Сущность политической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

В различных исторических условиях -- чаще всего при нестабильных политических процессах -- некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 16.92 Кб (Скачать)

Коврикова 2-й вопрос

 

 

Сущность  политической культуры

Сущность политической культуры проявляется в ее функциях. Как специфический круг явлений  она оказывает собственное воздействие  на политический процесс, динамику изменений  в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. К важнейшим из функций можно  отнести:

- идентификации,  раскрывающей постоянную потребность  человека в понимании своей  групповой принадлежности и определении  приемлемых для себя способов  участия в выражении и отстаивании  интересов данной общности;

- ориентации, характеризующей  стремление человека к смысловому  отображению политических явлений,  пониманию собственных возможностей  при реализации прав и свобод  в конкретной политической системе;

- адаптации, выражающей  потребность человека в приспособлении  к изменяющейся политической  среде, условиям осуществления  его прав и властных полномочий;

- социализации, характеризующей  обретение человеком определенных  навыков и свойств, позволяющих  ему реализовывать в той или  иной системе власти свои гражданские  права, политические функции и  интересы;

- интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам  возможность сосуществования в  рамках определенной политической  системы, сохранения целостности  государства и его взаимоотношений  с обществом в целом;

- коммуникации, обеспечивающей  взаимодействие всех субъектов  и институтов власти на базе  использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других  средств информации и языка  общения.

В процессе реализации своих функций политическая культура способна оказывать тройственное влияние  на политические процессы и институты.

Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные для общества формы  политической жизни. Причем в силу устойчивости ценностных ориентации в сознании человека такая возможность сохраняется  даже в случае изменения внешних  обстоятельств и характера правящего  режима. Поэтому и в периоды  проводимых государством реформ целые  слои населения могут поддерживать прежние политические порядки, противодействуя  новым целям и ценностям.

Такая способность  политической культуры хорошо объясняет  то, что большинство революций  нередко заканчивается либо определенным возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения  внутренне освоить новые для  себя цели и ценности), либо террором (только и способным принудить  людей к реализации новых для  них принципов политического  развития).

Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы  социальной и политической жизни.

В-третьих, комбинировать  элементы прежнего и перспективного политического устройства.

В различных исторических условиях -- чаще всего при нестабильных политических процессах -- некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса.

С другой стороны, в переходных процессах  нередко возрастает способность  политической культуры к дезинтеграции  систем правления, основанных на непривычных  для населения целях и ценностях.   

Типологии политической культуры

Системному пониманию  феномена политической культуры помогает ее типология, поскольку она помогает различить по содержательному основанию  эмпирические политические культуры и  определяет их иерархию по отношению  к некой идеальной, «перфектной» модели. Под влиянием общественных условий, а также получивших массовое распространение норм и образцов поведения граждан, особенностей быта различных социальных групп и  т.д., политическая культура вырабатывает свойства, имеющие как всеобщее, так и достаточно четко выраженное групповое значение, характерное  как для отдельных стран, так  и для различных слоев населения, регионов государства.

Модели и типы политических культур чрезвычайно  разнообразны, проявляются по-разному  и в различных модификациях. В  основании типологии политических культур могут лежать факторы, отражающие, к примеру: специфику разнообразных  политических систем ,стран и регионов, типов ориентаций граждан в политической игре, открытость или закрытость политических ценностей к инокультурным контактам, внутреннюю целостность культурных компонентов, идеологические различия и др.

Классической считается типология культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой. В основу они положили тип ориентации субъекта политического действия на «специализированные политические объекты» или «частотность различных видов когнитивной, аффективной и оценочной ориентаций в отношении политической системы в целом, аспектов ее «входа» и «выхода» и самого себя как политического субъекта». Они выделили три «чистых» типа политической культуры:

- патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политике. Этот тип политической культуры имел место в условиях средневековья. Патриархальная политическая характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением множества более мелких;

- подданнический или  авторитарный. Этот тип политической культуры предполагает отстранение граждан от политики как самостоятельных ее субъектов. Но допускает и возможность их участия в политической жизни в рамках, определенных властными структурами. В таком случае политическая активность масс, инспирируемая властями, используется ими для поддержки своего курса, руководства обществом. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в Союзе ССР, начиная с 20 - 30-х гг., и не только тогда, но и практически всю в течение всей истории Российского государства;

- активистский, проявляющийся в активном участии граждан в политической жизни, которая строится на основе их заинтересованности и добровольности, реализуется в различных формах деятельности многочисленных субъектов политики. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.). Именно в этом направлении сегодня происходят попытки изменения политической культуры России, но с твердой уверенностью можно сказать, что она еще долго останется смешанной, включающей подданнические элементы.

Однако, идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, а существуют, не вытесняя друг друга. Так, политическая культура западных стран, согласно концепции Алмонда и Вербы, представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль «подданных». Еще более важным является тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены. Поэтому будет функциональной известная степень пассивности и неучастия граждан в политической жизни.

Типы политической культуры могут определяться и на более общих основаниях, способных  обнажить более универсальные черты  разнообразных стилей политического  поведения граждан в тех или  иных странах. Так, например, можно говорить о рыночной политической культуре (где  политика понимается людьми как разновидность  бизнеса и рассматривается в  качестве акта свободного обмена деятельностью  граждан) и этатистской (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивидов).

Существуют и  еще более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров - Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.


Информация о работе Сущность политической культуры