Сущность политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:45, контрольная работа

Описание работы

Политическая власть — это разновидность социальной влас¬ти.
Социальная власть возникает вместе с человеческим обще¬ством как его неотъемлемый и необходимый элемент. Причины ее появления коренятся: в потребности самосохранения социума, не¬обходимости продолжения рода человеческого, объективной не¬однородности социальной структуры любого общества, коллектив¬ном (общественном) характере труда, персональных преимуще¬ствах людей в определенной сфере жизни.

Содержание

1. Общая характеристика социальной помощи...................................................3
2. Политическая власть и ее значение..................................................................8
3. Понятия и особенности государственной (политической) власти..............13
Библиографический список..................................................................................20

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 96.50 Кб (Скачать)


2

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

СЫКТЫВКАРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине Политология

 

На тему: Сущность политической власти

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил                                                                                     студент 2у курса

 

 

                                        Спец. МО

                                                                                                 

 

 

 

 

Проверил:                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2011г.

Содержание

 

1.      Общая характеристика социальной помощи...................................................3

2.      Политическая власть и ее значение..................................................................8

3.      Понятия и особенности государственной (политической) власти..............13

Библиографический список..................................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Общая характеристика социальной власти

 

 

Политическая власть — это разновидность социальной влас­ти.

Социальная власть возникает вместе с человеческим обще­ством как его неотъемлемый и необходимый элемент. Причины ее появления коренятся: в потребности самосохранения социума, не­обходимости продолжения рода человеческого, объективной не­однородности социальной структуры любого общества, коллектив­ном (общественном) характере труда, персональных преимуще­ствах людей в определенной сфере жизни. Важное значение име­ет психологический фактор, суть которого состоит в том, что неко­торые люди по своей природе склонны к доминированию над дру­гими людьми. В то же время есть люди, которые чувствуют себя более комфортно и спокойно, когда ими руководят.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными сло­вами, это системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отно­шения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь лю­дей делается организованной и упорядоченной.

Большой вклад в развитие теории социальной власти внес М. Вебер, который понимал власть как способность субъекта ут­верждать в сфере социальных отношений собственную волю, не­смотря на сопротивление. Суть власти и заключается в способно­сти навязывать другим свою волю и соответствующее этой воле поведение.

Социальная власть весьма сложна по своей структуре. Прежде всего следует различать два ее основных вида: политическую и неполитическую. Первая охватывает государственную (законода­тельную, исполнительную и судебную), партийную, власть обще­ственно-политических организаций и движений. Вторая включает в себя личную, семейную, общественных организаций, власть не­формальных лидеров, объединений, групп.

Социальная власть предопределяется экономическими отно­шениями, базисом общества. Однако она не может функциониро­вать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший эле­мент любой социальной власти, без учета которой невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть в действии означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой — подчинение подвластных этой воле. Воля прочно со­единяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социаль­ной общности или личности (группе лиц), воля которой в ней воп­лощена. Бессубъектной, т. е. никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие "властвующий субъект" — первоисточник, первоноситель власти.

Власть невозможна без объектов воздействия — индивидов, их объединений, групп, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают (непосредственно общественная власть), но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различают­ся и занимают различное положение в обществе.

Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять значение и других ее струк­турных элементов, в частности силы. Речь идет не о физической силе, хотя власть способна проявлять себя и таким образом, а о силе в социальном смысле ("сила закона", "сила привычки"). Социальная власть может быть слабой, но лишенная силы, она превращается в фикцию, так как неспособна, претворить властную волю в жизнь.

Власть бывает, сильна поддержкой, доверием широких масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей\воли подвластным часто использует силу иде­ологического воздействия, в том числе обман и популистские обе­щания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы — органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Социальная власть непрерывно воздействует на обществен­ные процессы и сама выражается в особом виде отношений — властеотношениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли вла­ствующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Властеотношения отличаются ярко выраженной целенап­равленностью и организованностью.

Таким образом, представляется возможным дать определе­ние власти с двух позиций. В субъективном плане власть — это способность и реальная возможность субъекта осуществлять, а в необходимых случаях — навязывать свою волю другим людям. В объективном значении власть — это система отно­шений подчинения одних субъектов (подвластных) воле дру­гих (властвующих) при помощи силы авторитета, закона, при­нуждения. Определяющая черта власти — способность властву­ющих субъектов навязывать окружающим свою волю, господство­вать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, вы­ражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольно­го ее использования.

Вебер различал следующие легитимные (одобряемые) осно­вания господства властвующих субъектов: традиционное; хариз­матическое; легальное.

Традиционное господство опирается на священность издрев­ле сложившегося порядка, на силу вековой привычки. Господство харизматическое легитимируется не привязанностью к традиции, т. е. к тому, что давно устоялось и стало обычным, а, напротив, "авторитетом внеобычного личного дара" (харизмой). Однако при всем различии традиционного и харизматического видов господ­ства их все же объединяет личный характер отношений между властвующим и подчиненными субъектами. Только мотивом лич­ной преданности харизматику (государю, вождю, лидеру) являет­ся не традиция, а яркое эмоциональное чувство, вера в его необыч­ный дар, желание не расставаться с подобным чувством.

