Теории возникновения государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:31, контрольная работа

Описание работы

Предметом исследования является многообразие теорий происхождения государства. Целью контрольной работы является изучение основных теорий происхождения государства.

Для осуществления поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть причины многообразия теорий происхождения государства;

2. Изучить общие закономерности и формы возникновения государства;

3. Изучить основные теории происхождения государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3.

Глава I. Причины многообразия теорий происхождения государства………………………………………………………………………4.

Глава II. Общие закономерности возникновения государства………………………………………………………………………7.

Глава III. Основные теории происхождения государства……………………………………………………………………...10.

Заключение……………………………………………………………….20.

Литература………………………………………………………………..21.

Работа содержит 1 файл

Контрольная право.doc

— 126.00 Кб (Скачать)
 

     Содержание. 
 

     Введение…………………………………………………………………..3.

     Глава I. Причины многообразия теорий происхождения государства………………………………………………………………………4.

     Глава II. Общие закономерности возникновения государства………………………………………………………………………7.

     Глава III. Основные теории происхождения государства……………………………………………………………………...10.

     Заключение……………………………………………………………….20.

     Литература………………………………………………………………..21. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 
 

     Формирование  государства у разных народов  шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.

     Познание  государства и права следует  начинать с вопроса о происхождении государства. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.

     Актуальность  рассматриваемой темы заключается в том, что изучение процесса происхождения государства, позволяет глубже понять его социальную природу, особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Чтобы понять современное государство и право нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

     Предметом исследования является многообразие теорий происхождения государства. Целью контрольной работы является изучение основных теорий происхождения государства.

     Для осуществления поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

     1. Рассмотреть причины многообразия теорий происхождения государства;

     2. Изучить общие закономерности и формы возникновения государства;

     3. Изучить основные теории происхождения государства.

     Во  введении обоснована актуальность исследуемой  темы, сформулированы цель и задачи исследования.

     В первой главе рассмотрено многообразие взглядов на теории происхождения государства.

     Во  второй главе изучены закономерности и формы возникновения государства.

     В третьей главе дан общие анализ существующих концепций и теорий происхождения государства

     В заключении обобщены основные результаты 

       
 

     Глава 1. Причины многообразия теорий происхождения  государства. 

     В науке всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права, т.к. каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

     За  время существования юридической, философской и политической науки  были созданы десятки самых различных  теорий и доктрин.

     Причины их и порождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем:

  1. Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства и права и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия.
  2. Во-вторых, в неизбежности различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами.
  3. В-третьих, в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего (на основе ранее существовавшего государства) возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений.
  4. В-четвертых, в преднамеренном или непреднамеренном смешении в ряде случаев процесса возникновения государства и права с другими соотносящимися с ним процессами.

     Вопрос о происхождении государства часто смешивается с вопросом "об обосновании государства". Таким образом, в строго теоретическую проблему о происхождении государства вносится чисто политический момент. В этом заключается основная цель смешения названных явлений и отражающих их понятий. В этом - одна из причин множественности и неоднозначности произрастающих на данной основе теорий.

     Различного  рода теории возникают не только в  связи с неправомерным смешением процесса возникновения государства с другими взаимосвязанными с ним процессами. Аналогичная картина наблюдается и в отношении процесса зарождения и становления права, его первоначального возникновения. При этом нередко имеет место неправомерное смешение происхождения права с его развитием.

     Не  имея возможности вполне определенно  и аргументировано ответить на данный вопрос, исследователи зачастую обращаются к проблемам развития права вместо изучения проблем его первоначального  возникновения. Такая подмена близких, но не равнозначных явлений и отражающих их понятий нередко уводит в сторону от познания процесса возникновения государства и права, создает благоприятную основу для появления самых различных, порою весьма противоречивых суждений и теорий.

     Кроме того, оставляя вопрос о происхождении  государства и права весьма запутанным и не решенным, не умея, как отмечал  Н.М. Коркунов, естественным путем объяснить  их происхождение, в них начали усматривать  божественное установление.

     Однако как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и в социальной жизни людей.

     Научные исследования свидетельствуют о  том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

     О появлении признаков государства  в любой стране свидетельствует  прежде всего выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами. Об этом же свидетельствует наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов; подразделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытнообщинном строе, а по административно-территориальному; появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, призванных, с одной стороны, защищать территорию и общество от нападения извне, а, с другой - самим вести новые территориальные завоевания.

     О появлении признаков государственной  организации общества и вытеснении ею первобытнообщинного строя свидетельствуют  и другие факторы. Они указывают на то, что государство не навязывается обществу извне. Оно возникло на его основе естественным путем. Вместе с тем оно развивается и совершенствуется.

     Аналогично  обстоит дело и с государственной (или публичной) властью, являющейся признаком государства. Право появляется в мире в силу тех же причин, что и государство, и под воздействием тех же экономических, социальных и политических процессов изменяется.

     До  появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться с помощью обычаев, опиравшихся на власть авторитета советов старейшин и регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, противоречащими друг другу интересами.

     Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство  членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах - регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и государственным принуждением. Таким регулятором стало право.

     Важнейшими  признаками, свидетельствовавшими о его появлении, стали следующие: социальное и имущественное расслоение в обществе, появление классов-антагонистов - бедных и богатых, угнетенных и угнетателей; постепенное сосредоточение частной собственности и права на нее в одних руках и полное их отсутствие в других; появление, наряду с имущественными, семейно-брачных и иных правоотношений; придание действующим социальным нормам общеобязательного характера, обеспечиваемого принудительной силой со стороны возникающих государственных органов; и др.

     Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых  обязывали зарождающиеся государственные  органы и прежде всего суды. Позднее  правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей и наделенных такими полномочиями чиновников.

     Разумеется, богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда стремились закрепить  в этих актах и обычаях прежде всего свои собственные имущественные  и иные интересы, усилить с помощью  зарождающегося права свою власть. Ей это в значительной степени всегда удавалось, о чем можно судить по характеру и содержанию дошедших до нас правовых и литературных памятников той эпохи, в особенности Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта, Вавилона.

     Из  всего вышесказанного можно сделать выводы, что причинами многообразия теорий являются:

     - Сложность и многогранность самого  процесса происхождения государства  и объективно существующих при  этом трудностях его адекватного  восприятия;

     - Неизбежность различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей;

     - Преднамеренность искажения процесса  первоначального или последующего  возникновения государственно-правовой  системы в силу конъюнктурных  соображений;

     - В преднамеренном или непреднамеренном  смешении в ряде случаев процесса возникновения государства с другими соотносящимися с ними процессами. 

Глава 2. Общие закономерности возникновения  государства. 

     Необходимо  выделить и признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций.

     1. Государство — единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства.

     2. Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. не зависимостью от других, государств в международных отношениях, так и внутренним — независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

     3. Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.

     4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п.

     Имея  в виду указанные признаки государства, следует рассматривать и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, для любой исторической эпохи.

Информация о работе Теории возникновения государства