Тенденции и перспективы развития Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:32, реферат

Описание работы

В целом, говоря о тенденциях и перспективах развития Европейского Союза, на мой взгляд, следует отметить одно из наиболее значительных направлений: расширение границ ЕС посредством принятия в качестве новых членов ряд европейских государств, изъявивших желание стать частью Союза.
Осенью 1999 г. продолжалось обсуждение проблем грядущего расширения ЕС. Некоторые вопросы были достаточно четко поставлены на неформальной встрече министров иностранных дел государств-членов ЕС в местности Саариселка (Финляндия), состоявшейся 6-7 сентября:

Работа содержит 1 файл

Тенденции и перспективы развития Европейского Союза.docx

— 27.19 Кб (Скачать)

Тенденции и перспективы  развития Европейского Союза 

 

В целом, говоря о тенденциях и перспективах развития Европейского Союза, на мой взгляд, следует отметить одно из наиболее значительных направлений: расширение границ ЕС посредством принятия в качестве новых членов ряд европейских  государств, изъявивших желание стать  частью Союза.

 

Осенью 1999 г. продолжалось обсуждение проблем грядущего расширения ЕС. Некоторые вопросы были достаточно четко поставлены на неформальной встрече  министров иностранных дел государств-членов ЕС в местности Саариселка (Финляндия), состоявшейся 6-7 сентября:

 

Утверждать или нет  дату окончания переговоров с  государствами "первой волны" - Польшей, Чехией, Венгрией, Эстонией, Словенией  и Кипром?

 

Когда начинать переговоры с  государствами "второй волны" - Литвой, Латвией, Болгарией, Румынией, Словакией  и Мальтой?

 

Как должна развиваться институциональная  реформа, с тем, чтобы не нанести  ущерб процессу расширения?

 

14 сентября 1999 председатель  Комиссии ЕС Романо Проди официально  заявил, что процесс создания  новой европейской архитектуры  займет примерно 25 лет. Наиболее  продвинутые страны-кандидаты будут  приняты в Союз в недалеком  будущем. Процесс подготовки других  стран растянется на много  лет. В этот период сотрудничество  между ЕС и странами-кандидатами  будет осуществляться на основе  принципа "возможного будущего  членства". Предполагается, в частности,  обеспечить максимально возможное  участие стран-кандидатов в Экономическом  и валютном Союзе, сотрудничестве  в области безопасности, а также  участие в работе институтов  ЕС в качестве наблюдателей  или сторон в процессе консультаций. Р. Проди прямо предупредил  балканские государства, что они  не смогут "экспортировать" свои  междоусобные конфликты в ЕС - прежде чем вопрос об их  вступлении перейдет в практическую  плоскость, они должны будут  установить между собой отношения  мира и сотрудничества.

 

После завершения процесса расширения в Союз будут входить до 30 государств.

 

С остальными странами Европы, в первую очередь с Россией  и Украиной, будут развиваться  отношения "стратегического партнерства" с целью обеспечения мира и  стабильности в "более широкой  Европе".

 

На последней встрече  Европейского Совета, состоявшейся 10-11 декабря 1999 г. в Хельсинки, была подчеркнута  необходимость проведения тщательной подготовки, как в рамках самого Союза, так и в государствах - потенциальных  членах для поэтапного их присоединения.

 

Таким образом, была выработана концепция реформирования Европейского Союза с целью его адоптации  к процессу расширения, а именно: во-первых, Совет рекомендовал внести соответствующие изменения в  текст Амстердамского Договора, так  как его действующая редакция не смогла урегулировать вопросы  относительно вступления новых членов и, соответственно, деятельности (функционирования) органов и институтов в условиях большего количества стран-участниц.

 

Во-вторых, необходимо непосредственно  провести институциональную реформу, которая бы способствовала эффективной  деятельности Европейского Союза в  условиях его расширения. По этому вопросу Европейский Совет принял решение провести межправительственную конференцию до декабря 2000 г. После ратификации принятых на ней документов (примерно с конца 2002 г.) может начаться фактическое расширение ЕС, причем только индивидуально.

 

В-третьих, Совет настоятельно рекомендовал самим государствам, желающим войти в состав ЕС, урегулировать  как внутренние, так и внешнеполитические противоречия путем обращения в  Международный Суд, как одно их основных условий вступления.

