Федерации в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов Федерации;

б) запрашивать и получать:

- от соответствующих ведомств  Российской Федерации, органов  исполнительной власти субъектов  Федерации необходимую для осуществления своей деятельности информацию;

- от предприятий, организаций  и учреждений независимо от  форм собственности сведения, необходимые  для выполнения возложенных на  них задач;

- от органов статистики информационно-аналитические  материалы, экономико-статистические данные в установленном порядке;

в) участвовать в работе соответствующих  центральных органов федеральной  исполнительной власти;

г) принимать участие в разработке программ, концепций, схем и других документов, связанных с вопросами  реализации экономической реформы;

д) вносить предложения в соответствующие  центральные органы федеральной  исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации.1

 

Территориальные органы являются юридическими лицами, имеют свой расчетный и другие счета в отделениях банков, обособленное имущество, гербовую печать.

Руководитель территориального органа не может занимать какие-либо должности в других государственных или общественных органах, заниматься предпринимательской деятельностью. Ограничения не распространяются на выполнение научной, педагогической или творческой работы.

Назначение на должность  и освобождение от должности руководителей  территориальных органов производится соответствующим центральным органом  федеральной исполнительной власти по согласованию с губернаторами, администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Численность аппарата, структура, штаты  и фонд оплаты труда территориальных органов определяются с учетом особенностей региона по согласованию соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Таким образом, порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти относится к полномочиям Правительства РФ. Он устанавливается в форме решений, принимаемых исключительно на заседаниях Правительства. Предельная численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов утверждаются также Правительством РФ. Определено также, что создание территориальных органов федеральных органов исполнительной власти возможно только с разрешения Правительства. Вопросы их создания, назначения руководителей решаются теперь не по согласованию, а после консультаций с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Одновременно Президент  РФ обязал Правительство обеспечить упорядочение состава территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти. Особое внимание при этом должно быть уделено исключению дублирования и параллелизма в деятельности территориальных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, белее четкому разграничению их функций и полномочий.

В настоящее время в целях повышения эффективности деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов РФ Президентом РФ принято решение об образовании Региональных коллегий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Положение о них утверждено 25 мая 1998 г. Коллегия действует в качестве совещательного органа при полномочном представителе Президента РФ в регионе России. В ее составе – руководители территориальных органов, действующих на территории региона и представляющих министерства внутренних дел, обороны, иностранных дел, МЧС и службу безопасности. Руководители иных территориальных органов могут быть включены в состав коллегии по согласованию с Полномочным представителем. Основные задачи коллегии: обеспечение согласованного выполнения территориальными органами стоящих перед ними задач; разработка согласованных планов деятельности и т.д.

Сейчас свои территориальные органы, действующие в пределах соответствующих  субъектов РФ, имеет ряд федеральных органов исполнительной власти. Например, Министерство внутренних дел РФ имеет территориальные управления (отделы), антимонопольный орган РФ (территориальные управления); Федеральная служба лесного хозяйства России; Министерство юстиции РФ; Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности; Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ и т.д.

Как правило, они не имеют единообразного наименования: территориальные управления, органы на местах, управления и подразделения на местах, региональные и местные подразделения, региональные инспекции и т.п. Кроме того, часто говорится не столько о территориальных органах, представляющих федеральные органы исполнительной власти в субъектах РФ, сколько о конкретных должностных лицах, действующих в тех же пределах, но не от имени соответствующего федерального органа, а в качестве представителя тех или иных контрольно-надзорных служб, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Так решается этот вопрос, например, в системе Государственной жилищной инспекции, Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Государственного надзора за связью, специальных природоохранных органов и т.п.

 

Рассматривая вопрос о видах  территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представляется уместным упомянуть о недавних изменениях в их структуре, связанных с указами Президента РФ В.В. Путина от 10 и 11 марта 2003 года:

 

Упразднены: Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) и Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ). Функции ФАПСИ распределены между ФСБ и Минобороны.

Созданы: Госкомитет по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (ему были переданы полномочия ФСНП); Госкомитет при Министерстве обороны по государственному оборонному заказу.

Функции по пресечению налоговых преступлений делегированы МВД.

Функции Федеральной погранслужбы были переданы в ФСБ.

 

В связи с этими изменениями  в структуре ОИВ были проведены  и некоторые кадровые перемещения:

 

«Матвиенко - в Петербург, Черкесов - в Москву, Тоцкий и Фрадков - в  Брюссель...»

 

Бывший руководитель ФСНП Михаил Фрадков назначен полпредом РФ при Евросоюзе в ранге министра. Руководство погранслужбой возложено на первого заместителя директора ФСБ Владимира Проничева.

Бывший руководитель ФПС Константин Тоцкий назначен постоянным представителем РФ при НАТО.

Главой Госкомитета по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ назначен Виктор Черкесов, занимавший пост полпреда Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. На должность полпреда в этом регионе назначена бывший вице-премьер Правительства Валентина Матвиенко.

Председателем новой структуры в ранге первого заместителя министра назначен Владимир Матюхин, который ранее возглавлял ФАПСИ.

Президент подчеркнул, что «принятые  решения взвешенные, и с ними согласились все руководители силовых ведомств».

 

Преобразования в силовом блоке, сделанные Президентом, связаны  прежде всего с необходимостью усиления координации работы силовых ведомств. Кроме того, необходимо ликвидировать дублирование функций, разрастание аппаратов и оптимизировать расходы.

Создание нового Госкомитета по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ - это тщательно проработанное решение. Ему передаются штат и практически вся материальная база ФСНП.

Впервые создан орган, который будет  координировать всю деятельность по закупке обычных вооружений для  нужд армии - Госкомитет при Министерстве обороны по государственному оборонному заказу.

Назначение К.Тоцкого постоянным представителем РФ при НАТО - это  не просто кадровое решение. После создания органа "Россия - НАТО" при НАТО впервые назначается посол, что  свидетельствует о большом значении, которое Россия придает сотрудничеству с этой организацией.

Информация о работе Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти