Технология манипулирования политическим сознанием

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:14, реферат

Описание работы

Регуляция и интеграция современного общества — важнейшие функции политической власти, выполнение которых зависит от способности политических органов влиять на сознание и психологию масс для одобрения и выполнения ими политических решений. Это требует постоянного совершенствования идейно-психологического воздействия на массовое сознание, основанное на изучении, знании основных форм и уровней сознания и психологии граждан.

Работа содержит 1 файл

технологии политического манипулирования.docx

— 28.22 Кб (Скачать)

 

           ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

            ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

             ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

                        ФАКУЛЬТЕТ КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА

 

 

 

Реферат по дисциплине «Политология» на тему:

                                                                                                                                                                                                                           «Технология манипулирования политическим сознанием»

 

 

 

 

 

студента I I курса

                                                                        заочного отделения гр. ТОРZ-225

                                                                            

 

                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

                                          Ростов-на-Дону                       

                                                     2012 

 

   Технология манипулирования политическим сознанием 

 

           У.Рикер         Способ структурирования мира, позволяющий выиграть

 Б.Н.Бессонов          Форма духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемая насильственным путём

 



 

Регуляция и интеграция современного общества — важнейшие функции  политической власти, выполнение которых  зависит от способности политических органов влиять на сознание и психологию масс для одобрения и выполнения ими политических решений. Это требует постоянного совершенствования идейно-психологического воздействия на массовое сознание, основанное на изучении, знании основных форм и уровней сознания и психологии граждан.

Можно говорить о двух способах идейно-политического воздействия. С одной стороны, это политико-идеологическое убеждение, предполагающее честное, прямое обращение к людям, к их сознательному, критическому мышлению. С другой — косвенное, скрытое, с махинациями, ложью апеллирование к иррациональному, инстинктивному, отсталым взглядам в человеке. В период общественных кризисов политико-управленческие круги часто отказываются от методов убеждения, прибегая к манипулированию, являющемуся способом скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать), иногда вопреки собственным интересам. Осуществляясь незаметно для управляемых, манипулирование имеет преимущество перед силовыми способами реализации господства.

Технология общегосударственного манипулирования основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов, иллюзий, идей, норм, ценностей, которые должны восприниматься без критического осмысления, на веру. Почему это возможно? Причины — противоречивость массового сознания, развитие новой коммуникационной техники, изощренность методов воздействия.

Политические деятели  для манипулирования используют закономерности массовой психологии.

1. Массовое сознание отличается сознательным и бессознательным пониманием общественно-политической действительности. С одной стороны, рост культуры, образования, информированности  расширяет возможности рационального осмысления строя, с другой неравномерность этих процессов, усложнение общественной жизни, ее противоречивость мешают человеку создать системный образ общественных событий и проблем. В результате у людей складывается бессознательное отношение к общественно-политической действительности. В политической практике сочетаются обе стороны, но манипулирование осуществляется через обращение к бессознательному. Следует обратить внимание на корреляцию между степенью демократичности общества и насаждением бессознательных политических взглядов, слепой веры.

2. Массовое сознание характеризуется также догматическим и критическим отношением к действительности. Правящие круги, прибегающие к манипулированию, заинтересованы в сдерживании критического отношения и культивировании догматического, чтобы обеспечить устойчивость своей власти. Для этого осуществляется деятельность по унификации мышления. Сознание формируется с опорой на стереотипы, авторитеты как критерий истины. В результате убеждения выступают как совокупность законченных, выверенных и усвоенных мнений и представлений, не приемлющих другой точки зрения. Такой тип сознания характерен для тоталитарных, авторитарных режимов и весьма затрудняет реформирование и демократизацию общества и тогда, когда эти режимы рухнули.

3. Сочетание в массовом сознании привычного, традиционного и необычного, инновационного дает широкие основания для манипулирования. Обращение к традициям, обычаям, привычкам способствует сохранению устойчивости политической власти. Но для политического манипулирования наиболее важны мифы как фундамент иллюзорной картины мира В бывшем СССР власть широко использовала, например, мифы о неизбежном крахе капитализма и торжестве коммунизма как совершенного, идеального общества, о частной собственности как источнике социального зла, о ведущей роли рабочего класса и др.

Профессор Г. Шиллер в книге  “Манипуляторы сознанием” (М., 1980) назвал пять мифов, которые использует правящая элита Запада, стремясь выдать желаемое за действительное: 

 

1) об индивидуальной свободе  и личном выборе граждан;

2)  о нейтралитете важных политических институтов — конгресса, суда, президентской власти, средств массовой информации;

3) о неизменной эгоистической  природе человека, склонности к потребительству,

4) об отсутствии в обществе  социальных конфликтов, эксплуатации;

5)  о плюрализме средств массовой информации, которые представляют единую индустрию иллюзорного сознания, контролируются рекламодателями. 

 

 

 

Для политических мифов характерны следующие особенности:

— мифы не появляются спонтанно, а создаются искусственно, сознательно  и целенаправленно;

— основу мифов составляют осознанные и культивируемые политиками коллективные чаяния и надежды, усвоенные  массовым сознанием;

— в мифах соединяются  два разнородных качества: трезвый  расчет и фанатическая вера, позволяющие  политикам освобождать себя от всех моральных преград;

— мифы не поддаются разрушению с помощью рациональных аргументов, и потому вполне правомерна их оценка как ненаучного знания; политические мифы в лучшем случае — полуправда;

— мифы непосредственно  связаны с политической реальностью, они призваны оправдать тот или  иной ход событий, обеспечивать абсолютную уверенность людей в правоте  осуществляемых политических акций;

— политические мифы появились  значительно позже мифов художественных, что обусловлено более поздним  созданием политических структур и социальной дифференциацией.

