Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

Статусы депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации во многом схожи, но между ними есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по назначению или избранию органами государственной власти субъектов РФ. Депутаты Думы представляют в палате весь народ в целом, а члены Совета Федерации представляют свои субъекты РФ. Депутат Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может быть депутатом законодательного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

Содержание

Ведение 3
1.Общие положения. 4
2. Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы 7
3. Гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. 10
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 16

Работа содержит 1 файл

основы права.docx

— 45.23 Кб (Скачать)

Содержание

Ведение 3

1.Общие положения. 4

2. Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы  7

3. Гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. 10

Заключение 15

Список использованных источников и литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Статус депутатов Государственной  Думы и членов Совета Федерации складывается из их прав, обязанностей и ответственности, он определяется Конституцией РФ, Федеральным  законом о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 июля 1999 г. и рядом других федеральных законов. Закрепляя такой статус, законодатель предоставляет членам парламента особую право- и дееспособность с тем, чтобы парламентарий мог участвовать в законотворчестве и осуществлении других функций парламента.

Статусы депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  во многом схожи, но между ними есть и различия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населением, а члены Совета Федерации  входят в состав палаты по назначению или избранию органами государственной  власти субъектов РФ. Депутаты Думы представляют в палате весь народ  в целом, а члены Совета Федерации  представляют свои субъекты РФ. Депутат  Государственной Думы работает на профессиональной постоянной основе. Он не может быть депутатом законодательного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься предпринимательской или  другой оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной и иной творческой деятельности, состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

Наиболее подробно об основных положениях статуса депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  будет говориться в отдельных  главах.

 

1. Общие положения

Членом Совета Федерации  является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным  законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законодательные  и иные полномочия, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации». Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации».

По объему социальных гарантий члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты и заместители Председателя палаты - к Председателю Правительства  Российской Федерации, Заместителю  Председателя Правительства Российской Федерации соответственно. К социальным гарантиям деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной  Думы относятся: ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения  и иные выплаты; ежегодный оплачиваемый отпуск; зачисление времени осуществления  полномочий в стаж государственной  гражданской службы; медицинское, санаторно-курортное  обслуживание члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и  членов их семей; пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение  членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы; обязательное государственное  страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу; обязательное государственное социальное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения членом Совета Федерации, депутатом Государственной  Думы своих полномочий; жилищно-бытовое  обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве и иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных  министров.

В свою очередь должностные  лица федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны  обеспечивать члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы условия  для осуществления ими своих  полномочий.

Срок полномочий члена  Совета Федерации определяется в  соответствии с федеральным законом  о порядке формирования Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок подтверждения начала, а  равно прекращения полномочий члена  Совета Федерации определяется Регламентом  Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной  Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 3, 5 ст. 4 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации».

Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы возникает в следующих случаях: письменного заявления о сложении своих полномочий; избрания в депутаты законодательного органа государственной  власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы; поступления на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; утраты гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы; вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными; признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу; смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены по представлению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации избравшим  его органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  в том же порядке, в котором  осуществляется его избрание членом Совета Федерации.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе не рассматривать поступившее представление  Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ о досрочном прекращении  полномочий члена Совета Федерации. Полномочия депутата Государственной  Думы прекращаются также в связи  с роспуском Государственной  Думы в случаях, предусмотренных  статьями 111 и 117 Конституции РФ.

Член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Член Совета Федерации, депутат Государственной  Думы не вправе: быть депутатом законодательного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного  органа государственной власти или  органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность  Российской Федерации, государственную  должность субъекта РФ, государственную  должность государственной службы или муниципальную должность  муниципальной службы; находиться на государственной или муниципальной  службе; заниматься предпринимательской  или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной  и иной творческой деятельности; состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

Член Совета Федерации, депутат  Государственной Думы, являющиеся на день начала срока соответствующих  полномочий военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов  внутренних дел, Государственной противопожарной  службы, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и  таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий военную службу или службу в перечисленных органах  и учреждениях.

