Сущность политической власти её легитимация и легитимность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:20, контрольная работа

Описание работы

Политическая власть распространятся на все общество, и имеет ряд отличительных признаков: имеет право пользоваться силой в рамках закона на территории страны; имеет единый центр принятия решений; задействует в управление все имеющиеся ресурсы; реализуется на правовой основе от имени всего общества.
Важнейшее место в политической власти занимает государство и государственная власть. Субъектом власти выступает государство через госорганы, учреждения и должностных лиц, объектом является граждане страны. Политическая власть реализуется как в рамках государства, так и в рамках партий, организаций (в том числе международных), профсоюзов. Государственная власть является стержневой категорией в политической власти.

Содержание

Введение 3
1. Понятие политической власти 5
2. Субъект и объект политической власти 8
3. Ресурсы власти 9
4. Виды и признаки политической власти 12
5. Легитимность и легитимация власти 14
Заключение 19
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Сущность политической власти ее легитимация и легитимность.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

Понятие власти – одно из ключевых в политологии, которое позволяет понять сущность политики. Борьба за власть – характерная черта политической жизни общества. Политическая власть не является единственным видом власти в обществе. В любой общности людей, более или менее организованной, наблюдается наличие власти. Каждому виду власти присущи одни и те же определенные черты, которые в совокупности позволяет дать определение и характеристику власти как общей социальной категории.

В политологии  имеет место множество определений власти, но однозначного понимания ее сущности до сих пор нет. При всем многообразии воззрений многим исследователям присуще ее толкование как возможности авторитета заставлять повиноваться, подчинять своей воле других.

Политическая  власть распространятся на все общество, и имеет ряд отличительных признаков: имеет право пользоваться силой в рамках закона на территории страны; имеет единый центр принятия решений; задействует в управление все имеющиеся ресурсы; реализуется на правовой основе от имени всего общества.

Важнейшее место  в политической власти занимает государство  и государственная власть. Субъектом  власти выступает государство через  госорганы, учреждения и должностных  лиц, объектом является граждане страны. Политическая власть реализуется как в рамках государства, так и в рамках партий, организаций (в том числе международных), профсоюзов. Государственная власть является стержневой категорией в политической власти. Политическая власть должна быть устойчивой, что зависит от ее социальной основы.

Цель данной работы заключается в анализе  сущности политической власти, ее легитимации  и легитимности.

 

1. Понятие  политической власти

 

В политологии  существует несколько подходов к  пониманию власти.

Теологический подход – считается, что всякая власть от Бога, а исполнителями воли Бога являются монархи. Основой норм поведения являются религиозные постулаты.

Биологический подход – полагают, что власть не является специфичной только для  людей, но также свойственна и  животным. Основы власти лежат в  биологической структуре.

Психологический подход – власть как способ господства бессознательного над сознанием.

Бихевиористский подход – благодаря возможности изменения поведения других людей рождается особый тип поведения – власть. Человек неосознанно стремится к власти и видит в ней способ улучшения своего существования, наслаждаясь ее обладанием.

Мифологический  подход – власть дана ее носителям благодаря их превосходству над другими – интеллектуальному, физическому, религиозному или другому.

Антропологический подход – рассматривает все действия, основанные на авторитете и власти, как политические, и распространяет понятие политической власти на все социальные образования. Власть вождей, старейшин, собраний рассматривается как политическая.

Конфликтологический подход – власть как подавление одного класса другим. Господство и подчинение обусловлено экономическим неравенством.  Экономическое превосходство позволяет подчинять себе неимущие классы [2, с. 48].

Власть всегда интересовала политиков, ученых, религиоведов, так как в ней преломляются разные аспекты жизни общества, отражая борьбу классов, наций, партий и групп [4, с. 88]. Большинство исследователей придерживается точки зрения, что только власть, осуществляемая государством, его институтами и органами, является политической. Государство является единственным и главным носителем политической власти. Обычно в научной литературе понятия «государственная власть» и «политическая власть» отождествляют, и это вполне логично, так как государственная власть всегда обладает свойствами политической, и в ней отмечаются признаки классовости. По описанию Мо-Цзи, государственная власть возникла из стремления человека преодолеть социальный хаос и создать единую систему общественного управления, избрав самого мудрого  и добродетельного человека своим властителем. Подобной же точки зрения на происхождение политической власти придерживался и Аристотель. В своей работе «Политика» он говорит о том, что механизм власти необходим для организации и регулирования общественных отношений. При этом, в отличие от Конфуция, Аристотель разделял власть господскую и семейную с политической властью [3, с. 237].