Политическим мифам присуще  противоречие.

С одной стороны, они обладают особой устойчивостью, в основе которой находятся: 

 

а) взаимообусловленность  мифа и массового сознания, ибо  миф творится и поддерживается массовым сознанием, массовое сознание опирается на миф;

6) живучесть элементов  изначального сознания, которое  значительно влияет на характер восприятия мифа и поведение;

в) заинтересованность людей  в политике и неспособность к  обнаружению ее мифологического  характера;

г) осознание возможности  находить смысл собственной жизни  с помощью мифа. 

 

С другой стороны, политические мифы весьма динамичны. Они могут исчезать и воспроизводиться вновь в зависимости от возникновения соответствующих потребностей.  

Манипулирование предполагает богатый арсенал способов, приемов. Немало эгоистичных деятелей не гнушаются  откровенным обманом, использую г так называемуюбольшую ложь, которая повторяется, пока не начинает восприниматься как правда. В демократическом обществе, в среде компетентных людей явная ложь “не срабатывает”, тогда используются частичная ложь. скрывающая то, что более всего возмущает, правдоподобная ложь, когда за констатацией фактов скрывается ложное содержание, и приукрашеннаяложь — провозглашение невыполнимых, но желаемых людьми обещаний (вспомним предвыборные кампании в России 1993 и 1995 годов). Используется также частичная правда,приходится обнародовать и полную правду, так называемую горькую правду. Такое признание неприятной истины сопровождается различными оправданиями, воздействующими на оправдательную психологию людей. Например, политического руководителя объявляют без вины виноватым или жертвой обстоятельств (его ввели в заблуждение подчиненные), он может покаяться, а “повинную голову меч не сечет”; он может прослыть жаждущим правды (вина умаляется, ибо “лучше горькая правда, чем сладкая ложь”).

Кроме того. в манипулировании особое внимание уделяется ценностному подчинению. Это регулирование ценностей, когда в зависимости от обстоятельств политики выдвигают или “прагматические”, или “гуманистические” идеалы; идеализация ценностей, отнесение их к будущему, потенциальному бытию; абсолютизация ценностей, апеллирование к таким добродетелям, которые выдаются за вечные и неизменные, пишутся с большой буквы и могут использоваться в разных сочетаниях: Свобода, Равенство, Справедливость, Патриотизм, Демократия, Мир и т. д.

Тактика манипулирования  не обходится без ценностного ориентирования интересов в соответствии с установленным критерием образа и качества жизни. Используется и ценностное камуфлирование (особенно ярко проявляется в межпартийной конкуренции, когда заимствуются лозунги, программные положения друг у друга в борьбе за электорат и потом оказывается, что под антисоциалистической риторикой консервативные партии проводят курс, близкий социалистическим партиям). Важными являются и ценностное ограничение и самоограничение интересов, предлагающие людям во имя национального возрождения, величия страны, ее радикального обновления откладывать удовлетворение своих требований, т. е. политика “затягивания поясов”. Этому служит и прием сваливания вины на других. Поиски “козлов отпущения” приводят к “пережиткам капитализма”, “родимым пятнам”, к выявлению “вредителей”, “ренегатов” и пр.

Манипулирование предполагает и ценностное оправдание принудительного воздействия и маскировку видов принуждения. Тоталитарные режимы широко использовали террор и репрессии, но и они были вынуждены прибегать к их оправданию и маскировке.

Исследуя различные формы  и методы современного манипулирования, американский ученый Р. Гудин выделяет две главные модели манипулирования — психологическую и рациональную. Суть психологической модели заключается в выборе наиболее подходящих стимулов для приведения в действие именно тех психологических механизмов, которые способны вызвать желаемую для манипулятора реакцию. При таком подходе человек рассматривается как простой механизм, действующий по принципу стимул—реакция.

В рациональной модели манипулирование  осуществляется не через использование  психологических мотивов, а посредством  обмана и вероломства. Среди форм манипулирования, относимых к этой модели, американский исследователь выделяет следующие:

сокращение количества доступной  для рядового гражданина информации;

использование пропаганды, т. е. предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации;

использование секретности, т. е. преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный  политический курс;

информационная перегрузка, т. е. сознательное предоставление чрезмерного  объема информации с целью лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно оценить ее; т. е. гражданин, не имеющий доступа к информации, вынужден полагаться на ее официальную интерпретацию.

Политика обмана имеет  свои законы. Во-первых, ложь должна быть определенным образом дозирована и не переходить некоторых пределов, чтобы сохранить видимость правдоподобности. Во-вторых, политик должен хорошо знать, что ожидает от него аудитория. Тот факт, что истина выступает порой в менее привлекательной форме, чем фикция, создает для политика определенную почву для маневрирования. Задача политика в этом смысле состоит, скорее, в поисках выгодных для него иллюзий, на которых он может “сыграть”. В-третьих,  

при манипулировании политики руководствуются так называемой “логикой коллективного действия”, основанной на солидарности, т. е. политики понимают, что общественность теряет доверие ко всей группе политиков, если раскрывается обман одного из ее членов.

Американский институт анализа  пропаганды, обобщая практику мировой  журналистики, приводит следующие приемы манипулирования, обладающие, по мнению специалистов, внушительной эффективностью:  

 

1) “наклейка ярлыков” (“присвоение  прозвищ”) — наделение личности  или идеи унизительным, оскорбительным  либо смешным прозвищем, эпитетом, подрывающими их авторитет;

2) “рекомендация” (“свидетельство”)  — использование для повышения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей;

Информация о работе Технология манипулирования политическим сознанием