Легальное господство предполагает подчинение не личнос­тям, а общим правилам (нормам), установленным законом, перед которым все без исключения равны. По мысли М. Вебера, легаль­ное (рациональное) господство не имеет ценностной (традиция, харизма) опоры, поэтому оно не столь мощно легитимируется, как первые два вида. И все же легальное господство более надежно и менее подвержено субъективизму.

Некоторые политологи основой легитимности власти счита­ют ее сакральность, т. е. таинственность, мистичность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Политическая власть и ее значение

 

Политическая власть — ось, вокруг которой вращается поли­тическая жизнь в любой стране. Это фундаментальное, многомер­ное явление и понятие. Его содержание развивается в других политических категориях. Наиболее важные из них раскрывают и конкретизируют ту или иную сторону, грань политической власти.

Кроме того, политическая власть, пожалуй, самый труднопос­тижимый феномен общественной жизнедеятельности людей, не­редко окруженный ореолом таинственности и непознаваемости. В понятиях "политическая власть", "властеотношения" преломля­ются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отра­жается суровая логика борьбы классов, социальных общностей, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы политической власти волновали в прошлом и ныне волнуют уче­ных, политиков, богословов, писателей.

Политическая власть функционирует в структурно сложном, внутренне противоречивом обществе, она играет роль своеобраз­ного обруча, удерживающего общество от саморазрушения. Буду­чи разновидностью социальной власти, политическая власть обла­дает всеми признаками последней, но имеет немало качественных особенностей.

Политическая власть неразрывно связана с государством, исторически она появляется имеете с ним. И длительное время политическая власть правомерно отождествляется с государствен­ной. Но развитие всех сфер жизнедеятельности общества, услож­нение и структуризация социально-политических институтов, уси­ление взаимодействия между государственными и общественны­ми образованиями объективно влечет и усложнение по своей струк­туре и формам выражения политической власти.

В условиях гражданского общества, где функционирует раз­витая правовая система, созданы определенные предпосылки для идеологического и политического плюрализма, гарантии самосто­ятельности органов местного самоуправления и свободного раз­вития личности, политическая власть на некоторых уровнях име­ет тройственную форму проявления — она осуществляется в виде государственно-политической власти, власти муниципальных об­разований и общественно-политической власти.

Государственно-политическая (государственная) власть в пределах государственной территории распространяется повсеме­стно и объектом своим имеет все население страны (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы). В феде­ральных государствах она подразделяется на общефедеральную власть, власть субъектов федерации (краев, областей, республик, штатов и т. п.) и местную власть (управляющие, префекты). В уни­тарных государствах различают власть центральную и местную. В демократических государствах в соответствии с принципом разделения властей конституционно обозначается законодательная, ' исполнительная и судебная власть. При этом следует заметить, что это не разные власти, а лишь "ветви", проявление одной вер­ховной государственной (политической) власти, характеризующей­ся целостностью, единством и неделимостью.

Власть муниципальных образований имеет свои особеннос­ти, которые заключаются в следующем.

Во-первых, ей присуще сочетание публичных и гражданско-общественных начал в формировании и реализации властных от­ношений.

Во-вторых, она носит местный, локальный характер и рас­пространяется только на территории конкретного муниципально­го образования.

В-третьих, муниципальная власть является результатом не­посредственного выражения воли населения и она прямо направ­лена на решение общих дел местного значения.

Политический характер власти муниципальных образований обусловлен тем, что она формируется при участии определенных политических сил и отражает общие интересы населения террито­рии, использует силу и рычаги принуждения, вправе издавать и применять нормативно-правовые акты. Круг вопросов, которые решает муниципальная власть, в своей совокупности имеет обще­государственное, общеполитическое значение. Кроме того, органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными пол­номочиями государственной власти1.

Специфика общественно-политической власти состоит в том, что она распространяется только на членов конкретных полити­ческих организаций (движений) и осуществляется в рамках член­ства. Можно выделить несколько уровней и подсистем функцио­нирования общественно-политической власти.

Во-первых, это власть конкретных политических объединений (политических партий, общественно-политических организаций и движений). Она реализуется через их организационные руководя­щие структуры. Данный институциональный уровень политичес­кой власти является наиболее зримым и реальным. По вертикали система политической власти каждого институционального поли­тического образования состоит из подсистем местного, региональ­ного (субъектов федерации), общефедерального масштаба.

Во-вторых, можно обозначить коалиционный уровень власти, отражающий совокупность властных устремлений нескольких со­циально однородных политических организаций или блока поли­тических партий, или блока партий и объединений, отражающих интересы различных социальных общностей. В подобном случае власть реализуется через временные или постоянные органы типа круглых столов, советов парламентских фракций. Коалиция по­литических сил также может функционировать на местах, в реги­онах и в рамках всей страны.

В-третьих, необходимо выделить общий для страны обществен­но-политический уровень власти. Здесь концентрируются резуль­таты политического консенсуса, достигнутые в ходе соперничества и сотрудничества различных политических сил, взаимодействия общественно-политических институтов с государственно-полити­ческими структурами. Если такие результаты получают отражение в нормативно-правовых актах, то общественно-политическая власть совпадает с государственно-политической властью, приобретает всеобщий властный политический характер и осуществляется го­сударством. В иных случаях (а это, как правило, в периоды револю­ционных ситуаций, перехода от одного строя к другому, становле­ния нового общественного уклада и т. п.) она реализуется через политические органы разновременного характера (конференции национального согласия, народные, отечественные фронты).

Информация о работе Сущность политической власти