Законодательный орган государственной  власти субъекта РФ и высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обязаны предоставлять члену  Совета Федерации и депутату Государственной  Думы, для осуществления ими своих  полномочий на территории соответствующего субъекта РФ транспортные средства, отдельное  охраняемое помещение, оборудованное  мебелью, средствами связи, в том  числе правительственной, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, а также обеспечивать иные условия для осуществления ими своих полномочий.

Формами деятельности члена  Совета Федерации, депутата Государственной  Думы являются: участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной  Думы в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации; участие в работе комитетов  и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном регламентами палат  Федерального Собрания Российской Федерации; в работе согласительных и специальных  комиссий, создаваемых Советом Федерации  и Государственной Думой; участие  в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной  Думы и их органов; участие в парламентских  слушаниях; внесение законопроектов в  Государственную Думу; внесение парламентского запроса (запроса Совета Федерации, Государственной Думы), запроса члена  Совета Федерации, депутата Государственной  Думы (депутатского запроса); обращение  с вопросами к членам Правительства  Российской Федерации на заседании  соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации; обращение  к соответствующим должностным  лицам с требованием принять  меры по немедленному пресечению обнаружившегося  нарушения прав граждан.

Формами деятельности депутата Государственной Думы также являются: работа с избирателями; участие в  работе депутатских объединений - фракций  и депутатских групп в Государственной  Думе.

Деятельность члена Совета Федерации, депутата Государственной  Думы может осуществляться также  в иных формах, предусмотренных Конституцией РФ, ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации» и регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы

 

Понятие «правовой статус» достаточно широко применяется в науке права  и законодательстве в настоящее  время.

Слово «статус» переводится с латинского «status» как положение или состояние кого-либо (чего-либо), характеристика данного слова как «правовое» определяет регламентацию указанного положения соответствующими нормативными актами. Таким образом, в совокупности определений, правовой статус - оформленное нормативными актами положение кого-либо (чего-либо), а именно, «характеристика определяемого лица (предмета), его природа, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия»1

«Правовой статус депутата Государственной  Думы есть правовое положение, урегулированное  Конституцией и законами Российской Федерации»2, к которым относятся такие законы, как Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный Закон «О выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации, Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и др.

Вышеперечисленные нормативно-правовые акты являются отправными правовыми  установлениями для анализа статуса  депутата Государственной Думы, его  правового положения.

Как уже было сказано ранее, правовой статус подразумевает под собой  не только закрепление такового в  нормах права в отношении, в нашем  случае, депутата Государственной Думы, но и наличие «различных элементов, являющейся исходной организационно-структурной  единицей должностного лица»3.

В настоящее время существует много  различных мнений, какие именно элементы входят в состав правового статуса  того или иного субъекта, какова их иерархия.

Однако все ученые - правоведы  сходятся в том, что важнейшей  составной элемент правового  статуса должностного лица - депутата Государственной Думы является его  компетенция: его права и обязанности, определяемые с учетом его служебного положения. По мнению, А.Ю. Якимова компетенция  представлена «совокупностью внешне властных полномочий, выражает сущность правового  статуса и сама представляет систему, состоящую из элементов» таких как:

Права депутата Государственной думы:

1) участие депутата Государственной  Думы в заседаниях, в работе  комитетов комиссий, парламентских,  согласительных и специальных  комиссий, создаваемых Государственной  Думой, а также в парламентских  слушаниях;

2) внесение законопроектов в Государственную  Думу;

3) внесение парламентского и депутатского  запроса (запроса Государственной  Думы и депутата Государственной  Думы);

4) обращение с вопросами к членам  Правительства Российской Федерации  на заседании соответствующей  палаты Федерального Собрания  Российской Федерации;

5) обращение к соответствующим  должностным лицам с требованием  принять меры по немедленному  пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

Обязанности депутата Государственной  Думы:

Информация о работе Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы