Теория возникновения государства

Автор: a**********@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 15:34, реферат

Описание работы

Таким образом, цель данного исследования: изучить основные теории возникновения государства
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить специализированную литературу по проблеме исследования;
Определить основные теории возникновения государства;
Оформить выводы по результатам исследования.

Содержание

Введение 3
Теории возникновения государства.
Теологическая (божественная) теория 5
Патриархальная теория 6
Договорная теория 7
Теория насилия 15
Психологическая теория 20
Расовая теория 21
Органическая теория. 23
Материалистическая (классовая) теория 24
Теория «инцеста» 26
Теория гидравлического происхождения государства 27
Современные концепции происхождения права и государства. 28
Заключение. 32
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 73.31 Кб (Скачать)

   Министерство  образования Российской Федерации

   Федеральное агентство по образованию

   Российский  государственный профессионально-педагогический университет

   Институт  социологии

   Кафедра социологии. 
 
 
 
 
 
 

   РЕФЕРАТ

   по  дисциплине «Политология»

   ТЕОРИИ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРТСТВА 
 

                                                                              Выполнила: студентка группы

                                                                             ЗИЯ – 219С

                                                                             Тархова К. В.

                                                
 

                                                                              Проверил:

                                                                              Логиновских М. В. 
 
 
 

   Екатеринбург 2010

   Оглавление

   Введение 3

   Теории возникновения государства.

       Теологическая (божественная) теория 5

       Патриархальная теория 6

       Договорная теория 7

       Теория насилия 15

       Психологическая теория 20

       Расовая теория 21

       Органическая теория. 23

       Материалистическая (классовая) теория 24

       Теория «инцеста» 26

       Теория гидравлического происхождения государства 27

       Современные концепции происхождения права и государства. 28

   Заключение. 32

   Список использованной литературы 33 

 

   

   Введение

 

   Изучение  процесса происхождения государства  и права имеет не только чисто  познавательный, академический, но и  политико-практический  характер. Оно  позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, даёт возможность  проанализировать причины и условия  их возникновения и развития, позволяет  чётче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место  и роль в жизни общества и политической системы.

   Среди теоретиков государства и права  никогда не было раньше и в настоящее  время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

   Не  оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства  и права. Однако этого нельзя сказать  обо всех случаях, когда речь идёт о причинах, условиях, природе и  характере происхождения государства  и права. Над единством или  общностью мнений здесь преобладает  разнобой.

   Таким образом, цель данного исследования: изучить основные теории возникновения  государства

   Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:

    • Изучить специализированную литературу по проблеме исследования;
    • Определить основные теории возникновения государства;
    • Оформить выводы по результатам исследования.

   В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих  процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные  взгляды и суждения различных  групп, слоёв, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды  и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

 

   

   Теории  возникновения государства.

   Теологическая (божественная) теория

   Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и  Вавилоне возникли идеи божественного  происхождения государства и  права. В силу особых взглядов и воззрений  части общества духовенству удавалось  оказывать значительное влияние  на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды  развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая  теория завоевала в период становления  и развития феодализма.

     На рубеже XII - XIII в западной Европе  развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели  церкви имели два меча. Один  они возложили в ножны и  оставили при себе. Ибо не пристало  церкви самой использовать меч.  А второй они вручили государям  для того, чтобы те могли вершить  земные дела. Государь, по мнению  богословов, наделяется церковью  правом повелевать людьми и являются слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».

   Примерно  в тот же период появляется и развивается  учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что процесс  возникновения и развития государства  и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

   Религиозные учения о происхождении государства  и права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие. высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти. «Что послужило главной причиной упадка римского государства?» - спрашивает римский историк первого века до н. э. Гай Саллюстий Крисп в известной его работе «Заговор Кастилины». И тут же отвечает: «упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам».

   После того, пишет Саллюстий, когда «трудом  и справедливостью» возросло Римское  государство, когда силою оружия были укрощены великие цари и смирились  дикие племена, когда исчез с  лица земли Карфаген - соперник Римской  державы и «все моря, все земли  открылись перед нами, судьба начала свирепствовать и всё перевернула вверх дном».  Римляне, которые с лёгкостью и достоинством переносили лишения, опасности и трудности, не выдержали испытания досугом и богатством.

     В начале, подмечает Саллюстий,  развивалась жажда денег, за  нею - жажда власти, и «обе стали  как бы общим корнем всех  бедствий». Так случилось потому, что корыстолюбие сгубило верность, честность и остальные добрые  качества. Вместо них «оно выучило  высокомерию и жестокости, выучило  презирать богов и всё полагать  продажным». Честолюбие многих сделало  лжецами. Заставило «в сердце  таить одно», а вслух говорить  другое. Дружбу и вражду оценивать  «не по сути вещей, а в  согласии с выгодой, о пристойной  наружности заботиться больше, чем  о внутреннем достоинстве».

   Всё сказанное о падении нравов населения  окончательно подорвало моральные  основы Римского государства и оно было обречено. Так может случиться с любым государством. Нравы - положительные и отрицательные, добрые и злые - несомненно играют и играли значительную роль в процессе становления и развития государства и права. Важную, но не решающую. Они являются скорее следствием, но не первопричиной, хотя и могут выступать на первый план.

   Патриархальная  теория

   Патриархальная  теория происхождения государства  и права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Также этой теории придерживался Платон. Среди заметных сторонников данной теории выделяются англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).

   Патриархальная  теория исходит из того, что происхождение  государства является результатом  разрастания патриархальной семьи. Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного  развития, но и высшей формой человеческого  общения. Оно охватывает собой все  другие формы общения (семью, селения). В государстве находит свое завершение и политическая природа человека.

   Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.

          Названная теория подвергается  определенной критике, однако, вряд ли можно оспорить тот факт, что состояние благополучия населения в том или ином монархическом государстве во многом зависит от личности монарха. Кто виноват в том, что "с отцами народов" России так часто не везло?

   Договорная  теория

   Договорная  теория (теория договорного происхождения  государства и права) объясняет  происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло  добровольное объединение людей  для лучшего обеспечения свободы  и взаимных интересов. Отдельные  положения этой теории развивались  в V - IV  веках до н. э. софистами  в Древней Греции. «Люди, собравшиеся  здесь! - обращался к своим собеседникам один из них (Гиппий 460 - 400 гг. до н. э.) - Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе. Закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе»

   Основой данной теории является положение о  том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия  жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным  образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

   Сторонники  естественного права считают  государство результатом юридического акта - общественного договора, который  является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или  даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении  государства, выступающего как искусственное  произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы  и порядка.

   Гольбах, например, определял общественный договор  как совокупность условий для  организации и сохранения общества. Дидро суть своего понимания общественного  договора изложил следующим образом: «Люди быстро догадывались, - писал  он, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей  независимостью и безудержно предаваться  своим  страстям, то положение каждого  отдельного человека  станет более  несчастным, чем  если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей». 

Информация о работе Теория возникновения государства