 

Немаловажным будет отметить, что на сегодняшний день насчитывается  около 13 стран (10 стран Центральной  Восточной Европы, Мальта, Кипр и  Турция), с которыми ведутся переговоры и консультации по вопросу об их включении в число членов Европейского Союза.

 

Прежде всего, государства-претенденты  должны удовлетворять так называемому  Копенгагенскому политическому  критерию членства, а именно: соблюдать  принципы демократии, господство права, уважать права человека и национальных меньшинств, а также полностью  и всецело руководствоваться  принципами, закрепленными в учредительных  документах ЕС с целью "достижения стабильности и процветания на всем Европейском континенте".

 

Также необходимо указать  на те условия, выдвигаемые ЕС будущим  членам, выполнение которых необходимо для более успешного присоединения. Это, прежде всего, приведение внутренней национальной правовой системы стран в соответствие с нормативной базой Союза, т.е. осуществление процесса унификации и имплементации норм права.

 

Однако наибольшую трудность, на мой взгляд, будет представлять реформирование экономики государств с целью достижения показателей  того уровня развития, который необходим  для вступления в ЕС. Сложность  данного процесса обусловлена тем, что не все претенденты отвечают требованиям единого рынка и, тем более, введения европейской  валюты "Евро". Поэтому периодически Комиссия проводит консультации с государствами  и дает рекомендации по постепенному изменению и устранению противоречий между экономическими национальными  показателями и требуемыми для более  успешного их сближения. Говоря в целом о перспективах расширения ЕС, не стоит забывать также и о том, что нынешние государства-члены, провозглашая ценность и пользу включения новых участников, сами занимают неоднозначную позицию по отношению к указанной проблеме.

 

Представители Великобритании, к примеру, считают, что разговоры  об определении конкретной даты вступления в ЕС стран-кандидатов так называемой "первой группы" являются далекими от реальности.

 

На франко-испанской встрече  в верхах премьер-министры Франции  и Испании - Юбер Ведрен и Абель  Матутес - высказались против идеи коллективного  вхождения стран-кандидатов и назначения дат подобного вхождения, подчеркнув, что единственно приемлемым вариантом  является индивидуальное вступление каждой страны. Причем большинство государств-членов также выступает против фиксации дат вступления, что объективно обусловлено  спецификой данного процесса.

 

Что же касается государств "второй волны", то на Хельсинском  саммите было принято решение  провести в 2000 г. серию межправительственных конференций с указанными странами по разработке условий и этапов процесса их приема в ЕС. Причем было подчеркнуто, что каждый кандидат будет оценен в связи со спецификой его политического  и экономического развития, а также  была указана необходимость проведения мероприятий по достижению этими  государствами уровня стран "первой волны"

 

 

Создание ЕС было обусловлено  прежде всего тем, что именно в  Западной Европе после Второй мировой  войны с наибольшей силой проявилось противоречие между ин-тернациональным  характером современного производства и уз-кими национально-государственными границами его функцио-нирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х  гг. западноевро-пейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных  общест-венных систем. Важная причина  состояла и в стремлении запад-ноевропейских  стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

 

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной  торговли; таможенный союз; экономический  и валют-ный союз; политический союз (становление третьей и четвертой  форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. Интеграция вширь  означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных  членов. Развитие вглубь - это формирование регионального хозяйственного механизма  Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному  регулированию и унификации. При  этом неоднократно изменялись официальные  и неофициальные назва-ния данной интеграционной группировки, что отражало ее эво-люцию.[1]

 

Возникновение ЕС имело целью  создание общего рынка и на этой основе повышение экономической  стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕС определил последо-вательность  мероприятий:

 

1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных  ограничений, а также всех других  тор-говых ограничений на пути  движения товаров внутри сообщества;

 

2) введение общего таможенного  тарифа и единой торго-вой политики  в отношении третьих стран;

 

3) свободное движение факторов  производства (капитала и рабочей  силы), свобода создания филиалов  на терри-тории ЕС и свободная  торговля услугами между стра-нами-участницами;

 

4) проведение общей аграрной  и транспортной политики;

 

5) создание валютного союза;

 

6) координация и постепенное  сближение экономических политик  стран-участниц;

 

7) унификация налоговых  законодательств;

 

8) выравнивание внутригосударственных  правовых норм, имеющих значение  для общего рынка.

 

Уже после первой мировой  войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела  к конкретным шагам. Затем, после  разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и  процветания в Европе. Процесс  начался 9 мая 1950 года речью Роберта  Шумана, Министра иностранных дел  Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии.

 

 

Этапы формирования ЕС

 

 

Европейский союз (ЕС) является крупнейшим региональным межгосударственным интеграционным объединением с сильными элементами наднациональности, проявляющимися в разработке и проведении единой политики в сферах торговли, сельского  хозяйства, транспорта и других экономических  областях. В рамках ЕС создан экономический  и валютный союз, введена единая валюта - евро, которая с 2002 г. полностью  заменила национальные валюты подавляющего числа стран-членов. Интеграционные процессы в Европе достигли наивысшего в мире уровня. В состав Евросоюза  в настоящее время входят 27 стран  Европы и несколько стран являются кандидатами. История этого Союза  началась более полувека назад.

 

Важно отметить, что с самого начала западноевропейской интеграции большое значение придавалось созданию прочной, детально разработанной правовой базы, что явилось основополагающей предпосылкой ее успешного развития.

 

Первой вехой многостороннего  западноевропейского взаимодействия в Хозяйственной области стало  образование в 1951 г. Европейского объединения  угля и стали (ЕОУС). В его основе лежала выдвинутая в трудные послевоенные годы французским политическим деятелем Жаном Монне и министром иностранных  дел Франции Робером Шуманом  идея об объединении угольной и сталелитейной  промышленности Германии и Франции  под контролем наднационального органа. В ЕОУС первоначально вошли  Франция, ФРГ, Бельгия, Голландия, Люксембург и Италия.

 

Объединение было наделено статусом самостоятельного юридического лица, обладающего правоспособностью  в международных отношениях. Для  управления им создавалась система  институтов, основная схема которых  была впоследствии воспринята Европейским  экономическим сообществом (ЕЭС).

 

ЕОУС было первой организацией не только в Европе, но и в мире, создавшей наднациональный механизм, потенциал которого развивался и  укреплялся по мере углубления и расширения западноевропейской экономической  интеграции. Этот потенциал оказался огромен, на создании наднациональной  основы строился весь дальнейший европейский  интеграционный процесс.

 

ЕОУС стало предвестником  более широкого интеграционного  объединения западноевропейских стран  еще и потому, что договор об его учреждении помимо статей, посвященных  практическим проблемам коллективного  управления сталелитейной и угольной промышленностью, содержал пункты, которые  излагали более широкие и далеко идущие цели, такие как содействие экономическому развитию, росту занятости  и повышению жизненного уровня населения; поддержание мирных отношений; создание экономического сообщества, которому надлежало стать основой для  широкого и глубокого сообщества народов, долгое время разделенных  кровавыми конфликтами и др.

Стадии развития интеграции

 

Мировая практика показывает, что национальные хозяйства сближаются поэтапно, переходя от простой стадии интеграции к более сложной по схеме: зона свободной торговли > таможенный союз > общий рынок > экономический  и валютный союзы > полная экономическая  и политическая интеграция.

 

Зона свободной торговли

 

Первым импульсом для  создания зоны свободной торговли, а также общего рынка стал Парижский  договор (1951 г.), установивший первую форму  секторального объединения, отнесенного  к рынку угля и стали. Зона свободной  торговли, означающая упразднение таможен, а также нетарифного ограничения  и двойного тарифного обложения  в торговле между странами-членами, начала действовать только спустя восемь лет после подписания Парижского договора, когда 1 января 1959 г. были снижены  таможенные тарифы между странами, входившими в состав Европейского экономического сообщества. Зона свободной торговли создавалась до 1968 г., когда вступил  в силу таможенный союз. В этот период в 1957 г. в Риме были подписаны договоры о создании ЕЭС и ЕВРАТОМ, и  в них описывался механизм про  ведения объединения в два  этапа - таможенный союз и общий рынок. Созданию зоны свободной торговли способствовало (а точнее - ее упреждало) введение преференций  в торговле, которые частично исключали  таможенные сборы в торговом обороте  вплоть до получения конечного результата - нулевой таможенной ставки внутри ЕЭС, что произошло по прошествии десяти лет от момента начала экономической  интеграции. В этом случае можно  вспомнить, что торговые преференции  Европейских сообществ также  были применены в отношении новых  стран - членом ЕС, в том числе  и Польши, на основании объединительных  договоров ЕЭС.

Информация о работе Тенденции и перспективы развития Европейского Союза