Сторонники  марксизма определяли политическую власть как подавление одним классом  другого, как организованное насилие. Из этого утверждения вырос миф о том, что всякая власть – зло, которое общество терпит до некоторых пор. Однако не всякую государственную власть можно свести к «насилию», особенно демократическую, которая, напротив, является сильной созидающей силой.

Политическая  власть осуществляется через государственное управление, реализуясь в деятельности государственных органов, которые образуют механизм власти. Но отождествлять политическую власть с госорганами неверно. Властвующий субъект лишь наделяет госорганы полномочиями, а не передает им власть.

Власти нужен  авторитет, она нуждается в его  силе. Так же власть имеет материально-предметные источники силы – полиция, армия, органы госбезопасности, тюрьмы. Эта  сила определяет ее силу и гарантирует  принудительную способность. Сила может  оправданно применяться при отражении внешних агрессий или предотвращения преступности.

Таким образом, политическая власть – социальный институт, выражение мощи, воли и силы государства, которое воплощается в государственных учреждениях и органах и упорядочивает поведение гражданина и социальные отношения. Это специфическое взаимодействие по крайней мере двух субъектов, где один подчиняется распоряжениям второго, а носитель власти реализует свою волю и интересы.

Политическая  власть воздействует на поведение индивида и масс, защищает от внутренних и внешних посягательств с помощью различных средств, в том числе военной силы и принуждений. Характер политической власти – общественно-опосредованный, т.е. решения власти обязательны для всех. В рамках политической государственной власти функционируют институты – президент, парламент, правительство, суд. Общественная политическая власть выражена в деятельности партийных организаций, групп, независимых СМИ и в общественном мнении.

 

2. Субъект  и объект политической власти

 

Субъект воплощает  направляющее, активное действие власти. В политике это отдельный индивид, группа людей, класс и т.д., который добивается от других субъектов действий, приводящих к удовлетворению его воли. У субъекта должны наблюдаться некоторые качества – желание власти, воля к власти, компетентность, авторитет, организованность. В реальности эти качества есть не у всех представителей власти [6, с. 96].

Тот факт, что  власть часто отождествляют с  ее носителем, показывает отражение  первостепенной роли субъекта. Властное отношение субъекта определяется через решения и приказы, где предписываются нормы поведения объекта власти и оговариваются меры наказания за нарушения распоряжений. Итак, субъект определяет содержание властного отношения через различные формы и проявления функционирования власти: наказание и поощрение, насилие и принуждение, соперничество и сотрудничество, управление и контроль [1, с.58].

Власть является двусторонним взаимодействием, и кроме  субъекта у нее есть объект, которым является индивид, социальная группа, класс, масса. В политике объектом власти является подчиненный, готовый подчиняться и способствовать реализации интересов и воли субъекта.

Субъект и объект политической власти, как правило, не совпадают, а подвластные и властвующий четко разделены. В демократических обществах наблюдается тенденция их сближения, иногда даже частичное совпадение. Каждый гражданин демократического государства – не только подвластный член общества, но и полноценный индивидуальный первоноситель и источник власти. Высшие органы власти в таких государствах над собой имеют высшую власть народа, то есть одновременно являются субъектом и объектом власти [8, с. 91]. Тем не менее полного совпадения нет, иначе власть утратила бы политический характер.

3. Ресурсы власти

 

По определению  В.П. Пугачева, ресурсы власти представляют собой все, что группа или индивид могут использовать для влияния на других [7, с. 100]. Неравномерное распределение ресурсов власти является социальной причиной для подчинения объекта субъекту. Для глубокого понимания власти необходимо детально изучить ресурсы. Они могут применяться как поощрение, убеждение или наказание. Власть превращает ресурсы в устойчивое влияние взаимосвязанных агентов друг на друга в рамках системы.

Существует  несколько классификаций властных ресурсов. Так, А. Этциони выделяет следующие виды: утилитарные, принудительные и нормативные [7, с. 101]. Утилитарные ресурсы – материальные и другие социальные блага, направленные на удовлетворение повседневных интересов граждан. Их могут использовать для влияния на целые слои населения. Например, в качестве наказания снижать заработную плату за некачественную работу. Принудительными ресурсами обычно являются административные меры наказания в случаях, когда утилитарные ресурсы не работают. Нормативные ресурсы призваны убедить объекта власти в общности его интересов с субъектом, повлиять на его убеждения и ценностные нормы.

Также распространена классификация ресурсов власти в  соответствии с видами жизнедеятельности. Согласно ей выделяют:

- экономические,  т.е. материальные ценности, необходимые  для потребления и производства, денежные средства, техника, ископаемые  и земли;

- социальные. К ним относится способность изменения статуса или ранга. Эти ресурсы частично связаны с экономическими. Например, доход и достаток ведет к росту социального статуса.

- принудительные (силовые) – сюда относят армию,  полицию, службы госбезопасности,  правоохранительные органы. Это  наиболее эффективный ресурс  власти, так как он вместе со  своими вещественными проявлениями (снаряжение, оружие, тюрьмы) способны лишить индивида высших ценностей;

- культурно-информационные, т.е. информация и средства  ее получения – институты науки  и образования, СМИ и т.д.  По утверждению социолога О.  Тоффлера, информация и знание превращается в важнейший ресурс власти, приобретающий первостепенное значение. [3, с. 118];

- демографические – т.е.  сам человек. Это важнейший многофункциональный ресурс, который производит все остальные ресурсы, и является субъектом и объектом власти одновременно.

Государство обладает всеми  видами ресурсов власти в той или  иной степени.

Процесс властвования включает в себя разные способы осуществления  властных отношений. Первый из них заключается в направлении объекта на определенный, необходимый субъекту путь, в побуждении его к определенным действиям. Другой способ, напротив, реализует власть путем обеспечения бездействия подчиненных, прекращения их нежелательной для субъекта деятельности [2, с. 50]. Из сферы общественных обсуждений исключаются нежелательные темы, вследствие чего из массового сознания исключается их адекватное отражение, и предотвращаются политические конфликты.

Способы властвования могут  быть:

- демократическими –  исполнители принимают участие  в принятии решений;

- авторитарными – неограниченная власть без полного контроля над подчиненными;

- тоталитарными – полный  контроль субъекта над объектом;

- конституционными –  в рамках закона;

- деспотическими – произвол  и беззаконие;

- либеральными – уважение  свободы и прав индивида.

Процесс властвования находится под контролем механизма власти – системы органов, организаций и норм их деятельности.

 

4. Виды и признаки политической власти

 

Существует  несколько классификаций власти по ряду оснований.

По классовому и формационному признакам власть делят на: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и др.

По количественному  признаку – олигархическая, полиархическая, единоличная.

По правовому  признаку – легальная, нелегальная, легитимная и нелигитимная.

В зависимости от источников власти выделяют вознаграждающую, принуждающую, референтную, нормативную, экспертную, информационную власть и другие.

По функциям органов власти выделяют законодательную, судебную, исполнительную власть.

Надо отметить, что носитель власти для одного типа власти может быть ресурсом для другого.

По характеру  применения власть делят на демократическую, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическую.

В соответствии с классификацией по институциональному признаку можно выделить такие виды: партийная, общественная, личная, государственная.

Политическую  власть чаще всего власть классифицируют в зависимости от ресурсов, которые она использует. Власть может быть следующих видов:

- экономическая.  Собственность на материальные  ценности, контроль над ними. В мирное время этот вид власти доминирует над другими;

- социальная. Распределяет  позиции в социальной структуре  общества – звания, статусы, ранги.  Тесно связана с экономической  властью;

- культурно  – информационная. Власть осуществляется  посредством контроля над информацией, знаниями и средствами информации. Сюда относится религиозная, моральная и другие виды власти на основе авторитета. Этот вид власти способен манипулировать общественным сознанием;

- принудительная. Осуществляется через силовые структуры, контролирует людей с помощью физической силы на легальной основе.

Информация о работе Сущность политической власти её легитимация и легитимность